День отъезда

В день отъезда не забудьте:

ü Собрать, посчитать и сдать бельё

ü Убрать комнаты, отрядное место, оставить их в порядке и чистоте

ü Проверить, все ли свои вещи собрали ребята

ü Организовать «бюро находок» (определите место, где будут находится потерянные вещи)

ü Напомнить ребятам о правилах поведения во время поездки домой

ü Посадить детей в автобус и проверить список.

Анализ жизнедеятельности коллектива

Анализ - это этап в организации дела, который позволяет соотнести результаты дела с намеченными в процессе целеполагания задачами, и оценить эффективность деятельности. Существует две формы анализа - Рефлексия и Огонек.

Рефлексия - это осмысление человеком собственных действий и поступков, своих внутренних состояний, чувств, переживаний.

Анализ и рефлексия необходимы в педагогической деятельности, так как они позволяют контролировать деятельность отряда (и деятельность собственно педагога), не допускать ошибок; позволяют своевременно корректировать деятельность педагога, создают основу для поиска и реализации новых идей, создают условия для профессионального роста педагога и развития коллектива. Важно научить подростка коллективному анализу и рефлексии, так как это способствует осознанному отношению их к деятельности коллектива и собственной деятельности, и является мощнейшим средством личностного саморазвития.

Анализ деятельности и отношений осуществляется на 5 уровнях

Ø Личностный уровень - дневники, анкеты, беседы, ведение педагогического дневника

Ø Групповой уровень - диагностика деятельности малой группы (инициативная группа, совет дела)

Ø Отрядный уровень - система отрядных огоньков, сбор совета отряда

Ø Общелагерный уровень (всего детского коллектива) - общий сбор лагеря (форум),совет командиров

Ø Уровень педагогического коллектива - анализ деятельности отряда и вожатого на ежедневных планерках, педагогические советы

Общие требования к коллективному анализу:

Конструктивность (выявлять как положительные, так и отрицательные стороны, не сводиться к фиксации эмоций)

Позитивность (выявление позитивных моментов в жизнедеятельности коллектива, создание положительной мотивации на достижение успеха)

Своевременность (отвечать потребностям группы, настрою и педагогическим задачам)

Структурированность (соблюдение этапов анализа, фиксация результатов)

Разнообразие (использование различных форм проведения анализа)

Личная направленность (стимулирование осознанного отношения каждого к жизнедеятельности коллектива и собственным поступкам)

Огонек

«Огонек» - уникальная форма отрядной работы. Это – откровенный разговор, коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня; взаимоотношений, складывающихся в коллективе.

Основная задача огонька - это рефлексия совместной деятельности отряда, событий происходящих с отрядом в целом и с каждым в отдельности. Огонек позволяет членам отряда лучше узнать друг друга, привить навыки самоанализа и анализа событий, происходящих в лагере и отряде. Огонек является важным средством в формировании личности, самооценки подростка, его отношения к сверстникам истаршим.

Типы огоньков:

Задача «огоньков» оргпериода - воспитывать у подростков потребность в общении, в рефлексии совместной деятельности. Первые «огоньки» могут различаться по форме организации: «Письмо домой», «Письмо другу», «Рассказ - эстафета» и т. д. Одним из традиционных для оргпериода является «огонёк» «Расскажи мне о себе». Схема его проведения: настрой на эмоционально - положительное отношение к предстоящему разговору; небольшое вступительное слово вожатого, ведущего «огонёк»; затем каждый рассказывает о себе - чем любит заниматься, какие люди ему нравятся, чего он ждёт от этой смены и т.п. Завершается разговор общей песней.

«Огоньки» в основной период. Их задача - рефлексия деятельности отряда. Продолжительность обычно около 20 минут. В случае кризиса в развитии детского коллектива «огонёк» может быть более продолжительным. Важно, чтобы каждый «огонёк» чем-то отличался от другого, был необычным. Если вожатые смогут организовать в отряде именно такое непринуждённое общение, то оно станет потребностью всех членов отряда.

«Огонёк» - анализ дела. Его задача - научить ребят видеть причины удач и неудач в организации какого-либо дела, привить навыки анализа совместной деятельности. Схема анализа: высказывание отношения к делу; обсуждение целей и задач дела, степени их достижения; качество подготовки к делу; причины неудач и варианты их исправления. На первых «огоньках» анализ может провести вожатый, впоследствии это может делать ответственный за дело или лидер отряда.

Тематические «огоньки». Задача: организация разговора на актуальную для отряда тему. Такие «огоньки» способствуют самопознанию личности, её духовному развитию. Тематический «огонёк» является отрядным делом, и к нему готовятся предварительно. Выбирается тема, интересующая всех, и каждый готовится к общему разговору. Отдельные сюжеты «огонька» могут подготовить малые инициативные группы.

Итоговый «огонёк» «Расскажи мне обо мне». Задача: подвести итог жизни отряда, определить, какое влияние оказал отряд на каждого члена коллектива. Этот «огонёк» является очень важным в формировании самопознания и самооценки детей. Схема проведения «огонька» такая же, но теперь каждый говорит о каждом члене коллектива, который держит в руках символ отряда.

Маленькие советы:

1. "Огонек" должен иметь определенную длительность, которая определена заранее, он не должен длиться бесконечно.

2. "Огонек" - это форма задушевной, искренней беседы. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для "огонька" можно выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.

3. Вечерний "огонек" - это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение "огонька" в развлекательном ключе.

4. Каждый "огонек" требует подготовки. Ведь каждый "огонек" должен стать незабываемым и единственным в своем роде.

5. Пусть у вашего отряда будет своя тайна, которая возникнет на одном из "огоньков". Может быть, вы будете загадывать желания на "огоньке". Или на первом отрядном "огоньке" каждый ребенок напишет пожелания самому себе в конец смены и вы, всем отрядом, закопаете эти пожелания под самым красивым деревом в вашем лагере, чтобы на последнем "огоньке" их прочитать и т.д. Такая тайна придаст вашим "огонькам" романтичную атмосферу.

6. Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда "вечерней", т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день. Кстати, это может быть не только песня, но и "вечерняя" речевка, а может быть и то и другое.

Нет более важного дела на смене, чем правильно проведенный вечерний "огонек". Никакой, даже самый насыщенный день не имеет ни смысла, ни пользы, если он со всех сторон, самым тщательным образом не оценен, не разобран по косточкам и из всего не сделано обобщающих выводов.

Вечерний "огонек" - это почти семейное, домашнее дело, на "огоньке" должно быть тепло, уютно и душевно. Отряд общается.

Быть может в течение дня кто-то из ребят не смог себя проявить, побыть в центре внимания, но дать свою оценку и быть внимательно выслушанным он имеет полное право. Не жалейте времени и сил на "огоньки"!

Педагогический смысл "огонька" - научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения - научить искусству разговора.

"Огонек" - это конкретное воплощение в жизнь принципов самоуправления: сами планируем, сами организуем, сами

Проводим, сами обсуждаем. На "огоньке" идут самые важные разговоры о семейных делах, трудностях, конфликтах. Здесь мечтают, спорят, поют любимые песни.

"Огонек" - это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравиться, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца - одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

Для вечернего "огонька" существуют правила:

1) Дети должны быть заранее настроены и готовы к "огоньку".

2) Все: и дети, и взрослые - располагаются на одном уровне вокруг огня, который находится в центре.

3) Дети и вожатые должны выполнять законы (они могут формироваться по мере надобности):

Законы огонька:

" Когда говорит один - все молчат"

" Никого не осуждаем. Нет плохих людей, есть плохие поступки"

" Закон свободного микрофона"

" Все сказанное на "огоньке" не должно "выноситься" за его пределы"

"Огонек" - это не встреча в кафе, здесь не едят и не танцуют"

"Через центр круга переходить нельзя",

"Огонек" проводится в располагающей обстановке, у костра или при свечах. Пока не все собрались, поются тихие, спокойные песни.


Приложения

Основы первой медицинской помощи

В детский лагерь дети едут с установкой на отдых, ожидая веселья, беготни, различных игр и спортивных соревнований. Естественно, все это будет. Но в процессе отдыха, в походе, на спортивных площадках ребята могут получить травмы, и, возможно, вам придется оказать пострадавшему ребенку первую медицинскую помощь. Поэтому знания в медицине вам очень пригодятся. А также, кроме большого багажа знаний и набора веселых, интересных и полезных игр, у вожатого обязательно должна быть своя аптечка с минимальным набором медицинских средств первой необходимости:

­ стерильный бинт;

­ вата;

­ перекись;

­ йод (или зеленка);

­ лейкопластырь;

­ нашатырный спирт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: