1. Эвристическая беседа.
– Что значит быть вежливым?
– Какие правила вежливости вы знаете и должны выполнять?
Правила вежливости
В вежливости проявляется отношение к другим людям. Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах и действиях.
– Какие «вежливые» слова вы знаете?
«Вежливые» слова («пожалуйста», «спасибо», «будьте добры» и др.), сказанные грубым голосом или развязным тоном, перестают быть «вежливыми».
Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не отвечать на приветствие.
Если ты сидишь, а в комнату вошел взрослый, встань, чтобы с ним поздороваться.
Со взрослыми надо здороваться первым, но самому протягивать руку нельзя. За руку здороваются, если взрослый сам протягивает руку. Здороваясь, надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Если к тебе обратился взрослый человек, который стоит, а ты сидишь, встань и разговаривай стоя.
Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
|
|
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим. Если его о чём-то спрашивают или просят оказать какую-то услугу (что-то принести, подать, кому-то помочь), он всегда делает это охотно.
2. Знакомство со стихотворением А. Барто «Любочка».
На доске иллюстрация с стихотворениям А. Барто.
– Рассмотрите иллюстрации. Вспомните и расскажите стихотворения, к которым выполнены эти рисунки.
– Кто автор этих произведений? (А. Барто.)
– Сегодня мы познакомимся еще с одним стихотворением А. Барто.
– Послушайте его:
Любочка
Синенькая юбочка, Ленточка в косе, Кто не знает Любочку? Любу знают все. Девочки на празднике Соберутся в круг. Как танцует Любочка! Лучше всех подруг. Кружится и юбочка, И ленточка в косе. Все глядят на Любочку, Радуются все. Но если к этой Любочке Вы придёте в дом, Там вы эту девочку Узнаете с трудом. Она кричит ещё с порога, Объявляет на ходу: – У меня уроков много, Я за хлебом не пойду! | Едет Любочка в трамвае – Она билета не берёт. Всех локтями раздвигая, Пробирается вперёд. Говорит она, толкаясь: – Фу! Какая теснота! – Говорит она старушке. – Ну садись! – вздыхает та. Синенькая юбочка, Ленточка в косе. Вот какая Любочка Во всей её красе. Случается, что девочки Бывают очень грубыми, Хотя не обязательно Они зовутся Любами. |
– Можно ли Любочку назвать вежливой? Почему?
– О каких правилах вежливого отношения к окружающим говорит А. Барто?
– Какие ещё правила вежливости вы знаете?
3. Речевая минутка.
– Прочтите скороговорку:
Дружно в оркестре
Играли дети:
Карл играл
На чёрном кларнете,
Кирилл – на валторне,
|
|
На арфе – Алла,
А на рояле Лара играла.
4. Чтение стихотворения И. Пивоваровой «Вежливый ослик».
– Как называется стихотворение?
– Кто его автор?
– Как вы думаете, о ком это произведение?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами:
веж-ли-вый – вежливый
вос-пи-тан-ный – воспитанный
кла-нял-ся – кланялся
от-хо-дил – отходил
Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение вслух.
5. Анализ стихотворения.
– Объясните название произведения.
– Можно ли назвать героя стихотворения вежливым? Почему?
– Какой совет дает автор?
– Почему автор советует нам не брать пример с такого «вежливого» ослика?
– Прочтите строки, в которых ослик описывается вежливым и приветливым.
– Прочтите строки, где ослик изображён злым, невежливым.
– С какой интонацией надо прочесть эти строки?
– Как можно назвать поведение ослика?
– Что такое лицемерие?
Лицемерие – поведение того, кто скрывает свои недостойные чувства, намерения, убеждения за хорошими словами.
– Прочтите слова:
добрый, злой, воспитанный, дерзкий, грубый, ласковый, лицемерный, честный, обманщик.
Какие из них можно использовать в характеристике героя этого произведения?
– Прочтите совет автора. С какой интонацией надо читать эти строки?
– Прочтите стихотворение выразительно вслух, соблюдая знаки препинания.