Форма государства — порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.
Структура формы государства — устойчивое единство элементов, их связей, целостности, связей элементов с целым. Она включает три взаимосвязанных элемента: форму государственного правления, форму государственного устройства, форму политического (государственного) режима.
Форма государства | ||
Форма государственного правления | Форма государственного устройства | Форма государственного режима |
- порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране. | — порядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом. | — порядок осуществления государственной власти определенными способами, методами и средствами |
Форма государственного правления | |
Монархия | Республика |
— форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им) | форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным населением на определенный срок |
Признаки монархии:
|
|
1) власть главы государства (императора, царя, короля, великого герцога, эмира, султана) существует исторически и не делегируется ему народом;
2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожизненно) и передается, как правило, по наследству;
3) монарх не ответственен за принятые им политиче ские решения. В настоящее время в мире существует около 30 монархий. Их разновидности определяются характером взаимоотношений монарха с иными высшими органами власти — парламентом и правительством:
1) абсолютная монархия (Оман, Катар, Саудовская Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, все иные органы власти формируются монархом и действуют под его руководством. В чистом виде сейчас таких монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы формально имеют конституцию;
2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето (отклонения законопроекта). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним;
3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к законопроектам (например, в Японии), либо фактически не применяет вето (например, в Великобритании). Главная отличительная черта парламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответствен ность правительства перед ним.
|
|
Ряд монархий занимает промежуточное положение меж ду дуалистическими и парламентарными (Иордания, Марокко, Непал).
Признаки республики:
1) власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом;
2) полномочия главы государства ограничены определенным сроком;
3) глава государства несет политическую ответственность за свою деятельность.
Большинство современных государств — республики. В зависимости от характера взаимоотношений между президентом, парламентом и правительством принято делить республики на такие разновидности:
1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми общенародными выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;
2) парламентарная республика (Венгрия, Германия, Индия, Италия). Президент избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан: парламентом или особым собранием, формируемым исключительно для выборов президента. Президент не является главой правительства и не свободен в его формировании. Фактически, главу и состав кабинета определяет парламент, точнее, партия, победившая на парламентских выборах и имеющая большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом;
3 ) смешанная (президентско-парламентарная или парламентско-президенская) республика (Беларусь, Перу, Россия, Украина, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты парламентарной и президентской республик. Выборы президента производятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер- министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку правительства. Для смешанной республики характерно вы ведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: президент имеет самостоятельный статус.