Понятие и элементы формы государства

Форма государства — порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.

Структура формы государства — устойчивое единство элементов, их связей, целостности, связей элементов с целым. Она включает три взаимосвязанных элемента: форму государственного правления, форму государственного устройства, форму политического (государственного) режима.

Форма государства
Форма государственного правления Форма государственного устройства Форма государственного режима
- порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране. — порядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом. — порядок осуществления государственной власти определенными способами, методами и средствами
Форма государственного правления
Монархия Республика
— форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица — монарха, передается по наследству, не зависит от населения (как правило, не утверждается им) форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным населением на определенный срок

Признаки монархии:

1) власть главы государства (императора, царя, короля, великого герцога, эмира, султана) существует исторически и не делегируется ему народом;

2) власть монарха осуществляется бессрочно (пожизненно) и передается, как правило, по наследству;

3) монарх не ответственен за принятые им политиче­ ские решения. В настоящее время в мире существует около 30 монархий. Их разновидности определяются характером взаимоотношений монарха с иными высшими органами власти — парламентом и правительством:

1) абсолютная монархия (Оман, Катар, Саудовская Аравия). В руках монарха сосредоточена вся полнота власти, все иные органы власти формируются монархом и действуют под его руководством. В чистом виде сейчас таких монархий нет: в большинстве случаев они хотя бы формально имеют конституцию;

2) дуалистическая монархия (Бутан, Бруней, Тонга). Власть делится между парламентом и монархом. Парламент принимает законы, но у монарха есть право абсолютного вето (отклонения законопроекта). Правительство назначается монархом, подчиняется ему и несет ответственность только перед ним;

3) парламентарная монархия (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Малайзия, Нидерланды, Норвегия, Таиланд, Швеция, Япония). Монарх юридически является главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. В парламентарной монархии глава государства либо не имеет права вето по отношению к законопроектам (например, в Японии), либо фактически не применяет вето (например, в Великобритании). Главная отличительная черта парламентарной монархии — формирование правительства парламентом и ответствен­ ность правительства перед ним.

Ряд монархий занимает промежуточное положение меж­ ду дуалистическими и парламентарными (Иордания, Марокко, Непал).

Признаки республики:

1) власть главы государства и высших государственных органов делегируется им народом;

2) полномочия главы государства ограничены определенным сроком;

3) глава государства несет политическую ответственность за свою деятельность.

Большинство современных государств — республики. В зависимости от характера взаимоотношений между президентом, парламентом и правительством принято делить республики на такие разновидности:

1) президентская (Бразилия, Грузия, Мексика, США). Президент в такой республике, как правило, избирается прямыми общенародными выборами (исключение составляют США, где президента выбирает коллегия выборщиков, избранная избирателями). Он возглавляет не только государство, но и правительство. Правительство назначается президентом и ответственно только перед ним;

2) парламентарная республика (Венгрия, Германия, Индия, Италия). Президент избирается таким образом, чтобы он не получал свой мандат непосредственно от граждан: парламентом или особым собранием, формируемым исключительно для выборов президента. Президент не является главой правительства и не свободен в его формировании. Фактически, главу и состав кабинета определяет парламент, точнее, партия, победившая на парламентских выборах и имеющая большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом;

3 ) смешанная (президентско-парламентарная или парламентско-президенская) республика (Беларусь, Перу, Россия, Украина, Франция). Эта разновидность республики соединяет черты парламентарной и президентской республик. Выборы президента производятся всенародным голосованием (как в президентской республике), но президент не возглавляет правительство (как в парламентарной республике). Правительство назначается президентом, но назначение премьер- министра требует согласия парламента. Правительство несет ответственность перед президентом, но и парламент вправе выразить ему недоверие, что влечет отставку правительства. Для смешанной республики характерно вы ведение поста президента за триаду законодательной, исполнительной и судебной власти: президент имеет самостоятельный статус.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: