Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы

Темы для самостоятельного изучения Изучаемые вопросы Форма отчетности
Раздел I. История России XVI – XVII вв.
Тема 1. XVI–XVII вв. как особый период в истории России (основные тенденции, проблемы и итоги развития) Анализ текста лекций, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Территория и население России XVI-XVII вв. в динамике. 2. Основные процессы в социально-экономическом развитии России XVI-XVII вв. 3. Тенденции политического развития России XVI-XVII вв. Практическая работа: таблица «Россия XVI-XVII вв. в оценках отечественных историков». Сообщения на семинарах, представление практических работ
Тема 2. Социально-экономическое и политическое развитие России в конце XV – первой половине XVI вв. Положение крестьянства Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. 1. Основные этапы становления и юридического закрепощения русского крестьянства в XV-XVI в. 2. Социально-экономическое развитие России в конце XV – первой половине XVI вв. 3. Правление Василия III/ Практическая работа: таблица» Положение основных категорий зависимого крестьянства в XV-XVI в.» Доклады: «Деятельность Максима Грека в России», «Политическая карьера И.Н. Берсеня Беклемишева». доклады, сообщения на семинаре, представление практических работ
Тема 3. Реформы Избранной Рады. Анализ текста лекций, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Избранная Рада: состав, деятельность, оценки явления. 2. Военные реформы Избранной Рады. 3. Налоговые реформы Избранной Рады. Практическая работа: хронологическая таблица деятельности Избранной Рады. Доклады: «А.И. Филюшкин о деятельности Избранной Рады». доклады, сообщения на семинарах, представление практических работ
Тема 4. Опричнина. Анализ текста лекций, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Введение опричнины. Опричные институты. 2. Причины отказа от политики Избранной рады и перехода к опричнине. 3. Цели опричной политики. 4. Отечественные историки о целях и итогах опричнины. Практическая работа: таблица «Опричнина в оценках отечественных историков». доклады, сообщения на семинаре, участие в дискуссии.
Тема 5. Общественная мысль России XVI в. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Концепция «Москва – третий Рим». 2. Сочинения И.С. Пересветова. 3. Переписка Ивана Грозного и А.М. Курбского. 4. Основные подходы к решению вопросов о пределах царской власти, положении сословий в общественной мысли XVI в. Практическая работа: составить таблицу-цитатник по сочинениям И.С. Пересветова, А.М. Курбского и Ивана Грозного. доклады, сообщения на семинарах, представление практических работ
Тема 6. Смутное время начала XVII в. в России. Причины, этапы, итоги. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Социально-политическая и экономическая ситуация в России в конце XVI – начале XVII в. Причины Смуты. 2. Роль сословий в событиях Смутного времени. 3. Восстание И.И. Болотникова. Оценки отечественных историков. 4. Внешний фактор и его роль в событиях Смутного времени. 5. Итоги Смуты. Презентация: «Земский собор 1613 г.». Доклады: «Патриарх Гермоген», «М.В. скопин-Шуйский». доклады, сообщения на семинарах, представление практических работ, презентаций.
Тема 7. Основные проблемы и концепции в изучении Смутного времени. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Периодизация Смутного времени, основные этапы Смутного времени. Отечественные историки о периодизации событий Смутного времени. 2. Характер событий Смутного времени в оценках историков. 3. Социально-политические итоги Смуты в оценках историков. Практические работы: хронологическая таблица Смутного времени. Доклады: «Кнцепция А.Л. Станиславского». доклады, сообщения на семинарах, представление практических работ
Тема 8. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Развитие крепостного права Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Сельское хозяйство, промышленность и торговля в России XVII в. 2. Новые явления в социально-экономическом развитии России XVII в. и их оценка в историографии. 3. Соборное Уложение 1649 г. – кодекс феодального права России. Доклады: «Торговый и Новоторговый уставы», «Внешняя торговля Русского государства в XVII в.» доклады, сообщения на семинарах
Тема 9. Политический строй России в XVII веке и его эволюция. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Земские соборы в России XVI-XVII в. Оценки историографии. 2. Приказной строй. Подходы к оценке и классификации приказного строя. 3. Местное управление: сочетание элементов самоуправления и централизации. Практические работы: схема «Государственное устройство Русского государства в XVII в.» Доклады: «Г.К. Котошихин и его сочинение о государственном строе России» Сообщения на семинарах. Представление практических работ
Тема 10. Социально-сословный строй России в XVI–XVII вв. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Чиновная система Московского государства. 2. Подходы к классификации чинов. 3. Люди служилые. 4. Люди тяглые. 5. Люди крепостные. Практические работы: таблица «Чины в России в XVII в.». Доклады: «Именитые люди Строгановы». Сообщения на семинарах. Представление практических работ
Тема 11. Государство и церковь в России XVII в. Раскол. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Церковь в XVII в. и ее взаимодействие с государством. 2. Церковные реформы середины XVII в.: причины, ход. 3. Раскол: истоки, социальный состав, идеология. 4. Дело патриарха Никона. Презентация: «Старообрядцы в XVII в.» Доклады: «Протопоп Аввакум», Сообщения на семинарах, представление презентаций.
Тема 12. Внешняя политика России XVI–XVII вв. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Основные направления внешней политики России в XVI–XVII вв. 2. Западное направление. 2. Восточное и южное направления. Практические работы: хронологическая таблица основных событий внешней политики России в XVI–XVII в. Доклады: «Русский дипломат А.Л. Ордин-Нащокин» Сообщения на семинарах, представление практических работ
Тема 13. Русская культура XVI–XVII вв. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Особенности развития русской культуры в XVI–XVII вв. 2. Образование, наука, литература. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Новые явления в русской культуре XVII в. Презентации: «Русская архитектура XVI-XVII в.», «Русская живопись XVI-XVII в.». Сообщения на семинарах, представление презентаций.
Раздел II. История России XVIII в.
Тема 14. Россия в эпоху преобразования Петра I в конце XVII–первой четверти XVIII вв. Анализ текста источников и рекомендованной литературы, подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Причины и предпосылки преобразований Петра I. а) Отечественные историки о причинах преобразований. Труды С.М.Соловьева. б) Основные задачи российской внутренней и внешней политики на рубеже 17 и 18 вв.: пути и трудности их решения. в) Россия и Западная Европа на рубеже 17 и 18 вв. г) Интересы различных слоев российского общества, политической элиты в условиях надвигавшихся преобразований. 2. Социальная политика правительства Петра I. а) Политика по отношению к дворянству. Указ о единонаследии и Табель о рангах. б) Введение подушной подати. Социальные последствия этой реформы. г) Город, ремесло и торговля в правление Петра I. 3. Условия проведения преобразований Петра I: предпосылки, обстановка в стране. а) Великое посольство и начало преобразований. б) Антиправительственные движения: стрелецкие восстания; восстания в Астрахани и на Дону. в) Дело царевича Алексея. г) Боярская аристократия и реформы Петра I. 3. Итоги преобразования Петра I. Их оценка в общественной мысли и историографии. Сообщения на семинарах.
Тема 15. Россия во второй четверти и середине XVIII в.: Эпоха «дворцовых переворотов». Анализ текста источников и рекомендованной литературы, подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Причины, социальные, политические предпосылки «дворцовых переворотов» в России в 18 в. 2. Россия в эпоху правления Анны Иоанновны. 3. Внутренняя и внешняя политика Елизаветы Петровны. Сообщения на семинарах.
Тема 16. Социально-экономическое развитие России в середине и второй половине XVIII в. Анализ текста источников и рекомендованной литературы, подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1.Крепостной строй в России в середине и второй половине 18 в. а) Правовое положение крестьян крепостной деревни. б) Дворовые люди крепостных вотчин. в) Экономика крепостного хозяйства: барщинная и оброчная формы. г) Последствия крепостного права для экономического, социального и интеллектуального развития страны. 2. Развитие торговли, ремесла и промышленности в России в середине и второй половине 18 в. а) Отечественная историография о сущности социально-экономического развития страны в рассматриваемый период. Вопрос о генезисе капиталистических отношений. б) Крепостное хозяйство и предпринимательство в сфере промышленности. в). Внутренняя и внешняя торговля России второй половины 18 в.: роль ярмарок, проблема внешнеторгового баланса. Сообщения на семинарах.
Тема 17. Внутренняя политика России середины и второй половины XVIII в. Анализ текста источников и рекомендованной литературы, подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Петр III, его личность и деятельность. а). Основное содержание внутренней политики Петра III. б). Причины дворцового переворота 28 июня 1762 г. 2. Социальная политика Екатерины II и основные документы ее правления на этот счет. а). Дворянство при Екатерине II: «Манифест о вольности дворянской», «Жалованная грамота доврянству». б). Города и городские сословия: Городовое положение 1785 г. в). Права сословий по Учреждению о губерниях 1775 г. и в ходе реализации губернской реформы. Сообщения на семинарах.
Тема 18. Внешняя политика России середины и второй половины XVIII в. Анализ текста источников и рекомендованной литературы, подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Основные задачи внешней политики России в середине и второй половине XVIII в. 2. Борьба России за выход к Черному морю. а). Предпосылки присоединения Северного Причерноморья к России. б). Русско-турецкие войны 18 в., ход и результаты. 3. Россия и разделы Речи Посполитой в 18 веке. а). Политика России в Польше до 70-х гг. 18 века. б). Причины участия России в разделах Речи Посполитой. в). Расширение территории Российской империи в результате разделов. г). Последствия участия в разделах Польши для российской внутренней и внешней политики. Сообщения на семинарах.
Тема 19. Общественная мысль России второй половины XVIII в. Анализ текста источников и рекомендованной литературы, подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Н.И.Новиков – журналист, мыслитель, издатель, публицист. 2. А.Н.Радищев и его книга «Путешествие из Петербурга в Москву». Сообщения на семинарах.
Тема 20. Развитие русской культуры в XVIII в. Анализ текста источников и рекомендованной литературы, подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Основные тенденции развития русской культуры 18 в. а) Становление новой культуры в результате преобразований Петра I. Ее основные черты. б) Культурные контакты России и зарубежной Европы в 18 веке. в) Особенности русской культуры в 18.: культура разных сословий, дворянская усадьба, культура народа и культура верхов. г) Вопрос о становлении национальной культуры. 2. Российская наука в 18 веке. 3. Русская художественная культура 18 века. Сообщения на семинарах.
Тема 21. Россия в правление Павла I. Анализ текста источников и рекомендованной литературы, подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Общественное мнение и отечественная историография о правлении императора Павла I. 2. Сравнительная характеристика социальной и внутренней политики Екатерины II и Павла I. 3. Сущность внутри- и внешнеполитического курса Павла I на фоне истории российского самодержавия.  
Раздел III. История России XIX века
Тема 21. Место России в мировом историческом процессе. Российское государство к началу XIX вв. Анализ текста лекций, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Формационный и цивилизационный подходы к анализу исторического процесса и особенности развития России к началу XIX в. 2. Основные проблемы модернизации России в первой четверти XIX в. Дискуссия в историографии. 3. Территория, национальный и конфессиональный состав населения России к началу XIX в. Основные атрибуты империи: герб, флаг, гимн. Столицы и периферия. Практическая работа: сформулировать содержание понятий «цивилизационная идентичность», «традиционное общество», «запаздывающее историческое развитие», «модернизация», «сословная структура общества», «сословия и их отличия от классов» Сообщения на семинарах. Представление практических работ.
Тема 22. Эволюция государственного строя, основные проблемы внутренней политики самодержавия в первой половине XIX в. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Взгляды русского общества на проблему модернизации страны в начале ХIХ в. Западничество русских императоров и части аристократии (проект Панина). Консерватизм и «почвенничество» («Записка о древней и новой России» Н.М. Карамзина). 2. Основные этапы, черты и направления внутренней политики императора Александра I. 3. Проекты реформ М. М. Сперанского и их судьба. 4. Польская Конституция 1815 г.: основные черты и особенности. 5. Н.Н. Новосильцев и «Государственная уставная грамота Российской империи». 6. Личность Николая I и концепция власти самодержавного монарха. Идеологическое основание николаевского режима (теория «официальной народности»). 7. Внутренняя политика и социальная политика. Комплекс охранительных мер и реформаторство Николая I Практические работы: 1. Начертить схемы государственного устройства Российской империи по проектам М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева. Отметить общие черты и отличительные особенности. Сделать выводы. 2. Подготовить сообщения о государственных деятелях первой половины ХIХ в. (по выбору). 3. Сформулировать содержание понятий: «абсолютизм» «конституция», «республика», «военные поселения», «кантонисты». доклады, сообщения на семинаре
Тема 23. Официальная идеология и общественная жизнь России первой половины XIX столетия. Анализ текста лекций, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Движение декабристов как явление общественной жизни, его особенности, место и значение в истории России. 2. Основные черты мировоззрения декабристов, влияние масонства. 3. Этапы движения и декабристские организации. 4. Декабристы Северного и Южного общества о модернизации государственного строя России 5. Реакция общества на движение декабристов и гибель ее участников. Студенческие кружки второй половины 20-х-30-х гг. ХIХ в. Центральные идеи и судьбы участников. 6. Главные особенности развития общественной мысли и ее основных направлений (консерватизм, либерализм, радикализм) периода николаевского правления. Практические работы: 1. Составить таблицу «Преддекабристские общества и декабристские организации» (название, даты существования, фамилии виднейших представителей, основные программные установки). Сделать выводы об эволюции взглядов декабристов. 2. Подготовить сообщения о деятелях Северного, Южного общества и Общества соединенных славян (по выбору) 3. Начертить схемы государственного устройства по «Русской Правде» и «Конституции» и провести их сравнительный анализ. 4. Составить таблицу «Общественно-политическая мысль России во второй четверти XIX в.» (название направления или организации, даты существования, фамилии видных представителей, основные программные установки). Сделать выводы 5. Сформулировать содержание понятий: «гражданское общество», «правовое государство», «конституционная монархия», «конституция», «республика», «разделение властей», «гражданские права», «тайные общества», «теория общественного договора и естественного права»,«теория официальной народности», «либерализм», «революционная демократия», «утопический социализм», «разночинцы», «национальное самосознание» доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец).
Тема 24. Основные проблемы внешней политики Российской империи в первой половине XIX в., решение геополитических задач. Анализ текста лекций, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Основополагающие направления и задачи внешней политики России в первой половине ХIХ века. 2. Внешняя политика правительства Александра I до Отечественной войны 1812 года: цели, задачи, центральные события и результаты. Включение в состав России Молдавии, Польских земель и Финляндии и их статус. Присоединение Закавказья. 3. Отечественная война 1812 г. Причины, основные этапы и события. Александр I и Наполеон. Русская и французская армии. Бородинская битва и ее итоги. Тактика «малой войны» М.И. Кутузова: организация, результаты и вклад в победу. Формы участия народа в сопротивлении агрессии. Причины победы России в войне 1812 г. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Итоги Отечественной войны 1812 г. и ее последствия для экономики, внешней и внутренней политики страны. Влияние войны на формирование национального самосознания. 4. Внешняя политика России послевоенного периода (1813-1825 гг.). Россия и новый политический порядок в Европе. Священный союз. Взаимоотношения России с Ираном и Турцией. 5. Внешняя политика страны в правление Николая I. Россия в системе европейских государств. Революции в Европе и русский царизм. Кризис Священного союза. 6. Включение в состав России Северного Кавказа. Кавказская война. 7. «Восточный вопрос» во внешней политике России и русская дипломатия накануне Крымской войны. Военный потенциал России накануне войны. Ход Крымской войны, ее итоги и значение. 8. Казахстан и Средняя Азия в политике русского царизма. Практические работы: 1. Подготовить сообщения о дипломатах, полководцах, героях и участниках внешнеполитических событий первой половины ХIХ века (по выбору). 2. Составить хронологическую таблицу «Основные внешнеполитические события России в первой половине ХIХ века» (даты, событие, названия мирных договоров и их содержание). 3. Составить хронологическую таблицу «Основные события Отечественной войны 1812 г.» и указать ее этапы. 4. Составить список произведений художественной литературы и искусства, в которых нашли отражение основные события войны 1812 г. 5. Определить по карте территории, вошедшие в состав России в первой половине ХIХ века, а также районы военных действий. 6. Раскрыть особенности вхождения различных регионов Кавказа в состав России и специфику организации управления ими 7. Составить хронологическую таблицу «Основные события Крымской войны» и указать ее этапы. 8. Сформулировать содержание понятий: «коалиция», «континентальная блокада», «военная стратегия и тактика», «Отечественная война», «ополчение», «партизаны», «восточный вопрос». доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец).
Тема 25. Формирование многонационального государства, имперское строительство и национальный вопрос в первой половине XIX в Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Особенности межэтнических отношений в различных регионах страны. Основные принципы национальной политики царизма, ее формы и методы. 2. Польское восстание 1830 – 1831 гг. и его подавление. 3. Черта оседлости и еврейский вопрос в национальной политике царизма. 4. Политика царизма в Прибалтике, Финляндии, на Украине и в Белоруссии. 5. Народы Поволжья, Приуралья и Сибири в национальной политике самодержавия. 6. Своеобразие политической обстановки на Кавказе и особенности национальной политики царизма. Включение народов Закавказья в состав России. 7. Особенности положения на Северном Кавказе. Движение горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля. Кавказская война, ее этапы и особенности. Практические работы: 1. Доклады «Проект А.С. Грибоедова об использовании природных богатств Грузии», «Убийство А.С. Грибоедова 2. Подготовка материала к дискуссиям на темы: «Присоединение Закавказья: добровольное или вынужденное?», «Кто такой Шамиль?» 3. Сформулировать содержание понятий: «империя», «имперское сознание», «черта оседлости», «газават», «имамат», «мюридизм». доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец).
Тема 26. Экономическая жизнь и социально – экономическое развитие России в дореформенный период. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Мануфактурная стадия развития промышленности и дискуссии в историографии об особенностях промышленного переворота в России. 2. Специфика развития сельского хозяйства: факторы, тормозящие развитие, и новые явления. 3. Традиционные общинные ценности российского крестьянства и разложение крепостнических отношений. 4. Экономико-географические районы и их специфика. Проблемы формирования общероссийского рынка. 5. Возникновение пароходства и первые железные дороги. 6. Особенности внутренней и внешней торговли. Практические работы: 1. Доклад «Нижегородская ярмарка в первой половине ХIХ века» 2. Сформулировать содержание понятий: «экстенсивный и интенсивный характер развития», «мануфактура», «промышленный переворот», «традиционное общество», «ярмарка», «офени» доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец).
Тема 27. Мировое значение русской культуры. Духовная жизнь и быт российского общества первой половины XIX в Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Основные проблемы, особенности и тенденции развития русской культуры в дореформенную эпоху. 2. Официальная идеология, культура и религия. Русская Православная Церковь с первой половине ХIХ в. 3. Система образования в первой половине ХIХ века: структура и эволюция. 4. Главные тенденции развития и смены направлений в литературе, изобразительном искусстве и архитектуре. 5. Основные достижения фундаментальной науки и развитие техники. 6. Географическая наука, экспедиции и открытия Практические работы: 1. Подготовить сообщения о деятелях культуры и искусства первой половины ХIХ в. (по выбору). 2. Составить перечень выдающихся достижений и открытий в различных областях науки и техники с указанием дат изобретений и фамилий ученых. 3. Составить перечень основных географических экспедиций и открытий русских путешественников с указанием их дат и фамилий первооткрывателей. 4. Отметить на карте маршруты важнейших экспедиций русских мореплавателей, географов, путешественников. 5. Сформулировать содержание понятий: «национальное самосознание», «духовная культура», «духовная жизнь общества», «светская культура», «романтизм», «сентиментализм», «реализм», «классицизм», «псевдоготика», «псевдорусский стиль», «барокко», «рококо», «ампир». доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ и рецензии(см. предыдущий столбец).
Тема 28. Эпоха Великих реформ. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Подготовка правительством крестьянской реформы. Различные варианты освобождения крестьян. 2. Анализ законодательных актов 19 февраля 1861 г. 3. Реформирование местного управления. 4. Модернизация судебной системы. 5. Основные черты военной реформы. 6. Развитие системы образования. Печать. Практические работы: 1. Подготовить сообщение о государственных и общественных деятелях эпохи Великих реформ (по выбору). 2. Подготовить материал к дискуссии: «19 февраля 1861 г. произошло падение или отмена крепостного права?» 3. Сформулировать содержание понятий: «кризис феодальных отношений», «буржуазная реформа», «отрезки», «чересполосица», «выкуп», «временнообязанные отношения», «уставная грамота», «мировой посредник», «земство», «земская управа», «городская дума», «присяжные заседатели», «присяжные поверенные», «мировой суд», «университетская автономия». доклады, сообщения на семинаре.
Тема 29. Общественная жизнь второй половины XIX в. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Правительственный «конституционализм» и возвращение к традиционной идеологии. 2. Российский либерализм во второй половине XIX в. и развитие земской оппозиции. 3. Причины распространения радикализма, его направления и лидеры. Движение 60 –х гг.Н.Г. Чернышевский и «Земля и воля». 4. Формирование народнической идеологии. Основные взгляды и течения в народничестве 5. Организации народников, их программные документы и деятельность («Земля и воля», «Народная воли», «Черный передел»). 6. Рабочее движение: его основные очаги и формы. Первые рабочие организации. Распространение идей марксизма в России. Практические работы: 1. Сравнить теоретические воззрения А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского. Что в них общего, а что - различного? 2. Доклады: «Проект М.Т. Лорис-Меликова и его судьба», «К.Д. Кавелин», «Б.Н. Чичерин», «М.Н. Катков», «К.П. Победоносцев», «Л.А. Тихомиров». «С.Г. Нечаев и «нечаевщина». 3. Составить таблицу «Народническое движение в России» и провести анализ программ и тактики народников 60 - 70-х гг. 4. Сформулировать содержание понятий: «шестидесятники», «разночинцы», «субъективный метод в социологии». «нечаевщина», «дегаевщина», «революционное народничество», «хождение в народ», «экстремизм», «террор», «анархизм», «либеральная оппозиция», «марксизм». доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец)
Тема 30 Пореформенное развитие России: промышленность, сельское хозяйство и торговля. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Критерии и особенности промышленного переворота в России. 2. Промышленное развитие в 60-90-е гг. ХIХ века: новые черты и явления. 3. Крестьянское хозяйство пореформенной России. 4. Развитие внутреннего рынка (торговля, транспорт, таможенная и налоговая политика). 5. Социальная структура российского общества в конце ХIХ в. Практическая работа: 1. Подготовить сообщение о российских предпринимателях второй половины ХIХ в. (по выбору) 2. Сформулировать содержание понятий: «промышленный переворот», «протекционизм», «инвестиции», «монополии», «акционерные общества», «многоукладность», «отходничество», «отработочная система», «офеня». доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец)
Тема 31. Завершение формирования многонационального государства и решение геополитических задач. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Структура внешнеполитических взаимоотношений мировых держав после окончания Крымской войны Основные направления и приоритеты внешней политики России. 2. Внешнеполитическая программа А.М. Горчакова. 3. Славянский вопрос во внешней политики России: планы и иллюзии. Восточный кризис и русско-турецкая война 1877-1878 гг. 4. Россия, европейские государства и США в 80-90-е гг. 5. Дальневосточная политика Российской империи. 6. Основные этапы присоединение Средней Азии и Казахстана. 7. Многонациональная Российская империя и межэтнические отношения в конце ХIХ в. Практическая работа: 1. Подготовить сообщения о дипломатах, полководцах, героях и участниках внешнеполитических событий второй половины ХIХ в. (по выбору). 2. Составить хронологическую таблицу «Основные внешнеполитические события России во второй половине ХIХ в.» (даты, событие, названия мирных договоров и их содержание). 3. Составить хронологическую таблицу «Основные события русско-турецкой войны 1877-1878 г.» и указать ее этапы. 4. Определить по карте территории, вошедшие в состав России во второй половине ХIХ в., а также районы военных действий. 5. Сформулировать содержание понятий: «суверенные права», «нейтралитет», «метрополия», «колония», «экспансия», «сферы влияния», «военный блок», «славянский вопрос». доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец)
Тема 32. Мировое значение русской культуры второй половины XIX в Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Основные проблемы, особенности и тенденции развития культуры в пореформенной России. 2. Система образования во второй половине ХIХ в., ее структура и эволюция. 3. Место и роль религии в духовной жизни народов России. Духовные поиски российской интеллигенции. 4. Литература и искусство в общественной жизни страны, основные жанры и направления. 5. Религиозно-философская мысль о пути развития и судьбе России. 6. Благотворительность и меценатство. 7. Развитие естественнонаучных знаний и вклад ученых в научно-технический прогресс. 8. Русские географические экспедиции. Практическая работа: 1. Подготовить сообщения о деятелях культуры и искусства пореформенной России (по выбору). 2. Определить наиболее характерные черты культуры основных сословий российского общества. 3. Составить список памятников ХIХ в., сохранившихся в Вашем районе с указанием даты сооружения, фамилии архитектора. 4. Составить перечень выдающихся достижений и открытий в различных областях науки и техники с указанием дат изобретений и фамилий ученых. 5. Составить перечень основных географических экспедиций и открытий русских путешественников с указанием их дат и фамилий первооткрывателей. 6. Отметить на карте маршруты важнейших экспедиций русских мореплавателей, географов, путешественников. 7. Сформулировать содержание понятий: «церковно-приходская школа», «земская школа», «материализм», «чистое искусство», «передвижники», «критический реализм». доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец
Раздел IV. История России конца XIX – начала XX в.
Тема 33. Экономический, социальный и политический облик России к началу XX в. Анализ текста лекций, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Основные параметры и тенденции развития российской многоукладной экономики: а) понятие «многоукладная экономика», основные экономические уклады в России начала XX в.; б) аграрный сектор экономики, причины кризиса; в) промышленность и транспорт; г) торговля; д) состояние государственных финансов. 2. Характеристика старых и новых страт а) понятия «сословие» и «класс»; б) дворяне в условиях модернизационных процессов; в) крестьяне в конце XIX в.; г) русская буржуазия; д) рабочие. 3. Нарастание социальной напряженности в конце XIX – начале XX вв. 4. Государственный строй Российской империи: а) административно-территориальное устройство б) императорская власть в) высшие и центральные государственные учреждения г) местное управление и самоуправление. Практические работы: составление таблиц «Экономические уклады и их характеристика», «Высшие государственные учреждения Российской империи на 1900 г.» Сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец).
Тема 34. Внутренняя политика в первые годы царствования Николая II (1894 – 1904 гг.) Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Политическое пробуждение России в конце XIX в. 2. Проблема «гражданского общества» в императорской России. Доклады: «В.К. Плеве – «Дон-Кихот самодержавия», «С.В. Зубатов». доклады, сообщения на семинаре
Тема 35. Формирование политических партий в России Анализ текста лекций, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Понятие «партия». Классификация партий. 2. Доктрина, стратегия и тактика социалистических партий. 3. Доктрина, стратегия и тактика либеральных партий. 4. Доктрина, стратегия и тактика консервативных политических организаций. 5. Общее и особенное в формировании и функционировании политических партий в России и на Западе. 6. Доклады: «В.М. Чернов», «Л.О. Мартов», «П.Н. Милюков». Практическая работа: сравнительная таблица «Программы политических партий России начала XX в.» доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец).
Тема 36. Внешняя политика России 1894 – 1904 гг. Русско-японская война 1904 – 1905 гг. Анализ текста лекций, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Причины русско-японской войны. 2. Планы и силы сторон. Готовность России к войне. 3. Причины поражения России в войне. Доклады: «А.Н. Куропаткин», «Цусимский бой в историографии». Презентация: «Японские и российские боевые корабли 1904 – 1905 гг.». доклады, сообщения на семинаре
Тема 37. Первая российская революция 1905 – 1907 гг. Режим думской монархии Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Очаги конфронтационности в российском обществе. Причины революции. 2. Основные этапы революции (краткая характеристика). 3. Основные законы Российской империи 1906 года и их содержание а) дискуссия вокруг термина «самодержавие» б) трансформация исполнительной власти в 1905 – 1906 гг. в) формирование и механизмы функционирования Государственной Думы и Государственного Совета. 4. Причины неудачи диалога между властью и обществом. Итоги и уроки революции 1905 – 1907 гг. Доклады: «Союз союзов», «Формирование и деятельность Советов рабочих депутатов в 1905 г.». Практические работы: хронологическая таблица по Первой российской революции, задачи по избирательному законодательству 1905 – 1906 гг., схема «Формирование Государственной Думы и Государственного Совета». доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец).
Темы 38-39. Третьеиюньская политическая система и реформы П.А. Столыпина. Россия в 1911 – 1914 гг. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Характеристика третьеиюньской политической системы современниками и исследователями. 2. Реформы центральных и местных органов управления. Расширение функций местного самоуправления. 3. Сущность и механизмы реализации аграрной реформы, ее итоги. 4. Реформы в области народного образования и высшей школы. 5. Общие итоги экономического и социального развития страны к 1913 г. Доклады: «Переселенческая политика российского правительства в конце XIX – начале XX в.», «Крестьянский Поземельный банк», «А.В. Кривошеин», «В.Н. Коковцов». Практические работы: таблица «Программа реформ П.А. Столыпина и ее реализация». доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец).
Темы 40-41. Россия в Первой мировой войне. Февральская революция 1917 г. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарским занятиям по вопросам: 1. Кризис 1914 г.: путь к войне. 2. Готовность России к первой мировой войне: а) состояние армии и флота; б) готовность экономики; в) психологическая и идеологическая готовность населения. 3. Война и общество: от консолидации к новому усилению конфронтации. 4. Февральские события 1917 г. 5. Формирование новых властных структур и механизмы их действия. 6. Причины крушения самодержавия. Доклады: «Русско-германские отношения в 1905-1914 гг.», «Англо-русские отношения в 1905-1914 гг.», «Распутин и «распутинщина»», «Великий князь Николай Николаевич – Верховный главнокомандующий русской армии в начале мировой войны», «Брусиловский прорыв – последнее наступление императорской России». Практические работы: хронологическая таблица «Россия в Первой мировой войне». доклады, сообщения на семинарах. Представление практических работ (см. предыдущий столбец).
Тема 42. Русская культура конца XIX – начала XX в. Анализ текста лекции, рекомендованной литературы. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам: 1. Основные тенденции развития российской культуры в начале XX в. Связь русской культуры с мировой. 2. Революционные процессы в России в отображении деятелей искусства и литературы. 3. Русская православная церковь в конце XIX – начале XX в. Доклады: «Максим Горький как певец революции», «Импрессионизм в русской культуре», «Русский футуризм начала XX в.», «Отец Иоанн Кронштадтский», «Празднование 300-летнего юбилея династии Романовых». доклады, сообщения на семинаре.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: