Модель жизненного цикла организации Л.Грейнера

Л. Грейнер выделяет пять этапов развития организации, для каждого

из которых характерны свои кризисы (рис. 1.2).

Рис. 1.2 - Модель жизненного цикла организации организации (по Л.

Грейнеру)


Каждая фаза начинается с периода развития, далее следуют

устойчивый рост и стабильность, а заканчивается революционным периодом

организационных изменений. Основной задачей для руководства

организации на каждом революционном этапе является поиск новых

организационных методов, которые станут основой управления в следующем

эволюционном периоде. Для каждого эволюционного периода развития

характерна своя революция. Перейти на следующую стадию можно, лишь

преодолев революцию, то есть проведя серию организационных изменений.

Переход в новую стадию жизненного цикла определяет новые правила, по

которым организация должна осуществлять внутреннее функционирование и

поддерживать взаимоотношения с окружающей средой.

Каждый эволюционный период характеризуется доминирующим

стилем управления, в то время как каждый революционный период

характеризуется доминирующей проблемой управления. Чем выше темпы

роста в отрасли, в которой работает компания, тем быстрее она переходит с

одной стадии на другую. Каждая стадия одновременно является следствием

предыдущей и причиной следующей. Решение проблем для каждой стадии

становится источником проблем для другой. Важнейший вывод на каждой

стадии состоит в том, что если компания стремится к продолжению роста, то

дальнейшие действия ее руководства детально определены.

Таким образом, Грейнер выделяет следующие стадии роста

организации:

· креативность (+ кризис лидерства);

· директивное руководство (+ кризис автономии);

· делегирование (+ кризис контроля);

· координация (+ кризис волокиты);

· сотрудничество (+ кризис чего?).

Этап 1: Творчество. Характерные черты:

· основатель (основатели) компании обычно обладают какими-либо

техническими или предпринимательскими навыками, умениями,

способностями. Они не столько фокусируются на менеджерские

функции, сколько на производство и продажу нового «продукта»

(услуги).

· общение между сотрудниками довольно интенсивно и носит скорее

неформальный характер.

· долгие часы работы вознаграждаются сравнительно невысокими

(средними) зарплатами, в придачу с надеждами или обещаниями

будущей выгоды от участия в собственности.

· управление деятельностью подчинено имеющимся капитальным

ресурсам и характеризуется постоянной связью с соответствующими

рыночными нишами. Где только можно — организация быстро

реагирует на любые запросы клиентов.


Этап 2: Направленный рост. Характерные черты:

· наличие функциональной организационной структуры с четко

определенными ролями и должностными обязанностями;

· внедрение (или более активное использование) четкой системы учета

и отчетности, в особенности, в отношении закупочных материалов,

сырья, полуфабрикатов и т.п.;

· внедрение систем мониторинга и контроля, планирования бюджета

и вырабатывания стандартов качества;

· коммуникации (формы общения) становятся более формальными

и обезличенными;

· новый менеджер и его/ее ключевые помощники задают направление

и берут на себя лидирующие роли, в то время как контролеры более

низкого уровня в большей степени выполняют роли функциональных

специалистов.

Этап 3: Рост через делегирование. Менеджеры децентрализованной

оргструктуры, обладающие большей властью, способны быстрее отвечать

на запросы клиентов, лучше адаптируя к их запросам и развивая свои

продукты и качество рабочей среды.

Этап 4: Рост через координацию. Характерные черты:

· внедрение и/или серьезный пересмотр формальных процедур

планирования;

· найм (или обучение) специального корпоративного персонала для

инициирования программ мониторинга и контроля;

· Использование процедур тщательного мониторинга капитальных

расходов;

· функционирование групп разработки новых продуктов как

«индивидуальных центров затрат»;

· передача прерогатив обработки данных и других подобных

технических функций централизованной структуре;

· использование возможностей выпуска акций предприятия и участия

в его прибылях с целью поощрения и стимулирования развития

у сотрудников чувства собственности и своей связи с компанией

в целом.

Этап 5: Рост через сотрудничество. Ответ на решение возникших

проблем лежит в усилении межличностного сотрудничества. Эта фаза

формирует более гибкие поведенческие подходы к менеджменту.

Характерные черты:

· фокус на решение проблем через командное взаимодействие

менеджеров;

· команды комбинируются по кроссфункциональному принципу с целью


решения


конкретной


проблемы


(внедрение


матричных


организационных структур);

· снижение численности


корпоративного


персонала


с его


одновременным перераспределением по принципу комбинирования

различных функциональных и специальных областей экспертизы. При


этом от корпоративного персонала требуется выполнения функций

консультирования, а не указывания;

· внедрение программ образования, повышения квалификации

и саморазвития с целью совершенствования необходимых навыков

и умений;

· информационные системы, работающие в режиме реального времени,

внедряются в практику повседневной работы;

· инновациям и творчеству отдается самый высокий приоритет.

Общие характеристики каждой стадии организационн ого роста

приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Организационные практики на этапах эволюции в пяти стадиях роста


Тип практики

Приоритет


Стадия 1

Производить


Стадия 2

Эффективност


Стадия 3

Расширение


Стадия 4

Консолидаци


Стадия 5

Решение проблем


менеджмента


и продавать


ь операций


рынка


я организации и инновации


Организационн Неформальная Централизован Децентрализован


Линейно-


Матрица команд


ая структура ная


и ная и построенная штабная и


функциональн

ая


по

географическому

признаку


продуктовые

группы


Стиль высшего Индивидуалис Директивный Делегирующий Сторожевой


Партисипативный


руководства

Система


тический и

предпринимат

ельский

Рыночные


пес

Стандарты и Отчеты и центры Планы


и Постановка общих


контроля

Акцент


результаты

на Участие


центры затрат прибыли

в Оклады и их Индивидуальные


центры

инвестиций

Участие в


целей

Командные


вознаграждени

и

менеджмента


собственности увеличение за бонусы

заслуги


прибылях и

опционы по

акциям


бонусы



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: