Понятие и организация государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Государственные финансы способствуют реализации социальной политики, поддерживают отдельные отрасли народного хозяйства, обеспечивают обороноспособность и безопасность государства. Управляя государственными финансовыми потоками, руководство страны способно решать самые разнообразные задачи, такие как поддержание темпов экономического роста, регулирование уровня ссудного процента, недопущение падения национальной валюты, сглаживание конъюнктурных колебаний рынков.

Совокупность уровней и звеньев (относительно самостоятельных групп публичных финансовых отношений) составляет систему публичных финансов, которую характеризуют два признака: экономический и публично-правовой (по уровням публичной власти).

По экономическому содержанию система публичных финансов включает в себя следующие звенья (элементы):

1) бюджет (систему бюджетов);

2) систему внебюджетных фондов;

3) государственный (муниципальный) кредит;

4) государственные финансовые резервы и резервные фонды.

Состав и структура системы публичных финансов непосредственно зависят от государственного (публично-правового) устройства страны.

В Российской Федерации система публичных финансов с учетом названного признака включает в себя следующие уровни:

1) государственные (федеральные и региональные) финансы;

2) муниципальные (местные) финансы (финансы муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений).

Государственные и местные финансы отличаются не только масштабом и уровнем управления и степенью централизации финансовых ресурсов, но и составом образующих их систему звеньев.

Государственные (общегосударственные) финансы - совокупность финансовых отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Территориальные (муниципальные, местные) финансы выделяются в самостоятельный структурный уровень, т.к. местное самоуправление отделено от государственной системы управления по Конституции РФ.

С помощью государственных и муниципальных финансов органы государственной власти и местного самоуправления осуществляют регулирование социальных процессов, оказывают влияние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдельных территорий страны и др.

На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов.

Во-первых, форма государственного устройства. Для унитарных государств в целом характерна более высокая степень концентрации финансовых ресурсов в распоряжении центральных органов государственной власти по сравнению с федеративными государствами. Основу финансовых ресурсов органов власти административно-территориальных единиц унитарных государств составляют отчисления от регулирующих доходов и средства финансовой помощи центральных органов государственной власти. В условиях федеративной формы государственного устройства, построенной на принципе разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти федерации и субъектов федерации, собственные доходы становятся преобладающими в структуре финансовых ресурсов субъектов федерации. При этом масштабность межбюджетного перераспределения средств сокращается.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федерации либо в формировании муниципальных образований различного территориального уровня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: