Приветствие, комплимент и телефонный разговор на службе

1. Приветствие - самая распространенная форма проявления дружелюбия и уважения. Существует много форм различных приветствий. Еще не так давно правила служебного этикета требовали, чтобы женщина при встрече с деловым партнером-мужчиной всегда протягивала руку первой. Сейчас это необязательно. И мужчина, и женщина могут первыми протянуть руку клиенту, заказчику, человеку, не работающему в данной организации, а также любому другому посетителю, с которым они встречаются в первый раз.

При приветствии вставание — выражение почтения. Если в комнате сидят несколько человек, то при входящем посетителе вставать не нужно. Если здороваются стоя, то, поздоровавшись со своим сверстником, мужчина может сесть. Если же он здоровается с более пожилым мужчиной или женщиной, ему следует сесть лишь после того, как сядут они, или с их позволения.

При входе в комнату, где сидят подчиненные, руководитель здоровается первым, сотрудники отвечают не вставая. Если в кабинет руководителя входит его начальник, подчиненный или коллега-женщина, то вставать не нужно. Исключение делается только для тех, кого хотят вам представить. Если в кабинет к руководителю входит посетитель для выяснения быстро решаемого вопроса, то ему не предлагают присесть. Если же разговор предполагается длительный, то посетителю предлагают стул.

На службе мужчина первым приветствует женщину, младший по возрасту - старшего, младшая по возрасту женщина - старшую и мужчину, который намного старше нее, младший по должности работник приветствует старшего, член делегации - руководителя делегации, своей или иностранной. Мужчина должен рассматривать как знак особого уважения, если женщина поприветствовала его первой.

В первую очередь мужчина приветствует высшего по служебному, общественному или иному признаку. Он ограничивается легким поклоном, если приветствует на расстоянии, и снимает перчатку, если обменивается рукопожатием. Инициатор рукопожатия обычно старший, замужняя женщина подает руку незамужней, руководитель - подчиненному, преподаватель – ученику; молодые люди не должны спешить первыми пожать руку старшему или замужней женщине.

Женщина, идущая в обществе мужчины, первой здоровается с женщиной, идущей в одиночестве, или с другой женщиной. Пожимая руку, мужчины обычно произносят краткое приветствие: «Здравствуйте, Геннадий Александрович», или «Добрый день, уважаемая Людмила Васильевна».

Деловым этикетом предусмотрены определенные нормы, которые указывают, когда и как необходимо представлять и быть представленным.

Принято представление младшего по возрасту старшему, холостого женатому, низшего по должности высшему, мужчины женщине, более молодой женщины старшей и т.д. При этом произносите простые фразы, например: «Это Александр, мой коллега», «Представляю вам Ирину» и т.п. В том случае, когда мужчину представляют женщине, он должен встать и слегка поклониться, а женщина остается сидеть. Только что прибывшие на прием или на встречу не представляются лицам, которые уже его покидают. Не следует представляться и в лифтах. Сотрудника своей организации, равного по служебному положению работнику другой организации, представляют первым. Нового работника сослуживцам представляет руководитель или уже знакомый с ним сотрудник.

При представлении одной из первых фраз, которую произносит посредник, может быть: «Познакомьтесь, пожалуйста...» Представляющий должен четко и внятно произнести полное имя представляемого: Георгий, Наталия, Мария Александровна, Евгения Ивановна Антонова (фамилия в последней позиции!). В деловом общении при знакомстве вместе с именем, отчеством и фамилией называют должность и название организации.

Посредник может познакомить людей по своей инициативе, а также по просьбе одного или нескольких людей. При знакомстве с посредником можно сказать: «Я хочу (мне хотелось бы) познакомить вас (Иван Петрович) с Игорем Константиновичем (Надеждиным)...» или «Наталья Владимировна, разрешите (позвольте) познакомить вас...» В таких случаях знакомящиеся называют свои имена. Знакомство, как правило, сопровождается рукопожатием и легким поклоном.

Когда знакомятся без посредника, инициативу берет на себя кто-то из желающих. В этом случае можно сказать: «Я хочу (мне хотелось бы) с вами познакомиться...», «Давайте познакомимся...». Затем себя называют: «Сергей Александрович Иванов» или: «Меня зовут Сергей Александрович...».

Молодые люди могут назвать только полное имя. Если собеседник в ответ на представление не назвал себя, его можно спросить: «А вас как зовут?» Если после этого положительной реакции не последует, знакомство следует прекратить.

2. Комплимент (фр. compliment) - это особая форма похвалы, выражение одобрения, уважения, признания или восхищения; любезные, приятные слова, лестный отзыв. Комплимент должен отражать исключительно положительные качества человека, при этом положительное качество в комплименте должно иметь лишь небольшое преувеличение. Следует избегать в комплименте двойного смысла, как в случае: «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности так тонко и остроумно уходить от ответа

Допускается только констатировать наличие положительного качества, а не содержать рекомендаций или практических советов по его улучшению. Правила:встраивайте слова-комплименты в общую фразу, не делая пауз; конструируйте фразу так, чтобы после комплимента следовал содержательный текст, чтобы часть общей фразы после слов-комплиментов содержала нечто такое, что захватывало бы внимание слушающего.

Каждый человек стремится услышать о себе что-то определенное, потому что именно конкретность комплимента позволяет человеку почувствовать его правдивость и искренность. Кроме того, большинство людей думают, что человек, заметивший какие-то нюансы нашей личности и отметивший их с помощью комплимента, на самом деле проявляет к нам искренний интерес. Если комплименты говорят вам, отвечайте просто «Благодарю вас».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: