Роды и виды речей

РОД РЕЧИ ВИД РЕЧИ
Академическая Лекция вузовская, школьная Научный доклад Научный обзор Научное сообщение Научно-популярная лекция
Судебная Прокурорская(или обвинительная) Адвокатская (или защитительная)
Социально-политическая Доклад (выступление) на съезде (конференции, собрании, заседании) Парламентская Митинговая Военно-патриотическая Дипломатическая Агитаторская Политические обозрение
Социально-бытовая Юбилейная Приветственная Застольная (тост) Надгробная (поминальная) Речь на приеме
Духовная (церковно-богословская) Слово (проповедь) Официальная церковная

В образе оратора Аристотель выделил логос, этос и пафос, причемлогос - информированность оратора о предмете речи, включая целостность картины мира; этос- мировоззрение, ценностные и прагматические установкиоратора; пафос – эмоциональная выразительность оратора и воздействие на чувства аудитории (сентиментальный, героический, романтический, гневный, иронический и проч.).В современном понимании, образ оратора ораторская маска портрет личности, смоделированный самим говорящим или/и возникший в сознании слушателей в процессе общения. Доверие к оратору обусловливается его статусом и репутацией (образовательной, профессиональной, социальной, служебной характеристиками). Оратор предсказуем, а его образ является первым уровнем информации, которую «считывает» аудитория: а) соответствие внешнего вида ситуации и возрасту: стиль одежды, прическа, осанка, пластика, выражение лица, б) звучание речи: голос, тон, интонация, в) содержание речи, г) отношение к собеседнику (аудитории).

Еще античными риторами был разработан классический риторический канон общая схема работы над любой речью, в которой выделено пять частей.

1.. Изобретение (инвенцио ) - выражение мысли в речи, отбор содержания.

1. Расположение (диспозицио) - работа над композицией речи (расположение частей) в соответствии с жанром текста.

2. Словесное выражение (элокуцио) - этап редактирования речи, отбор специальных риторических средств.

3. Запоминание (меморио)- свертывание информации в сознании (выучивание наизусть, составление схемы, отбор зацепок и проч.).

4. Произнесение (акцио) - непосредственное озвучание текста перед аудиторией с использованием языковых и внеязыковых средств воздействия.

Риторический жанр - это исторически сложившийся устойчивый тип риторического произведения, единство особенных свойств формы и содержания, определяемое целью и условиями общения и ориентированное на предполагаемую реакцию адресата.

Например, рассматривая жанр представления, отмечаем, что в роли субъекта (кто?) выступает человек, не знакомый аудитории, определяем основной тип общения (межличностное, групповое, публичное или массовое), но в данном случае это не имеет принципиального значения, поскольку представляться можно при любом из этих типов. Очень важны для представления цели (зачем?): а) чтобы установить контакт; б) чтобы создать о себе хорошее впечатление. Отсюда вытекает определение содержания речи (что?): сообщается информация, выгодная для говорящего и интересная для слушателя. Причем если представление официальное, то сообщаемая информация (как?) должна носить сугубо деловой характер (что интересного есть во мне? чем я могу быть полезен коллективу? и т. п.), если же представление осуществляется в неофициальной обстановке, то в речи в зависимости от ситуации может быть нечто смешное, экстравагантное и т. п., что отличает говорящего от остальных и позволяет ему сформировать к себе положительное отношение аудитории.

Основой «изобретения публичной речи» считаются топика и теория аргументации.

Теория общих мест, или топика - учение для изобретения доводов - которе основывалось на логике, но искало не истину, а средства убеждения (с целью сделать изложение правдоподобным, а доводы убедительными). Различали существенные и несущественные доводы. Существенные изобретались, исходя из общих логических принципов; несущественные были связаны с конкретными обстоятельствами разбираемого дела. Источники изобретения доводов (топосов): 1) определения основных понятий: через свойства описываемой вещи, через действия описываемой вещи, через сравнивание вещей, через свойства и отношения между вещами; 2) деление понятий на части; 3)принцип причинной обусловленности. Часть топики представлена в параграфе. Раскрывающем виды переработки научной информации.

Аргументация - это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны, оправдания или опровержения какого-то мнения. Аргументацией называют и процедуру приведения аргументов, и совокупность аргументов. Убеждение в риторике - вера в то, что данное высказывание должно быть принято в силу имеющихся оснований. Предметом убеждения может быть отдельное высказывание, доказательство, концепция, теория и проч. Убеждение не совпадает ни с истиной, ни с верой (слепой), т.к. основано на правдоподобии.

Тезис аргументации - утверждение, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений. Аргумент - способ убеждения. «Аргумент есть основание, подтверждающее сомнительное несомненным» (Квинтилиан).

Существуют разные классификации видов аргументов, но исторически первичными считаются «аргументы по существу» (argumentum ad rem) - основанные на логических доказательствах и фактах, и «аргументы к человеку» (argumentum ad hominem) - апеллирующие не к логике, а к психологии. Кроме аргументов, различающихся по форме рассуждения, в античной риторике рассматривались также аргументы, учитывающие источник, происхождение. Таковым признавался пример - факт или частный случай, используемый в качестве отправного пункта для последующего обобщения и для подкрепления сделанного обобщения. Пример представляет собой описательное утверждение, говорящее о некотором факте, а образец – это оценочное утверждение, относящееся к какому-то частному случаю и устанавливающее частный стандарт, идеал и т.п. Одна и та же совокупность фактов может истолковываться некоторыми как пример, наводящий на обобщение, другими - как иллюстрация (наглядное изображение) уже известного положения, третий - как образец, достойный подражания.

В теории аргументации сформулированы кодекс аргументатора и кодекс реципиента. Например, в академическом дискурсе максимы аргументации были представлены в следующем виде:

l) максима убедительности - говори убедительно, не перегружай деталями,

2) максима такта - выражайся понятно, не считай других глупее себя,

3) максима рациональности - объясняй все шаги логически, не обращайся к прописным истинам,

4) максима истины - выдвигай гипотезы с последующим объяснением, не выдвигай неверифицируемых суждений.

Расположение изобретенного - диспозиция представляет собой членение тематического материала, определение порядка следования частей. Как правило, выделяют трехчастную композицию речи: вступление, подтверждение и заключение. Но античный канон предполагал шестичастное членение: введение, предложение (тезис), повествование, подтверждение, опровержение и заключение). Введение - с целью расположить аудиторию может быть а) простое - сообщение темы; б) внезапное - резко эмоциональное начало: в социально-политическом красноречии («Долго ли будет терпеть многострадальный наш народ гнет олигархов? Долго ли будут распродавать наше национальное богатство иноземному капиталу

Среди наиболее успешных приемов активизации внимания можно назвать следующие: риторический вопрос, чтение газетных заголовков, драматизация, сопоставление всех «за» и «против», занимательное приключение, внесение элемента неформальности, цитата, афоризм, вызывающая немедленное сочувствие история, ссылка на популярное произведение, исторический эпизод, апелляция к авторитету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: