Культура состязательной речи

Основным видом состязательной речи является спор - словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение, свою правоту. Деловой спор как вид коммуникации широко применяется при обсуждении разногласий, в ситуации отсутствия единого мнения по обсуждаемому вопросу.. Вместе с тем, спору как разновидности деловой коммуникации присущи следующие характеристики: а) участники спора имеют одинаковые права в процессе обмена мнениями, по степени активности, по видам и формам прямой и обратной связи друг с другом; б) предметом спора является положение, о котором каждая из сторон имеет собственное мнение, называемое позицией или тезисом; в) различие позиций сторон делает спор обсуждением на уровне явления, а не на уровне сущности. Поэтому любой спор - достаточно поверхностное обсуждение спорного положения; г) позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего имеют открыто отрицательный характер; д) борьба мнений в споре нередко достигает высшей формы - конфликта мнений, когда каждая из сторон настаивает на истинности своего тезиса и ложности тезиса оппонента. Каждый довод в аргументации такого типа представляет собой отрицание довода оппонента; е) предметное поле обсуждения спорного вопроса обычно не бывает четко определенным. Его размытость также обусловлена тем, что речь в споре идет не о сущности, а о поверхностных характеристиках предмета; ж) спор как вид деловой коммуникации не регламентирован ни в процедурном, ни в пространственном, ни во временном отношениях.

Дискуссией (лат. discussio — исследование, рассмотрение, разбор) называют такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление различных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Другой характер носит полемика. Это спор при обсуждении, выяснении научных, литературных, политических вопросов. Об этом свидетельствует и этимология (т.е.происхождение) данного термина. Древнегреческое слово polemikos означает «воинственный, враждебный». Полемика - это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей; борьба принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу; публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и отвергнуть мнение оппонента. Полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью, т.к. участники дискуссии, сопоставляя противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину. Цель полемики иная: надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию. Однако следует иметь в виду, что подлинно научная и деловая полемика ведется не просто ради победы как таковой. Опираясь на принципиальные позиции, полемисты решают социально значимые вопросы, их выступления направлены против всего, что мешает эффективному общественному развитию. Таким образом, эристика - эта наука убеждать в споре. Она учит подкреплять мысли убедительными и неоспоримыми доводами, научными аргументами. Полемика особенно необходима, когда вырабатываются новые взгляды, отстаиваются общечеловеческие ценности, права человека, складывается общественное мнение.

Слово «дебаты» французского происхождения (debat — спор, прения). Прения - русское слово, зафиксированное в лексике ХVII века. Толковые словари определяют эти слова как обмен мнениями по каким-либо вопросам, обсуждение какого-либо вопроса, публичный спор по каким-либо вопросам, например: горячие дебаты, парламентские дебаты. Словами дебаты, прения, как правило, именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений, выступлений на собраниях, заседаниях, конференциях и т.п.

В любом случае спор - это процедура, процесс обсуждения проблемы, способ исследования и анализа, при котором каждая из сторон, аргументируя, отстаивая и опровергая, оппонируя мнения другой стороны - соперника, противника, собеседника,- претендует на монопольное установление истины [Попов В.И. Спор, дискуссия, полемика, юридический диалог/http:// www. lib.csu.ru/ vch/9/2005_01/013.pdf].

Искусство ведения спора получило название эристики, в которой выработаны общие рекомендации, повышающие плодотворность спора и помогающие нейтрализовать некорректные приемы воздействия (представлены в таблице). Участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис, называется пропонентом, а тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис - оппонентом. Соответственно различают две главные тактики – тактику пропонента и тактику оппонента. Тактика пропонента состоит в нападении и осуществляется:

1. Прямым обращением к адресату со своим тезисом, который подтверждается прямыми (естественными) доказательствами с опорой на факты и статистику. Возможные возражения предупреждаются, пока ещё не доказаны.

2. Приёмом «опроса-допроса»: вопросы к адресату следуют один за другим, так что он вынужден принять эту модель поведения и, отвечая на вопрос, обнаружить свою позицию раньше и более открыто, чем ему хотелось бы. При таком допросе, если вопросы следуют в быстром темпе, вероятны ошибки, неуверенность, что и использует нападающий.

Тактика оппонента - защита с переходом в наступление на основе следующих методов:1. Метод «Да, но…»- видимое согласие с высказыванием оппонента, а затем переход к опровержению. К этому близок приём «видимой поддержки»: поддакивание, а затем высказывания: «Конечно, всё это верно, только вы забыли сказать то-то и то-то, но это всё равно не поможет, потому что …». Далее переходите в нападение. 2. Метод «кусков». Аргументация противника оценивается по частям: «это справедливо, это точно, это банально, это неполно, это сомнительно, а вот это уже, простите, неверно». Именно на этом последнем аргументе и останавливают внимание, строя опровержение.3. Метод «суммирования» тоже хорош для перехода в наступление: подытоживание позиции оппонента так, как она видится и начало опровержения: «Значит, вы утверждаете то-то потому-что…Можно было бы с вами согласиться, если бы не …» И далее переход в нападение.Для того чтобы стать хорошим спорщиком, совершенно необходимо научиться наблюдать за своим речевым поведением в споре и анализировать поведение партнёров. Корректный спор - это не только спор по правилам логики и тактики, но демонстрация уровня общей культуры человека, воспитанности, умения контролировать себя. Поэтому нужно научиться контролировать свой голос, мимику, жесты и грамотно нейтрализовать некорректное действие собеседника. Для этого внимательно изучите предложенный ниже материал.
Некорректное действие собеседника Нейтрализующая защита собеседника
Раздувание проблемы, вывод ее за принятые в в дискуссии границы Напомнить о рамках дискуссии, о ее цели. Попросить еще раз уточнить антитезис и вернуть разговор в прежнее русло, в установленные границы обсуждения
Выхватывание мелочи (факта), не затрагивающей основного тезиса Спросить оратора о цели дискуссии, цели его выступления. Спросить, какую мысль развивал и доказывал собеседник
Попытка перехватить инициативу в выборе направления разговора: -подмена положения ссылками на мелочи, -выдвижение вопроса не по существу проблемы -контрвопрос, игнорирование мнения Предусмотреть возражения соперников, изучить мотивы, позиции: -указать на уход от спорного вопроса -спросить, какую мысль он доказывал -попросить высказать отношение к аргументу
Намеки, компрометирующие собеседника, ставящие тем самым под сомнение его предложения Комплименты, доброжелательность, демонстрация объективности
-перенос критики на личность выступающего, -приписывание нелепых высказываний не оправдываться, держать эмоции, не поддаваться на провокацию
Намеренный увод к ложным выводам, подтасовка фактов, чтобы обвинить в дилетантстве Прекратить обмен мнениями, похвалить собеседника за глубину анализа и попросить сделать обобщающий вывод
Демонстрация некомпетентности соперника, демагогические рассуждения Не проявлять излишнюю деликатность, спросить, о чем шла речь, ради чего
Игра на ошибках, недоработках, игнорирование доводов “за” и “против”, тенденциозная подача материала Попросить высказать соображения, как выйти из затруднения
Постоянное изменение позиции, кружение вокруг проблемы Ваш соперник - марионетка; свернуть разговор, т.к. он безрезультатен
Грубое одергивание собеседника, попытка вывести из себя, провокация По возможности, использовать иронию, сатиру, сарказм, управлять чувствами

Деловая дискуссия - обмен мнениями по определенному вопросу всех или отдельных участников общения. Многие деловые собрания и совещания проводятся в виде дискуссий. При массовой дискуссии все участники, за исключением председателя, находятся в равном положении. Специально подготовленные докладчики не назначаются, в то же время все присутствуют не только в качестве слушателей. Специальный вопрос обсуждается в определенном порядке, обычно в соответствии со строгим регламентом и под председательством должностного лица.

Групповая дискуссия отличается тем, что специально подготовленная группа обсуждает вопрос, дискутирует перед аудиторией. Целью такой дискуссии является представление возможных решений проблемы, обсуждений противоположных точек зрения по спорным вопросам, презентация новой информации. Как правило, такого рода дискуссии спора не разрешают и не склоняют аудиторию к какому-либо единообразию действий. В групповой дискуссии в качестве оппонентов могут участвовать от трех до восьми-десяти человек, не считая ведущего. Основное коммуникативное средство - диалог, который каждый раз ведут только два участника. Число участников групповой дискуссии может меняться в ту или другую сторону в зависимости от запаса времени, сложности и актуальности проблемы, наличия компетентных специалистов. Приглашенные для дискуссии специалисты сидят полукругом, лицом к аудитории, ведущий - в центре. Такая организация пространственной среды позволяет каждому участнику групповой дискуссии видеть и слышать друг друга как можно лучше. Важно, чтобы участники дискуссии были хорошо подготовлены, имели при себе статистические данные, необходимые материалы. Большое значение имеет их манера говорения, культура речевой коммуникации, а также стиль ее демонстрации: непринужденно, в оживленной манере, точно формулируя вопросы и лаконично комментируя ответы или краткие замечания. Целесообразно, чтобы участники называли друг друга по имени и отчеству. Аудитория, наблюдающая дискуссию, должна быть постоянно в центре внимания выступающих, с нею необходимо поддерживать не только невербальный, но и вербальный контакт. Ведущий дискуссию регулирует ее ход, все процедуры, представляет тему и выступающих, следит за регламентом, руководит обменом мнений, произносит заключительное слово.

При достижении поставленной перед собой цели в деловой сфере продуктивен ассертивный стиль поведения. Как правило, тренингами ассертивного поведения занимаются психологи и специалисты в сфере управления,

Ассертивный - (assertive, англ.) — значит настойчивый, умеющий настоять на своём. Уверенность (ассертивность) подразумевает принятие ответственности за свою жизнь, чувства и действия. Овладение таким поведением может вселить внутреннюю уверенность и придать сил, помогает достичь поставленных целей без причинения ущерба другим, учит осуществлять сознательный выбор и отвечать за свои поступки. Но следует помнить, что ассертивность может потребовать изменений и в восприятии себя, и в отношениях с другими, заставит осознать как преимущества, так и опасности, связанные с развитием уверенности, при этом гарантирует умение переводить чужое агрессивное и манипулятивное поведение в конструктивное русло.

Риторика ассертивности – это обучение вербальным и невербальным умениям утверждающего поведения, что включает умения говорить "нет", обращаться с просьбами и выдвигать требования, цивилизованно выражать положительные и отрицательные чувства, конструктивно начинать, поддерживать и заканчивать разговор. Для повышения ассертивности используются специальные обучающие этапы и процедуры. Первая – формирование навыков адекватного реагирования на поведение собеседника в ситуации визуального и вербального контакта (умение «прочитывать» и слушать собеседника). Как правило, на этом этапе активно включается эмоциональная реакция, поэтому важно обучить приемам «гашения» негативной эмоции. Вторая - воспроизведение реакций - состоит в отработке стандартных реакций на то или иное поведение собеседника (под стандартной реакцией понимается набор моделей коммуникативных тактик утверждающего поведения). Третья - совершенствование реакций - заключается в придании новому поведению непринужденности и устойчивости. Четвертая - когнитивное реструктурирование - включает критический анализ своих психических и эмоциональных представлений, препятствующих ассертивности, и дальнейшее приобретение знаний и совершенствование навыков, усиливающих ассертивность. Пятая процедура обучения предполагает опробование нового поведения и поощряет распространение его на новые ситуации. Эти процедуры продолжаются до тех пор, пока обучающиеся не продемонстрируют надлежащую ассертивность. Естественно, длительность обучения и достижение результата зависит от множества индивидуальных особенностей (психотип, уровень развитости эмоционального и вербального интеллекта, социализированность, аккультурация – готовность к межкультурной коммуникации и проч.).

Поведение может считаться ассертивным, если человек, уважая права других, защищает свои собственные права, способен к адекватному социальному и эмоциональному самовыражению, уверен в себе и способен вести себя рационально, как зрелая личность. Признаки ассертивного человека: смотрит в глаза, но не «таращится», расслаблен, легко двигается, голова приподнята, движения рук открыты (визуальный анализ); речь ровная и четкая, непосредственная, живая и понятная (анализ звучащей речи).Основные принципы ассертивности, несмотря на их кажущуюся простоту и очевидность, охватывают практически все возможные затруднения человека в общении с другими и в отношении к самому себе. По мнению технологов ассертивного поведения, каждый человек имеет право:

1.Сам судить о своем поведении, мыслях и эмоциях и нести ответственность за последствия.

2.Не давать никаких объяснений и обоснований, оправдывающих свое поведение.

3.Сам решать, отвечает ли он и в какой мере за проблемы других людей. Менять свои взгляды.

4.Совершать ошибки и отвечать за них.

5. Сказать "я не знаю".

6.Не зависеть от доброй воли других людей.

7.Поступать нелогично.

8.Сказать другому "я тебя не понимаю".

9.Сказать "меня это не волнует".

Но при этом каждый должен помнить как о позитивных, так и негативных последствиях ассертивного поведения.

Позитивные последствия (почему стоит вести себя ассертивно?):

· в конфликтных ситуациях ассертивное поведение позволяет достичь компромисса без отказа от признаваемых нами ценностей и без ущерба для собственного достоинства;

· позволяет говорить «НЕТ», не испытывая угрызений совести, страха или злости; помогает сопротивляться нажиму со стороны других;

· обеспечивает открытость общения, искореняет чувство неискренности;

· дает удовлетворение от выражения собственных чувств;

· демонстрирует уважение собственных прав и прав других людей;

· позволяет самому распоряжаться собственной жизнью.

· помогает достигать поставленные цели и реализовывать свои стремления и потребности.

Негативные последствия (чем рискуем, ведя себя ассертивно?):

· нас могут не любить, за то, что выражаем свои чувства;

· могут появиться изменения в отношениях с другими людьми, не обязательно именно такие, каких мы ожидали;

· можно получить ярлык человека, идущего по жизни напролом;

· нет гарантии успеха.

Кстати, в любой продуктивной технологии возможны негативные проявления (так называемый «человеческий фактор»).

Критерии и советы для реализации ассертивного поведения:

1.Умение решить, насколько ассертивность это правильная стратегия в данной ситуации: если хочешь вести себя ассертивно, подумай о ситуации, месте, времени и об отношениях с собеседником.

2. Умение доверять самому себе и думать о себе позитивно: относись к себе позитивно, без самобичевания и самоуничижения.

3. Умение поддерживать продуктивный контакт с собеседником: выражай свои мысли ясно и точно.

4. Умение воспринимать критику прагматично: используй чужую критику с пользой – ответь на нее ассертивно.

5. Умение справиться с конфликтной ситуацией: прими открытую позу, придерживайся своего мнения, но будь готов на компромисс в несущественном, ищи золотую середину и контролируй то, что происходит (реакция «да, но» вместо «нет»).

Остановимся подробнее на первом этапе обучения ассертивному поведению – умению «вслушиваться» в собеседника.

1. Для демонстрации заинтересованности принимаем открытую позу и /или немного наклоняемся в его сторону, устанавливаем с ним визуальный контакт. При этом помним следующее:

- если вы смотрите в глаза собеседнику, тем самым показываете, что вам важно и интересно то, что говорит собеседник;

- если вы рассматриваете собеседника «с ног до головы», тем самым сообщаете ему, что для вас важен в первую очередь сам собеседник, а не то, что он говорит;

- если вы рассматриваете предметы в комнате во время речи собеседника, тем самым сообщаете, что вам не важен ни собеседник, ни то, что он говорит, по крайней мере в этот момент.

2. Сопровождаем восприятие позитивной реакцией:киванием головы, произнесением слов и выражений «да», «понимаю вас...», но без заискивания и заглядывания в глаза собеседнику «снизу вверх».

3. Даем человеку возможность самому понять и оформить мысль. Не заканчиваем предложение вместо него даже из желания «помочь» и закончить за него начатую им фразу.

4. Задаем вопросы на понимание: обращение к говорящему за уточнением, стремление получить дополнительную информацию, прояснить позицию собеседника - один из показателей активного слушания. Вопрос определяет не только те ответы, которые вы намереваетесь получить, но и направляет собеседника на ваши ожидания и прогнозы результата общения. Поэтому важно уметь задать правильный вопрос в нужный момент.

5. Проверяем правильность понимания:перефразирование с уточнением смысла высказывания собеседника, то есть повторение говорящему его же сообщения, но своими словами (можно сопровождать фразой «Если я вас правильно понял…»).

6. Демонстрируем сопереживание: фразы «Я понимаю ваше состояние...»; «Я понимаю, что вам нелегко говорить об этом» - (эмоциональное поглаживание) и т. п.

В целом, овладение техникой ассертивного поведения - условие формирования креативной личности с гармонизацией интеллектуальной и эмоциональной сфер.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: