Международное сотрудничество в области безопасности судоходства

Бурное развитие международной торговли в начале века привело к принятии многочисленных международных договоров (соглашений) в области судоходства, включая безопасность мореплавания. Соглашения касались обмера судов, предупреждению столкновений судов, предотвращения загрязнения окружающей среды и многого другого. В конце XIX столетия появились предложения о создании постоянно действующей морское организации, которая бы занималась вопросами обеспечения безопасности на море. В 1888 году страны Скандинавии предложили создать Международное морское бюро для решения технических вопросов судоходства. В 1897 году был создан Морской международные комитет, который занимался вопросами морского права. Этот комитет принял несколько конвенций (так называемых «Брюссельских»), которые затем легли в основу ныне существующих.

При Лиге наций был создан Консультативный и технический комитет по транспорту который занимался проблемами морского и автодорожного транспорта. Под эгидой Лиги наций было принято несколько соглашений, касающихся морского судоходства.

Международная морская организация (ИМО) была организована в 1948 году. Сегодня в нее входит 164 стран - участниц (152 членом ИМО в 1994 году стала РФ).

С 19 февраля по 6 марта 1948 года в Женеве прошла Морская конференция ООН, на которой была принята Конвенция о Межправительственной морской консультативной организации (ИМКО). Конвенция вступила в силу 17 марта 1958 года. Цели организаций были заявлены в статье 1 конвенции:

1. обеспечивать механизм сотрудничества правительств в области правительственного регулирования и практики в технических вопросах любого рода, затрагивающий международное торговое судоходство;

2. поощрять и содействовать всеобщему принятию практически возможных максимальных норм в отношении безопасности на море, эффективности судоходства, предотвращения загрязнения моря с судов и борьбы с ним;

3. рассматривать административные и правовые вопросы, связанные с целями, изложенными в этой статье.

Изменение названия организации произошло в 1982 году. Это было связано с тем, что слово «консультативная» толковалось как указывающее на ограниченные полномочия и ответственность организации, а слово «межправительственная» вызывало недоверие и подозрения. Поэтому новое название — Международная морская организация (ИМО) было необходимо для повышения ее статуса. Являясь составной частью ООН, она имеет достаточно развитую инфраструктуру. Вопросами безопасности в ИМО занимается ее Комитет, состоящий из подкомитетов: по навигации; спасательным средствам; подготовки и дипломирования моряков и несения вахты; остойчивости судов и делению на отсеки; противопожарной защите; перевозки опасных грузов; связи и др.

Подготовленные ИМО документы, касающиеся безопасности на море, представляются на обсуждение и утверждение Ассамблеей ООН в виде Конвенций или Резолюций, которые имеют рекомендательный характер. Если страна - участница ИМО ратифицирует Конвенцию, то в этом случае национальное законодательство этой страны должно быть приведено в соответствие с требованиями Конвенции. Принятые ИМО Резолюции имеют только рекомендательный статус, но не смотря на это они имеют приоритетный характер

Помимо Конвенций существует целый ряд Резолюций и Руководство ИМО по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море. 1МО стала ответственной за имплементацию различных международных конвенций и создание норм и стандартов, относящихся к охране человеческой жизни на море и охране морской среды от загрязнения. За время существования ею были приняты и пересмотрены несколько очень важных международных конвенций — СОЛАС, МАРПОЛ, ПДМНВ, о грузовой марке и др. Образование ИМО совпало с периодом огромных изменений в мировом судоходстве. В связи с появлением новых технологий в мореплавании Международная морская организация работает над созданием новых и улучшением действующих документов. На ее счету 35 международных конвенций и большое количество протоколов и дополнений к ним.

В работе ИМО по подготовке конвенций принимают участие международные организации, тесно сотрудничающие с ней. Это межправительственные организации: Международная организация труда (МОТ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Конференция ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Для оказания помощи в разработке важных проблем в качестве консультативных привлекаются неправительственные организации: Международная палата судоходства, Международная федерация судовладельцев, Международная организация по стандартизации, Международная торговая палата, Балтийский и международный морской совет, Международная ассоциация классификационных обществ, Международная федерация ассоциаций капитанов и другие.

В последнее десятилетие увеличилось количество аварий и катастроф морских судов, сопровождавшихся многочисленными человеческими жертвами. Причин этого много: недобросовестные операторы, не уделяющие внимания техническому состоянию судов; снижение контроля и требований к судовладельцам со стороны правительств - стран флаг а; стремление многих (особенно мелких) судовладельцев получить максимальную прибыль за счет снижения расходов на снабжение и обслуживание судов и т. д.

Это обстоятельство привлекло внимание морского сообщества и побудило принять ряд мер для улучшения сложившегося положения. Как показывает анализ, непосредственными причинами большинства аварий и инцидентов на море являются ошибки людей, управляющих флотом с берега (управленческий персонал судоходных компаний) и находящихся на борту судов, то есть так называемый человеческий фактор.

С целью повышения безопасности судоходства Международная морская орга­низация, Международная организация труда и ряд других на своих сессиях приняли цель) ряд важнейших международных конвенций, резолюций, кодексов и рекомендаций направленных на обеспечение безопасности мореплавания и охраны окружающей среды. Основная цель этих документов — повысить безопасность мореплавания путем, обязательного применения единых для всех стандартов как при управлении судами с берега так и в процессе их эксплуатации экипажами.

Безопасность мореплавания — важнейшая цель ИМО. В статье 1 Конвенции об образовании ИМО говорится: «Поощрение и содействие принятию всеми странами самых высоких практически возможных норм в вопросах, касающихся безопасности на море.... Этой цели подчинена деятельность всех рабочих органов и подразделений организации.

Кроме принятия указанных документов, ИМО рекомендовало государствам — членам, организации ужесточить в своих портах контроль за выполнением требований международных конвенций, кодексов, стандартов и правил на всех заходящих в порты судах. С этой целью уже действует эффективная система государственного контроля за судами в большинстве районов мирового океана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: