Отношение вида к роду как логический топ, однако, предполагает не просто включение одного понятия в другое, но вполне определенные логические последствия.
С любой парой понятий, которые соотнесены как род и вид, можно оперировать строго определенным образом. Действительно, всякое рассечение является убиением, следовательно, если некое живое существо рассечено, то оно убито, но не наоборот. Кроме того, сущность рассечения (вида) и убиения (рода) состоит в том, что разрушается и прекращает существовать некое целое, поэтому рассечение входит как вид в убиение, убиение входит как вид в уничтожение, уничтожение входит как вид в смерть или прекращение бытия. Но поскольку, скажем, сожжение также является прекращением бытия, то в определенном выше смысле сожжение аналогично или подобно рассечению.
Поэтому установление отношения между понятиями через внутренний топ приводит к вполне определенным возможностям построения аргументов.
Разделение логического и содержательного топов необходимо. Логический топ подобен ходу фигуры в шахматной игре: ладья, ферзь, конь могут ходить лишь определенным образом, но каждый конкретный ход определяется ситуацией на шахматном поле и замыслом игрока.
Содержательный топ сохраняется независимо от способа истолкования отношений между его частями.
Так, в выражениях «рассекать значит убиватъ»; «рассекать не значит убивать»; «где рассечение, там u умерщвление»; «когда рассекают, умерщвляют»; «рассечение подобно умерщвлению»; «рассечение хуже умерщвления» и т. п. содержательный топ как сочетание самих понятий «разделение» и «убийство» сохраняется, но изменяется форма отношения между подлежащим исказуемым, то есть логический топ.
Поэтому в зависимости от того, какой логический топ мы включим в содержательный, мы получим (1) различное соотношение ценностей; (2) различные возможности построения умозаключения с использованием данного содержательного топа; (3) различный состав аргументов, для которых данный содержательный топ будет основанием. Но при этом сам состав ценностей сохранится.
Так, принципиально различными будут мировоззренческие позиции авторов каждого из следующих утверждений:
§ «Нравственные принципы выше материальных интересов».
§ «Материальные интересы выше нравственных принципов».
§ «Нравственные принципы суть материальные интересы».
§ «Материальные интересы суть нравственные принципы».
Утверждения каждого из них определенным образом несовместимы с утверждениями других; из каждого утверждения можно построить умозаключения только определенного вида; каждое из этих утверждений может быть, если принять его как топ, критерием правильности аргументации определенного содержания и направления. Но все четверо утверждающих несовместимые положения не лишены возможности прийти к согласию, потому что они говорят об одном и том же: для них ценностями будут материальные интересы в соотношении с нравственными принципами. Иными словами, у них есть общий язык, в пределах которого они могут ставить и обсуждать нравственные проблемы. Но всем им будет трудно говорить о нравственности с человеком, которому вообще не приходит в голову соотнести нравственные принципы с материальными интересами.
Число логических топов ограничено, и в совокупности они образуют своего рода алфавит смысловых отношений.