На ритуалистическом уровне в индуизме не счесть богов и богинь, но на философском уровне все они есть проявления одного верховного божества, называемого Брахманом. Ниже следует отрывок из упанишад — священной книги индусов:
До сотворения Брахман существовал, не проявляя себя. Из непроявленного он сотворил проявление. Из себя он сделал себя. Поэтому он существует сам по себе.
В “Бхагавадгите” Брахман говорит устами Шри-Кришны:
Люди, чья проницательность притупилась из-за мирских страстей, установили тот или иной ритуал или 'культ и обращаются к различным божествам под воздействием своих врожденных влечений. Но не важно, какое божество верующий выберет для поклонения. Если у него есть вера, я делаю ее непоколебимой. Наделенный ниспосланной мной верой, он поклоняется этому божеству и получает от него все, о чем молит. В действительности даю только я.
Брахман проявляется в каждом существе как Атман:
Я Атман, который обитает в душе каждого смертного существа. Я есть начало, сама жизнь и конец всего.
Верующие могут достичь Брахмана многими способами, но наилучший из них — медитация. В сутрах Патанджали-йоги читаем:
Форма поклонения, которая заключается в созерцании Брахмана, превосходит ритуалистическое поклонение с материальными жертвоприношениями.