Ангулемский собор

-всё разделено на ячейки
-2 центральных стены: Христос во славе и вознесение Христа с двумя коленопреклонёнными ангелами
-4 боковых тимпана соприсутствуют (?) вознесению Христа
-слева/справа - изображение добродетели/пороков
-Георгий-победоносец на коне
Промежуточное состояние между бургундской плоскостностью и античной объёмностью в Провансе

16. Романская скульптура Италии (античное и романское, появление авторской скульптуры). Проповедническая кафедра Сант Амброджо в Милане, Собор в Модене (западный фасад), рельефы фасада Сан-Дзено Маджоре в Вероне (мастер Никколо и ветхозаветные сюжеты, мастер Гуильельмо и новозаветные сюжеты), творчество Бенедетто Антелами: рельефы баптистерия в Парме.

Искусство Италии формировалось под влиянием многовековых куль­турных традиций, которые были неодинаковы в различных областях страны. Если в искусстве Венеции и Южной Италии преобладали визан­тийские черты, то в Риме и Цент­ральной Италии — античные. Лишь искусство Ломбардии, расположен­ной на севере Италии, восприняло формы романского стиля.

Скульптура Италии романского периода формировалась в основном под влиянием античных традиций. Самые знаменитые произведения романской скульптуры созданы в Северной Италии. Это монументаль­ные рельефы храмов в Милане, Ве­роне, Павии.

В 10 – первой половине 11 века господствовали орнаментальные формы, около 1040 года наступило оживление изобразительной традиции. На юге, в Апулии, в это время возник ряд украшенных сюжетными рельефами тронов и проповедческих кафедр. Но подлинный расцвет итальянской средневековой скульптуры наступил на севере. Выработанная здесь система оформления церковного фасада, сочетавшая скульптурные фризы с архитектоническим декором, повлияла на соседние страны – Австрию и Германию, Англию, Польшу, Венгрию.

Особенность итальянской скульптуры: раннее появление авторских работ.

Главный памятник Эмилии – рельефы собора в Модене – был создан в самом начале 12 века мастером Вильгельмо. Учеником Вилиджельмо был мастер Никколо. Его имя сохранилось в надписи на соборе в Ферраре, где он работал в 1135 году над украшением портала. В полной мере искусство автора раскрылось в оформлении церкви Сан Дзено в Вероне (после 1138). Романский стиль в скульптуре Италии завершился в творчестве Бенедетто Антелами (около 1150 — около 1230). Бенедетто Антелами был автором первой в Италии от­дельно стоящей скульптуры — изо­бражения библейских пророков Давида и Иезекииля, — находящей­ся в соборе города Фиденца. В Ита­лии это первый пример подобной скульптуры.

Бурный всплеск развития скульптуры – область Тоскана и Ломбардия. Появляется мощный импульс к большей монументализации форм.

Особенности итальянской скульптуры:

- не украшаются порталы

- основной декор – на кафедрах, на кивориях и других пространствах внутри храма

- важное пространство – небольшие люнеты (арочный проем в своде или стене, ограниченный снизу горизонталью), бронзовые двери

Ранний пример итальянской скульптуры: Проповедническая кафедра Сант Амброджо в Милане

Консоль («подпорка») кафедры:

- внизу – древнеримский саркофаг 3 века, сверху – скульптурный декор

- использование атропоморфных образов (колонны как работа человеческого тела), для того чтобы изобразить опору, тяжесть несущих и несомых частей.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: