Понятие и сущность метода и приема обучения

Глава 9. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Основные подходы Методам обучения, от которых

к определению зависит немалый успех работы

понятия «метод учителя и школы в целом, по-

обучения» священ не один десяток фунда­

ментальных исследований как в теории педагогики, так и в частных методиках препода­вания отдельных учебных предметов. И несмотря на это, проблема методов обучения как в теории обучения, так и в реальной педагогической практике остается весьма ак­туальной и время от времени порождает на страницах пе­дагогической печати острые дискуссии. Они объясняются непрекращающимися попытками теоретиков-педагогов перейти от эмпирических описаний отдельных групп ме­тодов к обоснованию научной системы методов обучения и объяснения их сущности на основе раскрытия природы метода обучения и разработки основ их классификации.

История развития и становления методов обучения весь­ма своеобразна. Ученые-педагоги, наблюдая за процессом обучения в школе, обратили внимание на огромное разнооб­разие видов деятельности учителей и учащихся на уроке. Эти виды деятельности они и стали называть методами обучения. Например, учитель объясняет новый материал - он использу­ет метод объяснения; учащиеся самостоятельно изучают ма­териал - это метод самостоятельной работы; ученик выполня­ет практическое задание, - метод практической работы; учи­тель инструктирует учащихся о том, как надо выполнять то или иное задание - метод инструктажа; учитель использует на уро­ке наглядный материал - метод иллюстрации и т.д., и т.п. Та­кой подход к постулированию методов обучения послужил по­водом разным авторам выделять разное количество методов обучения, давать им крайне разнообразное наименование. Так, Е.И. Перовский, Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант выделяли словесные, наглядные и практические методы обучения; М.А. Данилов, Б.П. Есипов подразделяли методы обучения на методы приобретения знаний, формирования умений и навы­ков, применения, закрепления и проверки знаний, умений и на­выков; Е.Я. Голант предлагал выделять две группы методов -активные и пассивные методы обучения, хотя по характеру по­знавательной деятельности обе группы могут осуществляться по-разному. Однако, несмотря на различные определения, да­ваемые этому понятию отдельными дидактами и методистами, общим является то, что большинство авторов склонны считать метод обучения способом организации учебной деятельности.

Термин «метод» происходит от грече­ского слова «methodos», что означает путь, способ продвижения к истине, к ожидаемому результату. В педагогиче­ской практике под методом по тради­ции принято понимать упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитатель­ных целей. При этом отмечают, что способы учебной деятельности учителя (преподавание) и способы учебной деятельности учащихся (учение) тесно связаны между со­бой и находятся во взаимодействии.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, поня­тие метода обучения отражает:

1. Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

Понятие и сущность метода обучения

2. Специфику йх работы по достижению различных целей обучения.

Методы обучения — это способы совместной дея­тельности учителя и учащихся, направленные на реше­ние задач обучения, т.е. дидактических задач.

Такое определение метода отражает некоторые суще­ственные характеристики обучения. Однако остается не­ясным, что такое «упорядоченные способы». Приходится признать, что в этом случае допускается тавтология. Сло­вари определяют «метод» как «способ», а о способе гово­рится, что это метод. На теоретическом уровне «метод» как научная категория теряет смысл, если считается, что любой способ действия можно считать методом. Если же мы хотим включить понятие «метод обучения» в состав педагогической теории обучения, т.е. дидактики, придет­ся принять трактовку метода как чего-то связанного с сущностью обучения, отображающего его направлен­ность, что реализуется в разных формах учебной деятельно­сти, но не сводится к ним. В этом случае метод можно от­нести к логической форме норматива и определить его как «...конструируемую с целью реализации в конкретных формах учебной работы модель единой деятельности преподавания и учения, представленной в нормативном плане и направленной на передачу обучающимся и ус­воение ими определенной части содержания образова­ния» (В.В. Краевский).

Эта формулировка опирается на понимание модели­рования как органической части процесса формирования теоретического знания, в котором первостепенную роль играют модельные представления (модели-представле­ния). Можно слово «модель» заменить на «общее теоре­тическое представление», и тогда получится, что метод — это общее теоретическое представление о единой деятель­ности учителя и учащихся, направленной на решение задач обучения, т.е. дидактических задач. Рассматриваемый с этой точки зрения метод воплощает в себе научное пред­ставление о наиболее целесообразных для данных усло­вий средствах осуществления определенной цели образо­вания, педагогически переосмысленной в виде некоторых элементов его содержания.

Методы реализуются в педагогической приемы действительности в различных формах:

обучения в конкретный действиях, приемах, ор­ганизационных формах и т.п. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг к другу. На­пример, в таких приемах, как беседа или работа с книгой, могут найти воплощение разные методы обучения. Беседа может быть эвристической и проводить в жизнь частич­но-поисковый метод, а может носить репродуктивный характер, реализовать соответствующий метод и быть на­целенной на запоминание и закрепление. То же можно сказать и о работе с книгой, и об экскурсии, и т.д. Необ­ходимо оговорить, что по логике, заложенной в разных классификациях методов (о них речь пойдет дальше), од­ни и те же виды деятельности могут быть отнесены к разным дидактическим категориям. Например, те же бе­седа или работа с книгой могут быть отнесены по одной классификации к приемам, по другой - к методам. При этом число приемов обучения может бесконечно увели­чиваться в зависимости от содержания учебного материа­ла, новых целей и, конечно, от творчества учителя, его педагогического мастерства и тем самым придавать инди­видуальность манере его педагогической деятельности. Многообразие сочетания приемов составляют методики преподавания.

В реальной педагогической действительности методы обучения, так же как и приемы, осуществляются различ­ными средствами обучения, к которым относятся как ма­териальные, так и идеальные объекты, помещаемые меж­ду учителем и учащимся и используемые для эффектив­ной организации учебной деятельности школьников. Этими средствами являются различные виды деятельно­сти (учебная, игровая, трудовая), предметы произведений материальной и духовной культуры, слово, речь и др.

Каждый отдельно взятый метод обуче-

Ст руктура ния имеет определенную логическую

метода структуру - индуктивную, дедуктивную

обучения или индуктивно-дедуктивную. Об этом

свидетельствуют результаты фундамен­тальных исследований И.Я. Лернера в этой области. Ло­гическая структура метода обучения зависит от построе­ния содержания учебного материала и учебной деятель­ности учащихся.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: