Окончательное формирование консульского права в самостоятельную отрасль международного публичного права связано с кодификацией соответствующих норм в начале второй половины ХХ века. Помимо кодификации, решающее значение для возникновения консульского права имели формирование специфического предмета правового регулирования (консульских отношений) и появление большого числа внутригосударственных актов, регулирующих статус данного вида органов.
Говоря о консульском праве, необходимо иметь в виду его тесную связь с дипломатическим правом. Во-первых, консульские учреждения являются государственными органами внешних сношений и в силу этого имеют соответствующую правовую природу и характер осуществляемых функций. Во-вторых, консульские отношения в современном международном праве рассматриваются как своего рода производные от дипломатических отношений. Так, установление между двумя государствами дипломатических отношений является высшей формой юридического признания и автоматически означает установление между ними консульских отношений. Установление же консульских отношений не влечет за собой дипломатических. В-третьих, действующее международное право разрешает дипломатическим представительствам осуществлять консульские функции, но не наоборот. Наконец, все консульские учреждения находятся в прямой служебной подчиненности своим посольствам, а многие являются их структурными подразделениями.
|
|
Консульское право - это совокупность договорных и обычных международно-правовых норм, а также норм национального законодательства, регулирующих порядок деятельности, статус и функции консульских учреждений.
Особенностью предмета регулирования консульского права является то, что сюда входят как межгосударственные, так и внутригосударственные отношения. Последние связаны с порядком назначения и освобождения консульских служащих, кругом их обязанностей, ответственностью и т.д. Являясь государственными служащими представляемого государства, сотрудники консульских учреждений руководствуются в своей деятельности на территории иностранного государства одновременно международно-правовыми и внутригосударственными актами. В Конвенции о консульских сношениях 1963 года сказано, что формальности в отношении назначения и допущения главы консульского учреждения определяются, соответственно, законами, правилами и обычаями представляемого государства и государства пребывания.
Источники консульского права можно разделить на три группы. В первую группу входят международные договоры, заключаемые государствами в целях регулирования консульских отношений. Эти договоры, в свою очередь, делятся на двусторонние и многосторонние. Основным договорным источником консульского права является Венская конвенция о консульских сношениях, принятая 24 апреля 1963 года. Кроме нее, можно назвать такие документы, как Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года (ссылка на нее есть в преамбуле Конвенции 1963 года) и Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года.
|
|
Спецификой консульского права является преобладание среди его источников двусторонних соглашений, которые несут нас себе основную нагрузку при установлении консульских связей между государствами. Некоторые государства имеют по несколько сотен подобных соглашений. В качестве примеров таких договоров можно назвать Протокол об установлении консульских отношений между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Индия от 22 февраля 1992 года, Консульскую конвенцию между Республикой Казахстан и Венгерской Республикой от 9 марта 1995 года, Консульский договор между Республикой Казахстан и Украиной (ратифицирован Казахстаном 10 ноября 1994 года), Консульский договор между Республикой Казахстан и Туркменистаном (ратифицирован 16 февраля 1999 года) и т.д.
Как правило, двусторонние соглашения об установлении консульских отношений включают в себя нормы, регулирующие порядок открытия консульских учреждений и назначения консульских должностных лиц договаривающихся сторон, объем предоставляемых сторонами консульских привилегий и иммунитетов, а также перечень консульских функций. Некоторые вопросы консульских отношений содержатся в двусторонних соглашениях, посвященных другим областям межгосударственного сотрудничества: в договорах о торговле, мореплавании, судоходстве, воздушных полетах, режиме государственных границ, деятельности таможенных органов и т.д.
Вторую группу источников консульского права составляют внутригосударственные акты, регулирующие институт консульской службы в той или иной стране. Так, после обретения независимости в Республике Казахстан действовал Консульский устав СССР 1976 года. В 1999 году был принят Консульский устав Республики Казахстан, являющийся основным законодательным источником деятельности казахстанских консульских учреждений. Кроме того, консульская деятельность в определенной степени регулируется Законом Республики Казахстан "О дипломатической службе" от 12 ноября 1997 года, Положением о Министерстве иностранных дел, законодательством о государственной службе и различными ведомственными актами.
Следует также иметь в виду, что определенная часть национального законодательства имеет отношение к деятельности в данном государстве иностранных консульских учреждений. В принципе, любое консульское учреждение обязано уважать действующие законы государства пребывания. С этой точки зрения, практически все текущее законодательство в той или иной степени затрагивает осуществление консульских функций. Вместе с тем, отдельные нормы имеют непосредственное отношение к иностранным консульским представительствам. Например, положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, устанавливающие уголовную ответственность за посягательство на иностранных дипломатов или определяющие порядок уголовного судопроизводства в отношении лиц, обладающих иммунитетами. В некоторых государствах действуют специальные Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств.
Наконец, третья группа источников консульского права - это обычные нормы, признанные большинством государств в качестве таковых. В преамбуле Венской конвенции 1963 года подтверждается, что нормы международного обычного права продолжают регулировать вопросы, прямо не предусмотренные положениями Конвенции.
Теоретически, на консульские отношения могут оказывать влияние источники "мягкого" права: различные декларации, хартии, заявления, а также решения некоторых международных организаций.