Как фактор производства капитал - это совокупность материальных или нематериальных благ, использование которых в производстве позволяет создание большего количества и иного качества материальных или нематериальных благ. Капитал как фактор производства туристского продукта - материальные или нематериальные ценности, способные к использованию в производстве и созданию в его результате дохода.
В производстве туристского продукта капитал формируется из:
§ денежных средств (собственника производства или привлекаемые), которые расходуются в стадиях производства туристского продукта;
§ предметов материального мира, которые непосредственно участвуют в производстве туристского продукта (например, офис и оргтехника - для туристской фирмы, или здание и мебель - для отеля);
§ нематериальных активов, которые не имеют вещного выражения, способны определять уровень рентабельности туристического бизнеса в регионе (например, торговые марки, креативные идеи или образы).
Процесс производства туристского продукта уникален благодаря своей индивидуализированности, а наличие индивидуального подхода к каждому туристу обеспечивает высокое качество. Существенная роль труда как фактора производства туристского продукта объясняется отсутствием возможностей автоматизации туристского производства, в связи с необходимостью сохранения индивидуального подхода к каждому туристу.
|
|
Трудовые ресурсы
Трудовые ресурсы в туризме обладают рядом характеристик, среди которых:
§ мобильность (способность к смене места нахождения и сферы приложения),
§ автономность (параллельное сосуществование многочисленных региональных рынков рабочей силы, отличающихся друг от друга по своим параметрам),
§ сегментированность (трудовые ресурсы можно классифицировать по таким критериям, как уровень образования, опыт работы, личные качества работников и т.д.).