Военная организация и войны государства Усуней и Канг (Кангюй)

Военное и политическое устройство усунь. Древние пле-мона усунь проживали в Хэсиском коридоре — важном стратеги-чпском пути из внутреннего Китая в регион Центральной Азии, ^неположенном к западу от реки Хуанхэ (отсюда название кори­дора) между современным Дуньхуанем и горами Циляньшань (провинция Ганьсу, КНР). В то время этот район последователь­но находился под властью юэчжи, затем еюнну. Время объеди-г иония усуньских племен во главе с куньби Наньдоу-би неизвест­но, китайские источники свидетельствуют, что их царство было побольшим1 и оно погибло в результате неравной борьбы с мо-(ущественными племенами юэчжи и еюнну. Часть разгромленных усуией двинулась в северо-западном направлении и обоснова­нна, в долине реки Или. Сын убитого куньби Лецзяо-би воспиты-иимся при дворе еюннуского шаньюя. Повзрослев, он стал отваж­ным воином и был направлен еюннуским правителем на Запад дни охраны границ государства. При этом, шаньюй передал ца-ровичу его подвластных. Лецзяо постепенно завоевал селения и мпегбища в междуречье Чу — Или и восстановил государство усу-иои. Усилившись, Лецзяо-би отложился от Сюнну и изгнал из за-моеванных земель убивших его отца юэчжи. Вскоре его государ-• то становится вторым по числу населения и войск на террито­рии от Хэсиского коридора до самого Каспийского моря2.

Государство Усунь простиралось на север до озера Балхаш, нп западе граничило с государством Канцзюй, на востоке — |. Сюнну, а на юге их владения соприкасались с Ферганой (Дава-П1,ю). Северо-восточная граница Усунь проходила по линии Манас - Карашар, по современной территории Синьцзян — Уйгурского Автономного района КНР восточнее города Урумчи.

Территория государства Усунь находилась от Давани на рас-сюянии 2 тысяч, а от Канцзюй — на расстоянии 5 тысяч ли. От стлицы Ханьской империи Чанъань до столицы государства

Гунь Чигу оно составляло 8900 ли. Ставка ханьского наместни-, которого время от времени направляли из Чанъани, помеща-1сь от Чигу приблизительно на расстоянии 1721 ли.2

В Казахстане первое поселение усуней было обнаружено в 'йской долине, вблизи села Луговое в предгорьях Киргизского 1атау. До раскопок это был холм-тобе, скрывавший остатки татки жилищ с глинобитными стенами и обмазанными глина-1 полами. На полах находились открытые очаги, на которых товилась пища.

Китайские источники отмечают, что обычаи и нравы усуней тяются одинаковыми с обычаями и нравами сюнну. Оба наро-1 отличались воинственностью. Жили они преимущественно в >йлочных юртах (у усуней верх был круглым), кони составляли: основное богатство. Китайцы характеризуют усуней в тех же сражениях, в каких кочевые народы обычно характеризуются:еми оседлыми народами: «свирепые», «корыстолюбивые», «им $льзя полностью доверять», «грабежи — их основное занятие».

45—14 гг. до н.э., когда правил гуньмо Цылими, были пери-jom расцвета государства усуней.

Население Усунь в этот период составляло несколько десят-)в тысяч человек. Их было около 120 тыс. «дворов», это при-эрно 630 тысяч человек.3 Скорее всего, источник указывает чис-знность усуней — привилегированного населения государства, эоме них в стране жили еще саки и юэчжи. Юэчжи имели посе-эния, после завоевания их, очевидно, полностью не разорили, ни занимались преимущественно земледелием.

Усуни же составляли привилегированный слой населения,:новным их делом были войны и разведение коней. У отдель-э|х людей их количество достигло 4-5 тысяч голов.

Китайский император У-ди прослышав о конях усуней назвал < «небесными» конями. Но затем увидев даваньских коней, потеющих кровью» переименовал усуньских коней в «коней край-эго запада», а «небесными» после этого стали называть уже да-аньских коней. Очевидно, даваньские кони были более крупны-и и быстрыми, а усуньские более мелкими неприхотливыми.

Торговля конями была настолько популярной, что в Китае была распространена песня о коне, которая также, как и песня хань-<;кой царевны записана китайскими историками.

Наряду со скотоводством усуни, а скорее всего юэчжи, жив­шие в западной части государства, занимались земледелием, об:мом свидетельствуют археологические находки: каменные мо-м.ии, обломки серпов. В долинах рек Чу, Талас поселений обна­ружено больше, чем в восточном Семиречье. Обнаруженные ос-штки зерен на дне сосудов говорят о том, что в Усунь сеяли про­со, ячмень. Можно говорить на основании археологических рас­копок и о существовании поливного земледелия во владениях уг.уней. Остатки примитивных оросительных систем обнаружены it Илийской, Чуйской и Таласской долинах. Итак, земледелием Польшей частью занимались юэчжи, которые проживали в этих районах несколько десятилетий еще до прихода усуней. Часть кючжи осталась здесь и после перемещения их политического цпнтра и исхода основной их части на юго-запад, которыми было создано могущественное Кушанское царство. Сами «усуни не об­рабатывали землю, не сажали деревья», — свидетельствуют хнньские путешественники.

Археологические раскопки также свидетельствуют о развитии ремесла на территории Усунь. Усуни разрабатывали месторож­дения меди, свинца, олова, золота, умели плавить железо, из которого изготавливали ножи, мечи, кинжалы, наконечники сгрел. Они вели широкую торговлю с оседло-земледельческими «-.гранами, откуда привозили золотые, серебряные изделия: ук­рашения, сосуды, луки, стрелы, мечи, ножи. Усуньская знать пользовалась печатями, сделанными из драгоценных металлов (некоторым были пожалованы ханьским императором. Не исклю-моно, что сюннуские шаньюи в период их могущества также пе­редавали печати своим усуньским сторонникам), другие облада-ии каменными и глиняными печатями.4 Эти печати были симво-пами какой-то власти или обязанностей владетеля.

Усуни соблюдали институт левирата, чтобы сохранить числен­ность скота и не допустить дробления пастбищ. После смерти ища и брата было принято передавать жен оставшимся сыно-иьям, а также старшим и младшим братьям.

Усуни жили рассеянно, поэтому им достаточно трудно было пюдать единство. Символом единства народа оставался.

Столица государства Чигу располагалась на юге-востоке от на Иссык-куль. Однако, археологические работы китайских 1ых совместно с японскими археологами показывают, что в (овьях реки Текеса (приток Или) в Монгол-Куре обнаружены 1тки большого населенного пункта. Есть предположения о дис-щии политического центра Усунь в этом районе, возможно, эвременно с Чигу. Русский китаевед Л.А.Боровкова на основа-анализа маршрутов китайских послов и расстояний маршру-их путей локализует Чигу в районе Шаты5, что вызывает со-ние у казахстанских географов. Можно также выдвинуть гипо-.1 либо о существовании других крупных поселений, либо о су-твовании собственных ставок у больших и младших куньби. ьших куньби обычно помещают на севере страны. Их жены->ские принцессы также проживали в Чигу, а при них были при-нные из Китая чиновники, которые следили за состоянием по->в вокруг городов. Возможно, поселение в районе верховьев гока Или — Кунгеса и Текеса стало ставкой младших куньби. Структура усуньского социума совмещала элементы родово-.еления с централизованной властью. Наряду с главой пле-и (родоплеменного союза) был глава государства. Правите-лраны называли куньби (некоторые передают этот титул по эеменному чтению иероглифов — гуньмо). Одновременно он длся главой центрального родоплеменного союза. Власть >би была наследственной, что также свидетельствует о цент-изованном управлении страной. Главами двух других племен диционно были дети и внуки куньби. Возможно, поэтому ки-жие хронисты говорят о трех князьях (хоу) усуней, которые ли свой удел. Хоу упоминаются сразу после куньби. Далее юрархической лестнице стоит канцлер (ди ли). Ниже его упо-ается далу, которого можно принять за хранителя сокровищ-ы куньби, выдававшего содержание двору куньбо, его семье, эшим и младшим женам, а также наследникам. Когда ханьский двор после династического брака обсуждал рос о выдаче золотых и серебряных печатей усуньским долж-гным лицам для поддержки зятя — первого старшего куньби, среди них был назван и дулу. К сожалению, государственная структура усуней не может быть реконструирована с достаточ­ной полнотой в связи со скудными данными. Причем, эти долж­ности переданы через китайские наименования должностей с аналогичными функциями.

Кроме трех аристократических родов были, очевидно, другие знатные роды. Их представители назначались на должность ко­мандующего войсками (да цзян), командующих левым и правым крылом войск, управляющим левым и правым уделами усуней.

Помимо командующих левым и правым крылом войск, в ки­тайских источниках называются управляющие или инспектирую­щие двумя крылами (уделами) - да цзянь (не путать с да цзян — командующими). Возможно, именно через них куньби получал сведения о двух других уделах и поддерживал связь с вождями племен уделов. Можно также предположить, что в уделах отде­лялась военная власть от административной. Если это действи­тельно так, то можно говорить о высоком уровне управления системы правления в Усунь.

Ниже их лестницы стояли управляющие становищами (поко­ями): куньби и его жен, либо куньби и становищами старшей и младшей жен, либо становища куньби и его наследника. Ниже всех на иерархической лестнице назван конюший (ма цзюнь). Возможно, он ведал конями и курьерами куньби, а также обеспе­чивал переводчиками и проводниками усуньских и иноземных посольств. В его функциях были другие дела, связанные с внеш­ними связями.

Усуни располагали многочисленным войском — 188 тысяч воинов, в числе которых была его личная дружина — 30 тысяч конников и пеших 10 тысяч лучников.

Можно предполагать, что войско усуней было достаточно бое­способно, поскольку именно у них во II в. до н.э. просил помощи император китайцев У-ди из династии Хань для борьбы с вековы­ми врагами Китая кочевниками сюнну, о которых речь пойдет да­лее. И помощь получил.

В основные обязанности «дувэй» могла входить охрана гра-усуньского государства, включающих территории всех трех нов.

Потомок усуньского куньби Наньдоу-би Лецзяо-би восстано-государство своего отца, завоевал близлежащие поселения!мли и превратил Усунь в одно из крупных государств Цент-эной Азии.

Усуни поклонялись небу, земле, верили в различных духов и носили им жертвы, подобно сюнну.

Эни установили отношения с другими государствами Цент-ьной Азии: Давань, Кангюй, Яньцай (их территория находи-з от Балхаша до Аральского и Каспийского морей, а также до жов Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи). Кроме того, усуни торговали с цениями, расположенными от озера Лобнор до Таримской дины, от Турфана (Чэши) до Шачэ (Яркенда). В то же время никогда не прерывали дипломатических связей с Сюнну — ым могущественным государством к северу от Великой |йской стены.

/суни заключали военные и брачные союзы с этими государ-ши. Так, одно время усуньский царевич Ваннянь правил в is, а царевны были замужем за владетелями, /суньские куньби давали сопровождение посольствам других ш, когда они через их территорию направлялись в Давань, "юй, Яньцай, а также в Сюнну и Ханьскую империю. Они мог-1 заблокировать путь иноземным послам. Это придавало им этический вес, кроме того, они получили большую прибыль осреднической торговли.

3 101 г. до н.э., китайское войско во главе с Ли Гунли напра-
эсь в Давань. Усуни первоначально обещали присоединить-
этому походу. Куньби выставил 2 тысячное войско, которое
следствии отказались выступить вперед. Они не хотели пор-
> отношения с Ханьской империей и в то же время война
1ванью не отвечала их интересам7..,,

3 77-74 гг желая укрепить положение своих потомков, а так-юлабить влияние Китая на усуньских правителей Сюннуский ьюй отправил в Усунь посланника с требованием выдать ему |йскую царевну. Они напали на Усунь и овладели урочищем нь-ушы.

Китай приложил все силы, чтобы отбить сюнну-чэшиские вой­ска и очистить территорию от сюнну. После этого события в те­чении двух лет шла подготовка крупной операции против сюн-нуских войск. Ханьский двор прислал к усуням своего военного советника Чан Хоя, который также должен был наблюдать за Усуньскими войсками.

Китайский двор выставил легких и лучших ратников из Гуань-дун, выбрал в областях и уделах предводителей, крепких, искус­ных в конном стрелянии из лука, и всех поместил в походную ар­мию.

Усунь выставило войско, состоящее из 50 тысяч конницы. Ко­алиционные войска Ханьской империи в составе пяти полковод­цев имели более 160 тыс. конницы. Коалиционные войска двину­лись на Сюнну с запада и востока. Ханьские войска выступили колоннами из Хэсиского коридора, а также из Чжанье, Юнь-чжу-на, Цзюцюаня, Уюаня и р-на Пулэй (совр. оз. Баркуль). До места битвы каждый из них прошел путь почти в 2 тысячи ли.11 На этот раз усуни готовы были дать отпор сюнну вместе с ханьскими войсками.

Чан Хой и усуньцы подошли к стойбищу западного Лули-кня-зя, напали на ставку шаньюева тестя, было взято в плен до 39 тысяч человек, среди них знатных представителей и их жен, в добычу получили до 700000 штук лошадей, быков и овец12. Дру­гие ханьские войска по пути продвижения также наносили боль­шой урон сюннусцам в живой силе и имуществе. Сюнну потерпе­ли сокрушительное поражение. По мнению ханьского двора, они считали виновниками своего бедствия усуней и затаили против них ненависть.12 Это отвечало интересам империи, придерживав­шейся политики «разделяй и властвуй».

Негодуя на Усунь, хуннуский шаньюй зимою с несколькими тысячами конницы произвели нападение, и захватив несколько старых и бесильных ушли обратно. На обратном пути от мороза столько погибло людей и скота, что и десятой части не возвра­тилось. Хунны пришли в крайнее бессилие. Тем временем, вос­пользовавшись тяжелым положением хуннов, динлины напали на севера, ухуани с востока, а усуни с запада. Следом за этим цы завершили удар, отправив 3-х тысячный отряд. Они заб-i в плен несколько тысяч человек и возвратились. После это-)бытия хунны долго не могли дать отпор Ханьской империи, рой удалось успешно осуществить стратегию «отрубания ой руки сюнну».

Сунны однако продолжали оставаться сильным государством,
мки куньби Вэнгуй-би от сюннуской царевны, а также при-
>ные сюннуской ориентации не сдавались. Все это толкало
ей на противоречивый союз с Ханьской империей. В итоге,
ьский двор в течение ряда лет сотрясали дворцовые и воен-
перевороты. "

Несмотря на предпринятые несколько попыток покончить с игами китайского двора, с подогреваемыми им междоусоби-1 и объединить страну в 53 году до н.э. Усуни распались на части. Одной частью государства правили потомки ханьско-вора, которые обосновались в Чигу. Китайские источники али их старшими куньби. Под властью старших куньби было ie 60 тысяч дворов, а младших куньби — более 40 тысяч

В 36 г. до н.э. усуни вновь участвовали в китайском походе ив остатков хунну, нашедших новую территорию обитания в юй. Шаньюй Чжичжи со своими подвластными под натиском ских войск и внутренней борьбы в стране ушел в Кангюй. зитель Кангюй выделил ему землю и пастбища, женил его на й дочери, сам также взял в жены дочь Чжичжи. Чжичжи при зщи кангюйских войск вторгся в Усунь, напал на Чигу, убил и п много людей, а также скота. Усуни не могли преследовать Кроме того, Чжичжи предпринял походы против Давань, Юэч-<ушанского царства, Парфии). Впоследствии наместник Гань шеу и помощник его Чень Тхай пришли в Кангюй с войсками

Китайские хронисты постоянно подчеркивают, что два круп-государства Центральной Азии: Сюнну и Усунь, а также Кан-никогда не были в подчинении Ханьской империи, 'суньские куньби неоднократно пытались объединить стра-о эти попытки не увенчались успехом. В 29-16 гг. до н.э. один ругим умерли старший и младший куньби. Наследник млад-) куньби почти сразу был убит своим братом. Создалась благоприятная обстановка для воссоединения государства под управлением единого государя. Однако Ханьская империя немед­ленно отправила в Усунь посольство во главе с Дуань Чжи Хойц-зуном, который активно вмешивался в дворцовые перевороты и способствовал восстановлению трона младшего суньби и поса­дил на него Фули. Однако Фули правил недолго, тогда на трон сел его сын Аньжи также не без помощи ханьских послов и усунь-ских сторонников ханьской ориентации.

В 16 г. до н.э. потомок ханьской женской линии младший кунь­би Мочжэнцзянь видя усиление владения старшего куньби Цыли-би и опасаясь, что подвластные ему земли будут присоединены к землям старшего куньби, устроил заговор. Он направил ко дво­ру Цыли-би своего приближенного с заверением подчиниться ему, который и убил старшего куньби.13

В 1-5 гг. царство младшего куньби совершенно ослабло, пра­витель собирался перейти под власть старшего куньби, но хань-ский двор вновь воспрепятствовал этому. Последнее упомина­ние об усунях относится к 5 веку нашей эры, когда государство их окончательно распалось. Однако этноним «уйсун» сохранил­ся до наших дней, родоплеменной союз уйсун у казахов и род уйшун у киргизов. Казахский родоплеменной союз уйсун состав­ляет костяк Старшего жуза, исторической территорией которого остается Семиречье.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: