Первая фаза четвертой России (1881–1917)

Вспомним ситуацию перед 1881 годом. Два гиганта – Толстой и Достоевский создают шедевр за шедевром: 1869 – «Идиот», «Война и мир», 1873 – «Бесы», 1877 – «Подросток», «Анна Каренина», 1881 – «Братья Карамазовы». Постепенно становится ясно (или не ясно, но все равно чувствуется), что это ухе не совсем литература, а некая надлитература: то ли пророчества в виде романов, то ли романы-обобщения. В любом случае, судить Толстого или Достоевского по меркам стилистического совершенства или психологической достоверности персонажей все равно, что заставлять академика пересдавать кандидатский минимум. От Толстого и Достоевского один шаг до высшей ступени литературы, в которой воедино сольются религия, наука и искусство. Однако один шаг этот столь велик, что для него понадобился целый имперский цикл, тот самый, в котором мы живем (1881–2025).

Могла ли Россия, столь долгие годы отдавшая постижению Бога, свой самый напряженный духовный поиск завершить на вполне светской ноте? Факты таковы, что с 1881 по 1917 год в России произошел небывалый и ничем не оправданный всплеск философских поисков и открытий в русской религиозной философии.

Первым обычно вспоминают Владимира Соловьева (1853–1900), выдвинувшего идею «всеединства». «Избрав своим философским делом оправдание «веры отцов» на «новой ступени разумного сознания» и отвергая материализм революционно-демократической мысли, Соловьев предпринял наиболее значительную в истории русского идеализма попытку объединить в «великом синтезе» христианский платонизм, немецкие классический идеализм и научный эмпиризм».

Именно Соловьев «стоит у истоков «нового религиозного сознания» начала XX века: богоискательства и религиозной философии Н. Бердяева, С. Булгакова, С. и Е. Трубецких, П. Флоренского, С. Франка и других» (ФЭС).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: