Кто может принимать решения в «наилучших интересах детей»?

Международное и национальное право рассматривает родителей (или одного из родителей, в случае, если второй родитель погиб или лишен родительских прав) как основных уполномоченных при принятии решений в интересах детей. Однако, право принятия решений в интересах детей переходит к судам либо другим уполномоченным государственным органам (например, комиссии по делам несовершеннолетних) в случаях, предусмотренных законодательством страны, например, когда родители ребенка либо отсутствуют, либо ребенок лишен родительской опеки. Если ребенок совершил преступление и находится под следствием или дело передано в суд, то при вынесение приговора или принятии решения суд либо другой государственный орган обязан сделать это в наилучших интересах детей. Такого рода решения должны приниматься специалистами в конкретных областях. Кроме обладания знаниями и навыками в соответствующих областях, эти специалисты должны отвечать следующим критериям:

- обладать необходимым объемом знаний стадий развития ребенка и в области психо-социального благополучия детей;

- достаточно четко понимать вопросы, связанные с обеспечением права ребенка на жизнь, участие, защиту и развитие, включая вопросы обеспечения образования, интеграции в семью, физическое и культурное развитие.

- обладать знаниями в области права и вопросов безопасности ребенка;

- понимать вопросы культуры и религии;

- обладать знаниями в области социальных и экономических вопросов;

- обладать навыками по вовлечению детей в процесс выработки и принятия решений.

Специалисты должны четко уметь разграничить права и интересы детей от интересов родителей, других социальных групп, государства, учреждений и прочих. Необходимо отметить, что принятые решения могут иметь серьезные ближайшие и отдаленные результаты как на ребенка, так и на его окружение и на общество в целом. Поэтому специалисты рекомендуют принимать решения в соответствии с требованиями Конвенции.

Принцип обеспечения наилучших интересов ребенка может применяться не только в отношении индивидуумов, но также и в отношении целых детских коллективов. Этот принцип должен широко применяться всеми соответствующими государственными органами при планировании, подготовки и претворении в жизнь любого рода программ, проектов или мероприятий, которые в какой-либо мере могут повлиять на жизнь и развитие детей.

Государственные органы должны рассчитывать все возможные ближайшие и отдаленные негативные результаты программ или мероприятий, которые они планируют. При этом государство должно уделять предельно серьезное внимание не только на возможность влияния программ или мероприятий на детей в целом, но также изучать возможности влияния их на детей-инвалидов, детей, живущих за чертой бедности, детей беженцев и вынужденных переселенцев и других.

Литература

1. Азаров А.Я., Болотина Т.В. Преподавание прав человека. Практическая деятельность в начальной и средней школе / Права человека. М., 1995.

2. Актуальные проблемы современного детства. Сборник научных трудов / Под ред. Рыбинского Е.М., Вып. 9. - М., 1998.

3. Всемирная встреча на высшем уровне в интересах детей. Нью-Йорк: ЮНИСЕФ, 1992.

4. Государство и дети: реальности России, Материалы международной научно-практической конференции. М., 1995.

5. Дубровский А.А., Дегтярев Е.А., Гурин В.Е. Лечебная педагогика. Краснодар, 1988.

6. Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1996.

7. Защити меня! Сборник материалов, иллюстрирующих положения Конвенции ООН о правах ребенка. М., 1995.

8. Защити меня! Сборник материалов, иллюстрирующих положения Конвенции ООН о правах ребенка. - М., 1999.

9. Караковский В.А. Стать человеком: общечеловеческие ценности целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.

10. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1993.

11. Лазутова М.Н. Права человека: история и современность. М., 1992.

13. Мушянский В.О. Основы правоведения - М., 1995. 14. Никитин А.Ф. Педагогика прав человека - М., 1993. 15. Никитин А.Ф. Словарь-справочник по праву - М., 1995. 16. Ролевые игры в преподавании прав человека - М., 1995. 17. Рыбинский Е.М. Важный документ ООН // Советская педагогика, 1992. № 1—2.

18. Соколов В.Я. Граждановедение. Пособие для учащихся 7— 9 кл., их родителей и учителей - М., 1992.

19. Соловей А., Львова Н., Дубко И. Реализация конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях –Педагогическое общество России, 2005.

20. Социологические аспекты современного детства - М., 1990.

21. Усачев А. Приключения маленького человечка - М., Самовар, 1994.

22. Тузмехамедов Р.А., Кузнецов В.И. Словарь прав человека и народов - М., 1993.

23. Шабельник Е. Права ребенка - М., 1997.

24. Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка. Путеводитель - М., 2001.

25. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах человека - М., 1995.

26. Шнекендорф З.К. Младшим школьникам о правах ребенка. Пособие для учителя - М., 1997.

27. Щеглова С.Н. Права детей и дети о правах: социологический анализ - М., 1998.

28. Яковлев Ю.Я. Ваши права, дети - М., 1992.

29. Я — ребенок, Я — человек. Сборник научных статей. М., 1990.

Глоссарий

Адаптация – комплекс процессов и действий, направленных на приспособление к условиям среды.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также меры по преодолению психологической или моральной травмы, нанесенной ребенку.

Социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем.

Социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе и детей.

Социальная инфрастуктура для детей – система объектов (зданий, сооружений, строений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

Амнистия – полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступления, либо замена назначенного им судом наказания более легким наказанием.

Апартеид – политика насильственного разделения населения в стране, основанная на расовой дискриминации.

Беженцы – лица, покинувшие страну постоянного проживания в результате преследований военных действий или иных чрезвычайных обстоятельств.

Гарантии – условия, обеспечивающие успех чего-либо.

Гарантии социальныЕ – материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных, социально-экономических и социально-политических прав человека.

Генеральная Ассамблея – один из главных органов ООН. Состоит из всех государств – членов ООН и полномочна, рассматривать любые вопросы в пределах Устава ООН, а также делать по ним рекомендации государствам – членам и Совету Безопасности. Очередные сессии Генеральной ассамблеи ООН созываются ежегодно, в случае необходимости проводятся и чрезвычайные, специальные сессии.

Геноцид – международное преступление, представляющее собой действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо расовую, национальную, этническую или религиозную группу.

Гражданин – человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства.

Гражданство - устойчивая правовая связь лица с государством, означающая подчинение такого лица (независимо от его местонахождения) власти соответствующего государства и состоящая из комплекса взаимных прав и обязанностей данного государства и лица.

Гуманизм – совокупность взглядов, идей, в основе которых лежит убежденность о высоком призвании человека, ценности личности, ее праве и на свободу.

Декларация – объявление, провозглашение основных принципов, программных положений – не имеет обязательной силы, это только рекомендация. Всеобщая декларация прав человека – содержит основные стандарты прав и свобод, рекомендуемые для реализации во всех странах.

Демократия – политический строй, при котором власть официально принадлежит народу.

Деликатность – вежливость, чуткость, мягкость в обращении.

Дискриминация – ограничение в правах, лишение равноправия какого-либо человека, группы населения или государства.

Дисциплина – обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам.

Достоинство – уважение к себе, осознание своих прав, своих ценностей.

Законность – строгое исполнение законов, основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.

Закон – обязательные для всех нормы (правила). Принимается государством, которое следит за его выполнением.

Законодательство – единая и взаимосвязанная система нормативных актов государства.

Идеал – возвышенная цель (стремление, образец для подражания).

Имя – личное название человека, которое дается ему при рождении.

Индивид – отдельный человек, обладающий своеобразными психофизическими особенностями, устойчивостью духовных процессов и свойств, активностью и специфичностью в реализации этих свойств в условиях конкретной ситуации.

Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). Пакт – та же конвенция, только неоднородного содержания.

Конституция Российской Федерации – принята в декабре 1993 г. Ее вторая глава «Права и свободы человека и гражданина» отражает требования Всемирной декларации прав человека.

Культура – все достижения человечества в производственной, общественной и духовной жизни.

Культурное наследие – сохранение прошлых ценностей в настоящем.

Культура общения – знания, навыки и умения строить свои взаимоотношения с другими в соответствии с гуманистическими нормами – регуляторами, выработанными обществом. Это важнейший показатель воспитанности, такой уровень сформированности коммуникативных черт характера и действий, которые позволяют эффективно решать задачи взаимодействия с людьми.

Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдения норм и правила общения.

Мораль – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.

Организация объединенных наций (ООН) - Организация объединенных наций (ООН) – создана в 1945 году, представляет собой международную организацию, объединяющую на добровольной основе государства с целью поддержания и укрепления международного мира и безопасности, а также развития сотрудничества между государствами.

Педагогика ненасилия – движения прогрессивных педагогов, выступающих против различных форм насилия, за воспитание в духе миролюбия, уважения, достоинства и прав других людей, бережного отношения к природе, всему живому, решение конфликтов без принуждения.

Правило – постановление, устанавливающее порядок чего-нибудь; привычка нормы поведения.

Потребности - нужда в чем-то объективно необходимом, внутренний побудитель активности личности.

Право – установленные и охраняемые нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе.

Правонарушение – виновное, противоправное деяния, причиняющее вред обществу. Различаются следующие виды правонарушение; преступления, (уголовные правонарушения) и поступки (административные, дисциплинарные и гражданские правонарушения).

Правопорядок - порядок, который держится на законах, мерах, обычаях и их соблюдении гражданами.

Преамбула – в официальных документах – вводная, разъясняющая часть какого - либо международного документа, закона.

ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИННОВНОСТИ (в переводе с лат. – предположение), один из демократических, правовых принципов судопроизводства, согласно которому обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена судом и в соответствии законом.

ПРИВИЛЕГИЯ - исключительное право, представленное кому-либо в отличие от других; льгота.

ПРИОРИТЕТ - первенство, преимущественное право на что-либо, объединенная общностью происхождения и характеризующая рядом внешних наследственных физических признаков – цветом кожи, волос, особыми чертами лица и др.

РАСИЗМ - реакционная теория, утверждающая неполноценность отдельных рас, выделяющая расы «высшие» и «низшие», также политика преследования «цветных» (афроамериканцев, индейцев и др.).

СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА - (в том понятии, в котором упоминается в документах о правах человека) - это узаконенная государством возможность что-нибудь делать, осуществлять; отсутствие каких-либо ограничений, стеснении в чем-либо (деятельности, поведении).

СВОБОДА УБЕЖДЕНИЙ – право человека самостоятельно, без всякого принуждения, определять взгляды на общественное и государственное устройство.

СВОБОДА СЛОВА – право беспрепятственно выражать свое мнение и убеждения без вмешательства извне.

СТИМУЛ – побуждение к действию, побудительная причина поведения.

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ - один из важнейших действующих органов ООН; состоит из 15 членов, в том числе – 5 постоянных (Россия, США, Англия, Франция, Китай) и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей на два года. По Уставу ООН на Совет Безопасности возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.

СУВЕРЕНИТЕТ - полная независимость государства во внешней и внутренней политике.

ХАРАКТЕР – свойства человека, проявляющиеся в его поведении.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ - разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей. В силу этого приобретают функцию регуляторов социального поведения индивидов.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности экономических, правовых, духовных и других связей между различными странами, народами мира.

ЧУТКОСТЬ – нравственное требование, моральное качество, характеризующее его отношение к окружающим; проявляется в заботе о людях, их нуждах и заботах.

ЭГОИСТ – тот, кто ставит свои интересы выше интересов других.

ЭГОИЗМ – себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других людей, общества.

ЭМИГРАЦИЯ – выезд граждан из своей страны в другую на постоянное место жительства по политическим, экономическим и другим причинам.

ЭТИКА – наука о нравственности.

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки культуры) - межправительственная специализированная организация ООН. Цели и задачи – содействовать укреплению мира и безопасности, способствовать сотрудничеству народов путем образования, науки и культуры без различия расы, пола, языка или религии.

ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) - создан в 1946 году как чрезвычайная организация помощи детям в разоренных войной странах Европы (современное название с 1953 года). Ведущее учреждение ООН по координации деятельности программ помощи для детей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: