Изложить сведения о народнохозяйственном значении культуры, которой посвящена курсовая работа, а также указать задачи и мероприятия, которые предусматриваются по повышению производства продукции этой культуры
1. Краткие сведения о хозяйстве
Следует привести общие сведения о хозяйстве, описать почвы и рельеф полей, дать характеристику климатическим условиям.
1.1. Общие сведения о хозяйстве
Республика, область, район_____________________________________________________
Колхоз (совхоз или др. хозяйство-название)________________________________________
_____________________________________________________________________________
Специализация хозяйства_______________________________________________________
Землепользования хозяйства: пахотной земли _______________ га, лугов____________ га,
лесов_____________ га, болот_____________ га, садов _______га, неосвоенных земель (кустарники, залежи и проч.) ___________________ га, всего земли ______________ га.
Обеспеченность хозяйства техникой и рабочей силой.
Обеспеченность хозяйства другими материальными ресурсами (склады, навозохранилища, крытый ток и т.п.)
|
|
1.1. Почвы и их агрохимическая характеристика
Краткое описание почв севооборотов дается согласно карте, агрохимические показатели по картограммам обеспеченности почв (табл. 1).
Таблица 1
Севооборот | Площадь,га | Тип почв и механический состав | Глубина пахотного слоя, см | Содержание гумуса,поТюрину,% | РН | Содержание питательных веществ, мг на 100 г почвы | |
(солевой или водный) | Р2О5 по | К2О по | |||||
Окультуренность полей (обеспеченность питательными веществами, нуждаемость в известковании, агрофизические свойства пахотного слоя, засоренность полей, эрозия почв, макро- и микрорельеф полей и др.)
1.3. Климатические условия
Краткие сведения о климате приводятся по данным ближайшей метеорологической станции.
Распределение осадков и среднемесячные температуры воздуха за последние 3 года по данным _______________________________________________________________
Таблица 2.
месяцы | IV | V | VI | VII | VIII | IX | Сумма за | |||||||
Годы. | вегета цию | год | ||||||||||||
Распределение осадков по месяцам года, мм | ||||||||||||||
Средние многолетние | ||||||||||||||
Среднемесячные температуры воздуха, | ||||||||||||||
Средние многолетние | ||||||||||||||
Глубина снежного покрова: в декабре ________см, январе _______см, феврале______см, средняя ______ см.
|
|
Сумма положительных температур (по многолетним данным) _________________
_____________________________________________________________________________
Срок последних весенних заморозков (по многолетним данным) _______________
_____________________________________________________________________________
Срок первых осенних заморозков (по многолетним данным)____________________
_____________________________________________________________________________ Календарные сроки начала полевых работ __________________________________
Продолжительность вегетационного периода в днях (по многолетним данным)____
_____________________________________________________________________________
Агрономический анализ данных, характеризующих климатические условия хозяйства (соответствие природных условий биологическим требованиям культуры)
1.4. Краткий анализ полеводства
а) Приводятся данные о сложившейся структуре посевных площадей и урожайности важнейших с/х культур за последние три года, а также перспективных план развития полеводства (таблица 3)
Таблица 3
Культура | Среднее за 3 года | Планируется | ||||
посевная площадь | Урожайность, ц/га | Посевная площадь | Урожайность, ц/га | |||
Га | % к пашне | Га | % к пашне | |||
б) Приводятся общие сведения об агротехнике возделывания полевых культур в хозяйстве (сроки и качество проведения агроприемов, уровень механизации, мелиорации, химизации, освоение севооборотов, качество семенного материала, наличие и применение удобрений и средств защиты растений от сорняков, болезней, вредителей).
_
2. Биологические и морфологические особенности культуры
На основе изучения литературных источников излагается отношение изучаемой культуры к теплу, влаге, свету, требования ее к почвам и элементам питания, а также описываются основные фазы развития растений и указывается их продолжительность.
2.1. Характеристика районированных сортов (гибридов) культуры.
3. Технология возделывания культуры в хозяйстве
3.1. Размещение культуры в севообороте
Приводится схема одного из севооборотов, где размещается изучаемая культура, и дается оценка чередования культур (по каждому полю), а также сообщаются сведения об освоении этого севооборота в хозяйстве.
_
3.2. Система обработки почвы.
Отдельно излагаются приемы зяблевой и допосевной обработок почвы. Указываются виды работ, сроки, глубина, качество и применяемые с-х. машины и орудия, а также кратко описываются проводимые в хозяйстве противоэрозионные мероприятия.
3.3. Зимние мероприятия.
3.4 Система удобрений.
Излагается система удобрений изучаемой культуры и приводятся выводы о научной обоснованности сроков, способов внесения туков и норм NРК под заданную урожайность.
Таблица 4
Показатели | Основное | Предпосевное | Рядковое или гнездовое | Подкормки |
Сроки внесения | ||||
Формы удобрений | ||||
Нормы NРК, кг/га д.в. | ||||
Способы внесения удобрений |
Выводы:
3.5. Подготовка семян к посеву
Таблица 5.
Наименование работ | Объем работ | Сроки проведения работ | Орудия и машины |
Сортирование | |||
Калибровка | |||
Воздушно-тепловой режим | |||
Яровизация | |||
Обработка микроудобрениями и др. веществами |
Требования к качеству подготовки семян.
3.6. Расчет весовой нормы высева
Исходя из установленной нормы высева по числу всхожих семян, расчет весовой нормы для культур сплошного посева проходят по формуле:
|
|
К=
Где К- норма высева (кг/ га)
М- норма высева (млн. всхожих семян / га)
А- масса 1000 семян (г)
ПГ- посевная годность семян (%)
Посевная годность семян рассчитывается исходя из всхожести (В) и чистоты (Ч) семян по отношению:
ПГ=
3.7. Посев.
Таблица 6.
Площадь посева, га | Сроки посева (начало, окончание) | Способы посева | Норма высева, кг/га | Глубина посева,см | С-х машины | Качество посева |
3.8. Уход за посевами.
Применяемые в хозяйстве мероприятия по уходу за посевами (прикатывание, всходовое боронование, внесение гербецидов, подкормки, полив, применение ретардантов и др) описываютя по следующей форме (таблица 7)
Таблица 7.
Наименование работ | Объем работ | Сроки проведения работ (указать фазы развития растений) | С-х машины |
Требования к качеству работ
3.9. Уборка урожая
Указывается весь цикл технологии уборки и излагаются организационно- хозяйственные мероприятия, применяемые в хозяйстве в целях современной уборки урожая изучаемой культуры. Мероприятия по уборке урожая описываются по следующей
Форме(таблица 8).
Таблица 8.
Наименование работ | Объем работ | Сроки выполнения работ (начало и окончание) | С/х машины | Требования к качеству работ |
Выводы
4 Результаты фенологических наблюдений полевых учетов и лабораторных анализв.
В период развития культуры систематически фиксируются даты наступления основных фаз развития растений и проводятся полевые учеты. Для этого после появления всходов в посевах выделяются четыре учетные площадки (по 1/4м2 каждая у культур сплошного сева и по 10 гнезд у пропашных культур). Расстояние между площадками 50-100 м. Каждая учетная площадка по учетам отмечается четырьмя колышками.
|
|
У пшеницы, ржи, ячменя и овса отмечают следующие фазы всходы, появление третьего листа, кущение, выход в трубку, колошение (выметывание), молочная, восковая и полная спелости. У озимых культур отмечают конец вегетации осенью и начало вегетации весной.
У кукурузы отмечают следующие фазы: всходы, появление третьего листа, выбрасывание метелки (мужского соцветия), появление нитей (столбиков женских цветков), молочная и молочно-восковая спелость.
Основными фазами развития зерновых бобовых культур являются всходы, бутонизация, цветение и созревание. У зерновых бобовых, не выносящих семядолей на дневную поверхность, фаза всходов отмечается при появлении на поверхность почвы первых настоящих листьев, у остальных- при появлении семядолей.
При фенологических наблюдениях за масличными ратениями отмечаются четыре основных фазы развития: всходы, бутонизация, цветение, созревание.
Лен-долгунец: всходы, фаза «елочки», быстрый рост стебля, образование соцветий, цветение, наступление зеленой, ранней желтой, и полной спелости.
Картофель: всходы, бутонизация, цветение, клубнеообразование, начало естественного отмирания ботвы.
Сахарная свекла и кормовые корнеплоды: всходы, фаза «вилочки», первая пара настоящих листьев, третья пара настоящих листьев, начало утолщения подсемядольного колена (начало формирования корнеплода), смыкание междурядий, осеннее отмироние листьев.
Данные фенологических наблюдений используют для вычисления межфазных периодов и определения общей длины вегетационного периода растений.
Результаты фенологических наблюдений записываются по следующей форме (т.9)
Культура _________________________ Год урожая __________________
Таблица 9.
Дата посева | Дата наступления фаз развития растений | Дата уборки | Число дней от всходов до уборки | ||||||
всходы | |||||||||
.4.1. Густота стояния растений
Густота стояния растений определеятся дважды первый раз у культур сплошного сева после полных всходов, а у пропашных культур- после окончания формирования густоты насаждения, второй раз у всех культур- перед уборкой урожая. Подсчет растений ведут на каждой учетной площадке и результаты подсчета записывают по следующей форме (таблица 10)
Таблица 10.
Количество растений на 1 м2 | Количество растений на 1 м2 | ||||
После полевых всходов | При уборке,шт | Кол-во растен, сохранившихся к уборке,% | После полных всходов,шт | При уборке. Шт. | Кол-во растений, сохранившихся к уборке,% |
4.2.Определение биологической урожайности
Урожайность зероновых культур определяется следующими основными показателями: количеством растений (А) на еденице площади,их продуктивной кустистостью (Б), числом зерен в колосе (В) и массой 1000 зерен (Г):
У=
Примечание: 105 100000
Например, к уборке сохранилось 2 млн растений/га, продуктивная кустистость оказалась равной 2, в колосе содержалось 32 зерна и масса 1000 зерен составила 35 г. При этих показателях биологическая урожайность составила 44,8 ц/га зерна:
У=
Для определения биологической урожайности рстения с 0,22 м2 площадок, расположенных в 4 местах поля, выкапывают с корнями и объединяют в один сноп. Затем проводят анализ снопового образца, результаты которого записывают в табл. 11.
Анализ снопового образца озимой пшеницы
Таблица 11
На 1 м2,шт | Кустистость.шт | Колос | Масса г/м2 | Масса 1000 зерен,г | Биолгическая урожайность,ц/га | Соотношение зерно:соло-мы | ||||||||||
растений | Стеблей | Общая | Продуктив-ная | Длина,см | Число колосков | Число зерен,шт | Масса зерна,г | Зерна | соломы | Общая | Зерна | соломы | ||||
Всего | С ко-лосом | |||||||||||||||
Вышепроведенные показатели позволяют характеризовать структуру урожая и объеденить, за счет каких ее элементов получен данный урожай.
Для определения структуры урожая кукурузы берутпо 10 растений в четырех местах. Данные анализа записывают в табл.12.
Структура урожая кукурузы гибрида ______________________________________
Таблица 12.
Количество растений,шт/га | Высота растений,см | На одно растение в среднем,шт | Средняя масса на одно ратение,г | Выход початков от массы растений,% | Биологическая урожайность,ц/га. | ||||
Листьев | Початков | всего | В том числе | Зеленой массы | початков | ||||
Зеленой массы | початков | ||||||||
Для определения структуры урожая подсолнечника должны быть определены следующие элементы (табл.17)
Структура урожая подсолнечника ________________________________________
Таблица 17.
Число растений на 1м2,шт | Число корзинок на одно растение,шт | Число семян в корзинке,шт | Масса г/м2 | Биологическая урожайность,ц/га | |||||
всего | В том числе | Общая | Зеленой массы | семян | |||||
Зеле-ной массы | семян | ||||||||
5 Применение элементов программирования
урожайности сельскохозяйственных культур
Программирование урожайности предусматривает определение величины урожая по приходу солнечной энергии (ФАР),по влагообеспеченности посевов и расчет норм удобрений под культуру с учетом ее биологических особенностей. Все эти операции могут производиться на электронно- вычислительных машинах (ЭВМ) за весьма короткое время.Однако для успешного использования климатических и почвенных факторов,а также материальных ресурсов хозяйства, студент- заочник должен овладеть методикой определения величины планируемой (прграммируемой) урожайности,конкретной для хозяйства,с использованием данных ближайшей метеорологической станции и картограмм обеспеченности почв основными элементами питания.
5.1. Расчет потенциальной урожайности (ПУ) по приходу ФАР
ПУ зерна и другой основной продукции определяется по формуле:
Уny=104x Km
Где Уny - урожай зерна или другой продукции при стандартной влажности (ц/га), n - КПД ФАР (%)
Кm-коэффициент хозяйственной эффективности урожая или доля зерна (клубней,корнеплодов) и общей биомассе (0,4- для озимой пшеницы при определении абсолютно сухого зерна и 0,465- при 14%- ной влажности),
∑Q-суммарный за период вегетации приход ФАР (ккал/см2),
g-калорийность урожая (ккал/кг), 104=10000.
Из приложения 1 находим, что по данным актинометрической станции Собакино приход ФАР для Московской области составляет 25,1 ккал/см2 (∑Q, в том числе 1,5 ккал/см2 за третью декаду апреля + 6,5 за май + 7,7 за июнь +1,9 за первую декаду августа), коэффициент использования ФАР равен 2,0% (n), калорийность равна 4450 ккал/кг (g из приложения 2) и Кm = 0,465 (из приложения 3). Подставив эти показатели в формулу, получим, что в условиях Московской области потенциальный урожай озимой пшеницы составляет 52,5 ц/га зерна:
Уny═104х2%х0,465
Также рассчитываются урожаи других культур и результаты записываются в табл.18
Таблица 18
Урожайность полевых культур по использованию ФАР за период вегетации
Культура | Σ | ||||
5.2. Расчет реально возможной урожайности по влагообеспеченности посевов
Величина реальной урожайности (Удву) в основном определяется влагообеспеченностью,особенно продуктивной ее частью которая рассчтывается по данным содержания влаги весной в слое 0-100 см и количества осадков выпадаемых за период вегетации культуры.
Для расчетов ипользуют формулу:
У дву =
Где W-продуктивная влага (мм),
Кw- коэффициент водопотребления на 1 ц зерна,корнеплодов,клубней сена,зеленой массы и др., то есть на 1 ц товарной продукции.
Например, в слое 0-100 см дерново-подзолистых почв Подмосковья к началу возобновления вегетации озимой пшеницы содержится 220 мм продуктивной влаги (эти данные приводятся в агрометерологических бюллетенях областей). За период вегетации культуры выпадаент 180 мм осадков. Продуктивная влага для этой культуры составляет 400мм (220+180). На формирование 1 ц зерна с соответсвующим количеством соломы озимая пшеница затрачивает 800 ц воды. При этих показателях реальная урожайность составляет 50 ц/га зерна:
Удву= 100*400 м
---------------- = 50 ц/га
800 мм*га/ц
Результаты расчета записывают в таблице 19
Реальная урожайность полевых культур
Культура | w. мм | Кw | У дву, ц/га | ||
Весной | За вегетацию | сумма | |||
6.3. Расчет потребных норм NRK под запрограммированную урожайность
Нормы питательных веществ расчитывают с учетом выноса их 1 ц основной и и соответствующим им количеством побочной продукции (В1, кг), содержится в почве (П), коэффициентов использования из почвы (Кņ) и вносимых удобрений (Кy) по формуле
Д =
Где Д - норма азота, фосфора или калия необходимая для запрограммированной урожайности (У, ц/га),
К _ коэффициент перевода на мг/100 г питательного вещества почвы в кг/га. Для слоя почвы 0-22 см он равен 30 кг/ га. 0-25 см-34, 0-28 см-38, 0-30 см-41,0-32 см-44, 0-35 см –48 и 0-40 см – 55 кг/га.
Например, программируется получить 50 ц/га зерна озимой пшеницы (У). На 1 ц зерна она выносит 3,25 кг азота, 1,15 фосфора и 2,0 кг калия (В1). В слое 0-22 см дерново-подзолистой почвы содержится 10,6 мг/100 г легкогидролизируемого азота (по Тюрину и Кононовой), 12,3 мг/ 100 г подвижного азота (по Кирсанову) и 21,2 мг/ 100 г обменного калия (по Масловой) (П). Кm для слоя 0-22 см равен 30 кг/га. Растения озимой пшеницы из почвы используют (Кn) 0,25 (или 25%) азота, 0,08- фосфора и 0,1 – калия, а из удобрений 0,6 (или 60%) азота, 0,25- фосфора и 0,65 – калия. При этих показателях норма азота, вносимая удобрениями, равна 155 кг/га д.вл.
Таким же образом насчитывают нормы фосфора и калия и записывают в таб. 20.
Данные по выносу и использованию питательных веществ приведены в предложениях 5,6,7.
Таблица 20
Потребные нормы NRK под запрограммированную урожайность полевых культур
Культура | У, ц/га | Нормы NRK, кг/га | Норма навоза,т/га | |||
N | P2O5 | K2O | В сумме | |||
Если минеральные удобрения вносят совместно с органическими, то пользуются формулой
Где Дн - норма навоза (т/га)
Сн – содержание питательного вещества в 1 гр навоза (5 кг азота, 2,5 кг фосфора и 6 кг калия),
Кн – коэффициент использования NRK из навоза (0,4 – азота, 0,5- фосфора и 0,6 – калия, см. придложение 8)
При внесении навоза часть питательных веществ из него будет использована растения-.Норма NRK, вносимые с минеральными удобрениями будут значительно меньше. Эффективность средств химизации при этом окажется высокой.
Например, под озимую пшеницу вносится 40 т/га навоза. Тогда норма азота окажется равной 12,5 кг/га.
Следовательно, при внесении 40 т/га навоза на озимую пшеницу требуются использовать всего 12,5 кг/га N вместо 155 кг/га, рассчитанных выше.
7. Технологическая карта возделывания культуры
Таблица 21
Виды работ | Единицы измер | Объем работ | Агротех-ие и календарные сроки проведения работ | Оптимальное кол-во дней для качественного выполнения работ | Состав агрегата | Кол-во агрегатов, шт. | |
Марка трактора | Марки с-х машин, их количество | ||||||
Выводы по технологии возделывания культуры в хозяйстве (все ли элементы прогрессивной технологии внедряются, если нет, то перечислите сдерживающие причины и др.)
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Выводы и предложения по дальнейшему повышению продуктивности культуры
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Список использованной литературы
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись студента______________Дата выполнения _______________________________
В курсовой работе по растениеводству использован фактический материал колхоза (совхоза)
Место для печати Подпись руководителя
Хозяйства или главного
Агронома
Дата проверки Фамилия проверяющего
преподавателя.