Это тоже подражание, но с сатирической окраской; основывается на утрированном и даже карикатурном подчеркивании писательской манеры пародируемого автора. Иногда пародия перерастает в подлинное искусство: известно, что «Дон Кихот» был задуман как пародия на романы рыцарских времен. Пародиями буквально насыщена книга «Козьма Прутков». В качестве примера — пародия С. Васильева на трагедию Ильи Сельвинского «Рыцарь Иоанн» — «Охота князя Василия Шуйского на Пао-пао»:
Прослышал князь, что штражникам противу
В Московию, лесов рязанских скрозь,
Прорвался зверь породы «Пао-пао»,
Забрел, стервец, неведомо откель.
Размыслил князь и снарядил облаву,
Сто конных ратников и сто стрельцов
Пошли в обход...
В 80-е годы XX в. кумиром читателей и зрителей был пародист, поэт Александр Иванов, ведущий телепрограмы «Вокруг смеха». Талант пародиста может весьма пригодиться в полемике.
Стилизация
В отличие от пародии, это — подражание манере прошедших эпох или каких-то слоев общества, воссоздание стиля исторической эпохи, подделка стиля того или иного писателя без пародирования, с серьезной целью, для речевой характеристики персонажа и пр.
|
|
Блестящий пример стилизации в народно-поэтическом духе — «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю.Лермонтова:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит в золотом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья: