КОБЕЦ Е.В.
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОМПЬЮТЕРНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ»
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений. Метод Эйлера
Обыкновенные дифференциальные уравнения встречаются достаточно часто в различных прикладных задачах. Ими описываются задачи движения систем материальных точек, электрических цепей и др.
Определения:
Дифференциальным называется такое уравнение, которое связывает независимую переменную Х, ее функцию y=f(x) и производные этой функции .
В неявном виде дифференциальное уравнение записывается так:
F(x, y, )=0.
Порядок старшей производной, входящей в это уравнение, называется порядком дифференциального уравнения.
Если y=f(x) – функция одного независимого переменного Х, дифференциальное уравнение называется обыкновенным, если же y=f(x1,x2,…xn) – функция n независимых переменных x1,x2,…xn, то уравнение называется уравнением в частных производных.
Решение обыкновенного дифференциального уравнения сводится к поиску функции y=f(x), которая при подстановке в уравнение обращает его в тождество.
Поиск решения такого уравнения называется его интегрированием, а полученное решение – интегралом этого уравнения.
Существуют общее и частное решения дифференциального уравнения.
Общим решением уравнения является функция y=φ(x,c), удовлетворяющая уравнению при любых значениях постоянного С.
Частное решение определяется конкретным значением С. Для нахождения частного решения необходимо указать начальные условия, т.е. задать значения y, при х=х0, т.е. y0=y(x0), …,
Задача отыскания решения обыкновенного дифференциального уравнения при начальных условиях называется задачей Коши для обыкновенного дифференциального уравнения.
Мы рассматриваем уравнения разрешенными относительно старшей производной.
Их можно свести к системе n обыкновенных дифференциальных уравнений первого порядка заменой на неизвестную функцию Р1(х), на Р2(х) и т.д., т.е.
|
|
Причем, начальные условия:
Для решения мы будем рассматривать методы Эйлера и Рунге-Кутта.
Численное решение состоит в построении таблицы приближенных значений y1,y2,…,yn-1 точного решения y(x) уравнения .
Мы не знаем вида функции, не можем сразу вычислить значение функции. Знаем только начальные условия, значения Х0=а, y0=y(x0) и интервал [a,b], на котором необходимо проинтегрировать функцию.
Задача ставится так: в точках Х0,X1,…,Хn нужно найти приближения y0,y1,…,yn точного решения.
Первый шаг – разбиваем отрезок на конечное число узловых точек (узлы сетки). Шаг сетки h=(b-a)/n, Xi=a+ih, I=0,1,..,N.
Нужно восстановить значения искомой функции. Рассмотрим дифференциальное уравнение 1 порядка
Второй шаг – зная начальные условия вычисляем значение первой производной в точке Х0.
Третий шаг – в следующем узле сетки вычисляем значение функции.
На четвертом шаге все повторяется.
Геометрическая интерпритация метода состоит в замене интегральной кривой на отрезке касательной к ней в точке xi,yi. На каждом шаге заново определяется касательная, и, следовательно, соответствующая приближенному решению кривая будет ломаной линией. Поэтому метод называют еще методом ломаных.
Схема вычислений: xi=a+ih (I=0,1,…,N)
Т.е. имея известную точку, вычисляем следующую. Это схема вычислений для уравнения 1 порядка.
Метод Эйлера для уравнений 2 порядка надо уравнение с начальными условиями свести к системе 2 уравнений 1-го порядка:
Производные берутся в точке х.
Итерационная формула вычислений:
На практике вычисления проводятся снизу вверх: вначале вычисляется 1 производную, т.е. pi, а затем вторую Yi.
Для уравнения второго порядка приходится дважды применять интегрирование. Восстанавливаем значение производной, а затем значение искомой функции, т.е. решаем вначале одно уравнение, а затем второе.
Пример. На отрезке [a,b] составить таблицу значений приближенного решения дифференциального уравнения , удовлетворяющего начальным условиям
Y(0)=1, Y΄(0)=2. шаг интегрирования h=0,2, точность ε=0,001. Предусмотреть печать значений точного решения y=ex+x.
Преобразуем y΄=p
p΄=3p-2y+2x-3
y(0)=1
p(0)=2.
Нужен массив Х – значений Х от 0 до 2
У – массив приближенных решений
Р – массив значений производной
Размерность –
(a-b)/h+ начальная точка = 2/0,2=10+1=11
Рассмотренный метод Эйлера относится к группе одношаговых методов, в которых для расчета точки (xi+1, yi+1) требуется информация о последней вычислительной точке (xi, yi).
Численное решение состоит в построении таблицы приближенных значений y1, y2, y3, …,yn-1 точного решения y(x) уравнения y¢=f(x,y), a£x£b при начальном условии y(x0)=y0, x0=a на выбранной последовательности точек xi=x0+ih. Функция y зависит от аргумента х
y(xi+1)=y(xi)+h f(xi, y(xi)), i=0,1,2,…n-1
|
Точность метода или ошибкой обрыва называют ошибку, которую делают при переходе от предыдущего к последующему Х, если заменяют дифференциальное уравнение конечностным выражением.
Погрешность аппроксимации разностными уравнениями равна величине отброшенного остаточного члена ряда Тейлора O(hp+1).
Принято считать, если расчетные формулы численного метода согласуются с разложением в ряд Тейлора до членов порядка hp, то число р называют порядком точности метода.
В методе Эйлера сравнение формулы вычисления с разложением в ряд Тейлора согласуется до первого порядка по h, т.е. метод имеет первый порядок точности с локальной погрешностью O(h2)
Для метода Эйлера погрешность равна h2.
10.2. ЧИСЛЕННЫЙ МЕТОД ПОСТРОЕНИЯ ГРАФИКОВ
При решении задач на ЭВМ важное значение имеет наглядность и удобство быстрого восприятия изучаемых явлений. После освоения средств графического режима Турбо Паскаля можно строить графики, а также получать различные геометрические фигуры. Какие бы изображения не выводились на экран, все они строятся из точек, группы которых в свою очередь образуют отрезки и кривые. Вывод точки осуществляется процедурой PutPixel(X, Y, Color), где Х и Y-координаты экрана, где будет расположена точка. Color — ее цвет.
Для построения графика функции необходимо осуществить следующие операции:
2) Нахождение максимального и минимального значений функции;
3) Формирование и вывод графика на экран.
Рассмотрим применение графического режима на примере построения графика функции Y(x)= xз/(2(x+1)(x + 1)) в области изменения х Î [-5,-1)U(-1, 5] с шагом h, а также построения асимптоты, заданной выражением Y(x) = х/2 - 1.
Табулирование функции можно осуществить с помощью следующих операторов:
х:= xStart;
h: = (xEnd - xStart) / (n - 1);
for i: = 1 to n do begin
y[ i ]:=F(x);
if y[ i ] < - 6 then
y[ i ]:= - 6;
x: = x + h;
end;
Здесь введены имена переменных: xStart — начальное значение аргумента, xEnd — конечное значение аргумента, n — число точек в строке. Шаг изменения аргумента X определяется выражением:
h:= (xEnd -xStart)/(n - 1);
В организованном цикле табулирования функции вычисляются значения Y(x), используя подпрограмму — функцию с именем F. Индекс каждого значения Х и соответствующее ему значение Y(x), будут помещаться в определенные элементы массива У. В точке Х=-1 заданная функция не определена, поэтому необходимо исключить из построения участок графика в окрестности этой точки. Это достигается программным путем применением операторов
if y[ i ] < - 6 then y[ i ]:= - 6;
В данном случае осуществлено ограничение снизу на уровне У=-6, и все значения функции, которые меньше -6, будут исключены из построения графика. В том случае, если в окрестности точки разрыва функция получала бы положительное значение, следовало бы осуществлять ограничение сверху введением операторов
if y[ i ] >a then
y[ i ]:=a;
где а — уровень ограничения.
Для определения масштаба вычерчиваемого графика необходимо найти минимальное и максимальное значения элементов массива Y. Это достигается с помощью операторов
уМах:=у[ 1 ];
yMin:=y[ 1 ];
for i:= 1 to n do begin
if y[ i ] > yMax then
yMax:= y[ i ];
if y[i] < yMin then
yMin:= y[i];
end;
В результате выполнения этого фрагмента программы минимальное значение функции будет храниться в переменной yMin, а максимальное значение — в переменной yMax. Эти значения используются для задания масштаба, чтобы минимальное и максимальное значения функции изображались точками, отстоящими друг от друга не более чем на ширину экрана. Кроме того, они используются при формировании вертикальной и горизонтальной сетки, а также при задании оси абсцисс. Зависимости, по которым определяются эти параметры, приводятся в программе с подробными комментариями.
Для того, чтобы установить графический режим, необходимо использовать стандартную процедуру InitGraph модуля Graph, которая устанавливает один из возможных графических режимов. Формат процедуры следующий:
InitGraph(имя_драйвера, режим, путь_к_драйверу);
В модуле Graph имеется более 70 подпрограмм. Рассмотрим необходимые процедуры для построения графика функции У= f(x) в заданном интервале изменения Х с заданным шагом h.
Для формирования заголовка графика молено использовать следующие процедуры:
SetTextStule(Font, Direct, CharSize); —процедура вывода текста с указанием вида шрифта, наклона и его размера. Вид шрифта (параметр Font) в модуле Graph определяется константами:
DefaultPont = 0 (матричный шрифт);
TriplexPont = 1 (жирный шрифт);
SmallFont = 2 (тонкий шрифт);
SansSerifPont = 3 (прямой шрифт);
GothicPont = 4 (готический шрифт).
Для определения направления вывода текста используются константы: Horizdir = 0 (слева направо) или VertDir = 1 (снизу вверх).
Третий параметр определяет размер шрифта. Если CharSize = 1, то символы имеют обычные размеры (8х8 пикселей), если Char-Size == 2, то символы имеют размеры 16х16 пикселей. Максимальное значение константы равно 10.
Процедура SetTextJustify (код_горизонтали, код_вертикали) — устанавливает параметры для выдачи текста, в зависимости от кода.
Процедура OutTextXY(X, Y, текст); — обеспечивает вывод текста с координаты (X, Y).
При формировании оси X, горизонтальной и вертикальной сетки можно использовать следующие процедуры:
SetLineStile(тип_линии, определение_пользователем/ вид_линии); - определяется тип линии: solidin = 0 (сплошная линия), dottein = 1 (пунктирная линия), centerin = 2 (штрих-пунктирная линия), dashedin = 3 (штриховая линия), user-bitin = 4 (определенная пользователем линия); второй параметр имеет смысл только при userbitln=4, а вид линии задается константой nonnwidth = 1 (обычная толщина) или константой thickwidth = 3 (жирная линия);
SetColor (цвет) — определяет цвет символов и линий.
Для установки курсора в указанную координату используется процедура MoveTo, (X, Y), а для вычерчивания линии от текущей линии до указанной координаты — процедура LineTo (X, Y).
При работе с графическими изображениями необходимо использовать систему координат. В зависимости от выбранного графического режима устанавливается разрешающая способность экрана в 320х200, 640х480 или другое число точек (пикселей). Программным путем можно установить максимальное число пикселей в строке с помощью функции GetMaxX, а число строк— с помощью функции GetMaxY. Начало координат имеет значение (0, 0), центр экрана — (GetMaxX div 2, GetMaxY div 2), а правый нижний угол — (GetMaxX, GetMaxY). При выполнении графических операций всегда указывается, что должен делать курсор, однако сам курсор в графическом режиме невидимый.