По Ф. Котлеру маркетинг – нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка, рынок.
Нужда –,чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.
Потребность –нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека.
Запрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью.
Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.
Сделка –,коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.
Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товаров.
Маркетинг – «…вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Ф. Котлер).
Существует более 2000 определений маркетинга, каждое из которых имеет функциональное назначение.
«Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами» (П. Друкер).
|
|
Задачи маркетинга:
- формирование стимулирование спроса;
- обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений;
- расширение объема продаж, рыночной доли и прибыли.
Концепция маркетинга – это ориентированная на потребителя интегрированная целевая философия предприятия, фирмы, организации, человека. Различают несколько этапов в эволюции маркетинга (таблица 1).
Современный маркетинг – это:
- стратегический маркетинг;
- социально-ответственный маркетинг (социально- этический);
- маркетинг отношений и концепция индивидуального маркетинга;
- маркетинг в глобальном масштабе;
- маркетинг больших социальных общностей – мезомаркетинг и мегамаркетинг.
Стратегический маркетинг связан со стратегическим менеджментом (маркетинг менеджмент) – процесс планирования и реализации маркетинговых концепций, влияющих на уровень, сроки и структуру спроса.
Социально-ориентированный маркетинг – удовлетворение потребителей более эффективными способами, чем у конкурентов при сохранении укреплении благополучия потребителя и общества в целом.
Маркетинг отношений – практика создания долгосрочных отношений между всеми заинтересованными группами в целях создания взаимопонимания и устойчивого ведения бизнеса.
Маркетинг в глобальных масштабах формируют ТНК (транснациональные корпорации), интернационализация экономики и международная интеграция труда.
Эволюция взглядов на роль маркетинга в фирмах и компаниях:
|
|
- маркетинг – одна из функций;
- маркетинг –одна из важных функций;
- маркетинг – основная функция;
- маркетинг – основная функция, а потребитель выполняет функцию контроля;
- маркетинг – потребитель выполняет функцию контроля через интегрированную функцию маркетинга.
Таблица 1
Эволюция концепции маркетинга
№ | Концепция | Основные направления | Особенности | Формирование рынка |
Производственный маркетинг (производственная система) | 1.1. Концепция совершенствования производства 1.2. Концепция совершенствования товара | Ориентируется на насыщенный товарный рынок | Рынок покупателя, активными должны быть продавцы | |
Сбытовой маркетинг (сбытовая система) | 2.1. Концепция интенсификации коммерческих усилий 2.2. Концепция комплексных маркетинговых усилий – маркетинг-микс | Ориентируется на насыщенный товарный рынок и коммерческую деятельность по реализации товаров | Рынок продавца, активными должны быть покупатели |
Продолжение таблицы 1
№ | Концепция | Основные направления | Особенности | Формирование рынка |
Производственно-сбытовые системы | Использование сочетания направлений производственного и сбытового маркетинга | Цепочка «товар – стимулирование сбыта (реклама) – рынок» | Наиболее эффективна при равновесии спроса и предложения, не отдается предпочтение определенному рынку | |
Интегрированный маркетинг | Маркетинг, ориентированный на потребителя | Цепочка «изучение рынка – НИОКР – производство–формирование спроса и стимулирование сбыта – рынок» | Рынок покупателя |