Определение маркетинга и формирование его концепции

По Ф. Котлеру маркетинг – нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка, рынок.

Нужда –,чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.

Потребность –нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью человека.

Запрос – потребность, подкрепленная покупательской способностью.

Товар – все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.

Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.

Сделка –,коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами.

Рынок – совокупность существующих и потенциальных покупателей и продавцов товаров.

Маркетинг – «…вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» (Ф. Котлер).

Существует более 2000 определений маркетинга, каждое из которых имеет функциональное назначение.

«Цель маркетинга – сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель – так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами» (П. Друкер).

Задачи маркетинга:

  • формирование стимулирование спроса;
  • обеспечение обоснованности принимаемых управленческих решений;
  • расширение объема продаж, рыночной доли и прибыли.

Концепция маркетинга – это ориентированная на потребителя интегрированная целевая философия предприятия, фирмы, организации, человека. Различают несколько этапов в эволюции маркетинга (таблица 1).

Современный маркетинг – это:

  • стратегический маркетинг;
  • социально-ответственный маркетинг (социально- этический);
  • маркетинг отношений и концепция индивидуального маркетинга;
  • маркетинг в глобальном масштабе;
  • маркетинг больших социальных общностей – мезомаркетинг и мегамаркетинг.

Стратегический маркетинг связан со стратегическим менеджментом (маркетинг менеджмент) – процесс планирования и реализации маркетинговых концепций, влияющих на уровень, сроки и структуру спроса.

Социально-ориентированный маркетинг – удовлетворение потребителей более эффективными способами, чем у конкурентов при сохранении укреплении благополучия потребителя и общества в целом.

Маркетинг отношений – практика создания долгосрочных отношений между всеми заинтересованными группами в целях создания взаимопонимания и устойчивого ведения бизнеса.

Маркетинг в глобальных масштабах формируют ТНК (транснациональные корпорации), интернационализация экономики и международная интеграция труда.

Эволюция взглядов на роль маркетинга в фирмах и компаниях:

  • маркетинг – одна из функций;
  • маркетинг –одна из важных функций;
  • маркетинг – основная функция;
  • маркетинг – основная функция, а потребитель выполняет функцию контроля;
  • маркетинг – потребитель выполняет функцию контроля через интегрированную функцию маркетинга.

Таблица 1

Эволюция концепции маркетинга

Концепция Основные направления Особенности Формирование рынка
  Производственный маркетинг (производственная система) 1.1. Концепция совершенствования производства 1.2. Концепция совершенствования товара Ориентируется на насыщенный товарный рынок Рынок покупателя, активными должны быть продавцы
  Сбытовой маркетинг (сбытовая система) 2.1. Концепция интенсификации коммерческих усилий 2.2. Концепция комплексных маркетинговых усилий – маркетинг-микс Ориентируется на насыщенный товарный рынок и коммерческую деятельность по реализации товаров Рынок продавца, активными должны быть покупатели

Продолжение таблицы 1

Концепция Основные направления Особенности Формирование рынка
  Производственно-сбытовые системы Использование сочетания направлений производственного и сбытового маркетинга Цепочка «товар – стимулирование сбыта (реклама) – рынок» Наиболее эффективна при равновесии спроса и предложения, не отдается предпочтение определенному рынку
  Интегрированный маркетинг Маркетинг, ориентированный на потребителя Цепочка «изучение рынка – НИОКР – производство–формирование спроса и стимулирование сбыта – рынок» Рынок покупателя

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: