Происхождение человека, как биологического вида

Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью посещал вопрос "откуда мы взялись". Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, единого ответа на него не существует. Тем не менее, этой проблемой – проблемой возникновения и развития человека – занимается наука антропология, которая выделяет такое понятие, как антропогенез.

Антропогенезом называют процесс выделения человека из мира животных. До недавнего времени существовала лишь одна теория появления человека – дарвиновская, но, как человек живущий в реальном времени, я немогу не указать на появившиеся в последнее время альтернативные теории. Следует отметить, что существует целый ряд различных теорий, но основные из них следующие:
Эволюционная теория предполагает, что человек произошел от высших приматов - человекообразных обезьян путем постепенного видоизменения под влиянием внешних факторов и естственного отбора.

Стадии развития человека

Ученые утверждают, что современный человек произошел не от современных человекообразных обезьян, для которых характерна узкая специализация (приспособление к строго определенному образу жизни в тропических лесах), а от вымерших несколько миллионов лет тому назад высокоорганизованных животных — дриопитеков.

Примерно 25 миллионов лет назад произошло значительное изменение в человеческом роду. Дриопитеки разделились на две абсолютно независимые ветви, которые и стали основополагающими для такого понятия как основные этапы эволюции человека. Одна ветвь (понгиды) осталась жить на деревьях, а вторая (гоминиды) спустилась на землю.

После разделения научные работники выделяют пять основных этапов эволюции человека.

Первый из них – стадия протантропа, которая проходила примерно 9 миллионов лет назад. В это время выделяется особая группа прямоходячих – австралопитеки. Они стали основной переходной формой от обезьян к человеку.

В это же время австралопитеки начинают активно осваивать первые орудия труда, которыми становятся обычные палки, кости убитых животных и камни. Все больше и больше предков человека объединяются в стада.

Вторая стадия – человек умелый. Это первая стадия формирования типа современного человека. Проходила она примерно 2-2,5 миллиона лет назад. Постепенно увеличивается объем мозга и подвижность всего тела.

Развиваются лицевые мышцы и формируется современное лица, с меньшим количеством обезьяноподобных гримас. Вместе с ростом мозговой деятельности развивается и культура выращивания зерновых. Для этого изготавливаются орудия труда.

Дальше идет эра питекантропа. Основным показателем этой эры считается разделение людей на большие стада и заселение континентов. Были освоены Африка, Китай и Европа. Именно в этот период (1-1,3 миллиона лет тому) был освоен огонь. Объем мозга увеличивается до 1200 см3, что приводит к формированию речи.

Четвертая стадия – неандерталец. Объем мозга практически не меняется, но зато активно развивается его деятельность. Орудие труда изготавливаются на достаточно высоком уровне, развиваются разные виды речи. Появляются отдельные семьи. Этот период проходит между 200 и 500 тысячами лет назад.

Последней стадией развития человека стал кроманьонец. В этот период (40-50 тысяч лет назад - прим. biofile.ru) окончательно формируется облик современного человека. Появляется структура современного общества и происходит одомашнивание животных.

Стадии Развития Организма Стадии Развития Организма — различают 5 стадий индивидуального развития организмов: 1) эмбриональную, или зародышевую; 2) непионическую, или младенческую; 3) неаническую, или юношескую; 4) эфебическую, или взрослую; 5) геронтическую, или старческую. Установление С. р. вымерших организмов по их остаткам имеет большое значение для установления историй развития организмов.

Стадии развития человека – разграничение разных этапов жизни человека, начиная с момента его зарождения и завершая окончанием его физического существования. Представим такую их последовательность:

1. Гаметогенез – период созревания половых клеток. На этой стадии происходит рекомбинация генетического материала отца и матери, в результате чего возникает множество разных в генетическом плане гамет, в особенности мужских. Гаметы с дефектом наследственных структур имеют равные шансы к оплодотворению, предотвратить их участие в этом процессе ныне не представляется возможным. По-видимому, достаточно часто происходит также значительное число мутаций, способных нарушить дальнейшее развитие организма.

2. Перинатальный период – длится от момента оплодотворения яйцеклетки до родов. В этом периоде, в свою очередь, различают:

а) бластогенез (фаза зародыша) – длится первые 16 суток после оплодотворения, характеризуется закладкой зародышевых листов – мезодермы, эктодермы, энтодермы, формированием прототипа строения тела человека. Нарушения развития на этой стадии приводит к появлению бластопатии в виде тяжёлых уродств, многие из которых несовместимы с жизнью и ведущие к прерыванию беременности (спонтанным выкидышам). Выживают лишь некоторые (это, например; удвоение частей тела, сиамские близнецы);

б) эмбриогенез – длится с 17 по 90 день беременности, характеризуется закладкой и развитием 95% органов тела. Процесс закладки органов контролируется генетическими факторами и осуществляется по жёсткому графику. Результатом нарушения эмбрионального развития являются эмбриопатии, например, алкогольная эмбриопатия;

в) фетогенез, фаза развития плода, длится с 91 по 168 день беременности, характеризуется началом функционирования различных органов и систем, включая головной мозг, подготовкой к родам и жизни вне организма матери. Возможно, что в период фетогенеза закладываются базовые способности, их которых едва ли не самой основной является способность к овладению языком. По-видимому, именно в данной фазе берёт начало психическая деятельность, а головной мозг становится особенно чувствительным.к дефициту кислорода и питательных веществ, которые способен приостановить развитие головного мозга. Нарушения развития во время фетогенеза обозначают термином фетопатия. Например, рубеолярная фетопатия;

3. Роды – происходят между 37 и 40 неделями беременности.

4. Младенчество – длится первые 2 года (по другим данным, 1 год) после рождения, характеризуется доречевым развитием, как бы сжатым буквально до мгновений повторением долгой истории эволюции поведения животных. Некоторые психоаналитики к возрасту около 1-го года относят появление у младенца Эдипова комплекса и ощущения собственной идентичности, в частности полового самоотождествления,

5. Раннее детство – длится от 2 до 6 лет, характеризуется развитием речи, речевого мышления и сознания, игровой деятельностью, формированием готовности к учёбе в школе. На этой стадии, предположительно, возникают базовые привязанности, принимаются прообразы моделей социального поведения, отчётливо проявляются самоосознавание и автономность, происходит половая и полоролевая идентификация.

6. Среднее детство – длится от 6 до 12 лет, характеризуется интенсивным развитием социальной компетентности, формированием школьных и иных сложных навыков, отношений дружбы и самоуважения.

7. Подростковый и юношеский возраст – длится от 12 до 20-21 года, характеризуется освоением сложных социальных ролей, самоотождествлением, то есть способностью ответить на вопросы типа «кто я» и «зачем я живу», а также решать такие проблемы, как выбор профессии и брачного партнёра.

8. Ранняя взрослость – длится от 20 до 40 лет, характеризуется решением проблем генеративности, профессиональной компетентности, социальным ростом.

9. Средняя взрослость – длится от 40 до 60-65 лет, характеризуется наибольшей социальной активностью и достижением высшей точки духовного развития. В этом возрасте, как иногда говорят, человек уже не пытается быть им, он становится личностью, наделённой мудростью и живёт по настоящему полнокровной жизнью. В то же время он сталкивается с очень серьёзными проблемами (убывание физических сил, здоровья, сексуальности, уход из жизни близких людей и др.), которые ему предстоит решать.

10. Поздняя взрослость – длится от 60-65 до 75 лет;

11. Старость – начинается после 75 лет и длится до момента умирания, характеризуется продолжающимся старением, одряхлением организма, снижением общей и социальной активности и решением проблемы личной смерти. Однако, считают некоторые геронтологи, при нормальном старении часть индивидов сохраняет достаточно высокую активность при завершении своих земных дел. Встречаются индивиды в возрасте 80-85 лет и более, которым свойственны энергичность, инициативность и творческий потенциал.

12. Умирание – процесс прекращения жизнедеятельности. Также совершается определёнными стадиями, характер которых изучается в танатологии.

Вопрос №2

У всех высших животных и человека центральная нервная система имеет очень сложное строение. В ней различают:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: