Структура гражданской обороны

Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам на всей территории с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, предприятий, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации ГО на территориях республик в составе, краев, областей, городов, районов, поселков согласно административному делению республики.

Производственный принцип заключается в организации ГО в каждом министерстве, ведомстве, учреждении, на объекте.

Общее руководство ГО осуществляет Председатель Правительства РК. Он является начальником гражданской обороны РК, а Министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) — первым заместителем начальника ГО РК.

Руководство гражданской обороной в субъектах РК и городах возлагается на соответствующих руководителей органов исполнительной власти, а в городах Астаны и Алматы

— на органы самоуправления. Указанные руководители являются по должности начальниками гражданской обороны.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении (вузе), предприятии (объекте) независимо от форм собственности осуществляют их руководители.

Руководители всех степеней несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий гражданской обороны, создание и обеспечение сохранности накопленных фондов средств индивидуальной и коллективной защиты и имущества ГО, а также за подготовку и обучение населения и персонала действиям в ЧС на подведомственных территориях и объектах.

Непосредственное руководство гражданской обороной осуществляет Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий (МЧС).

Принятые министерством в пределах своих полномочий решения обязательны для органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от принадлежности и форм собственности, а также должностных лиц и граждан.

В субъектах, районах и городах, на предприятиях, в учреждениях и организациях непосредственное руководство гражданской обороной осуществляют главные управления,

управления, отделы, а на объектах экономики — штабы, отделы, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в министерствах и ведомствах — отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Начальники штабов (отделов) по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям являются первыми заместителями соответствующих начальников гражданской обороны.

Для координации деятельности территориальных отделов в пределах нескольких субъектов используются региональные центры.

Для организации и проведения специальных мероприятий гражданской обороны создаются службы ГО: медицинская, противопожарная, радиационной и химической защиты, убежищ и укрытий, охраны общественного порядка, материально-технического снабжения и др.

Силы гражданской обороны

Силы гражданской обороны состоят из войск и гражданских организаций гражданской обороны.

К войскам ГО относятся: отдельные мобильные механизированные бригады, полки и батальоны, понтонно-переправочные батальоны, батальоны специальной защиты, отдельные вертолетные отряды, отряды радиационной и химической разведки.

Гражданские организации ГО создаются в мирное время на базе предприятий, учреждений и организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР) — первоочередные работы в очаге поражения по локализации и тушению пожаров, аварийному отключению газа, электроэнергии и воды, по поиску и спасению людей, а также оказанию пораженным первой медицинской помощи и их эвакуации в случае надобности в специализированные медицинские учреждения.

7.2. Правовые и нормативно-технические основы управления

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют правовые акты.

Виды правовых актов:

1. Конституционные законы РК;

2. Государственные законы РК;

3. Подзаконные акты РК.

Конституция РК, Государствееные законы — это нормативные акты, принятые в особом законодательном порядке органами законодательной власти, регулирующие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Подзаконные акты РК — это акты компетентных органов, содержащие нормы права, основанные на положениях закона и не противоречащие ему.

Рис. 7.3. Виды аварийно-спасательных и других неотложных работ

К подзаконным актам относятся: указы президента РК, постановления, принимаемые правительствами РК и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами, среди которых Министерство природных ресурсов РК, Государственный комитет РК по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РК, Министерство здравоохранения РК, Министерство РК по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Право на безопасный труд закреплено в Конституции РК Основные законодательные акты, обеспечивающие безопасные и безвредные условия труда, представлены Трудовым кодексом,Гражданский кодекс РК устанавливает ответственность работодателей вследствие причинения вреда работнику на производстве, а также определяет формы и размер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.

Среди подзаконных актов по безопасности жизнедеятельности на производстве можно отметить Постановление Правительства РК, в котором утверждено Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, Постановление

Министерства труда и социального развития РК, в котором утверждены Нормы предельно допустимых нагрузок для лиц моложе восемнадцати лет при подъеме и перемещении тяжестей вручную.

Поиски и спасение пострадавших, извлечение их из-под завалов, вынос из очагов поражения Локализация и подавление первичных и вторичных очагов поражения, обезвреживание источников вторичной опасности

Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РК, так и рядом государственных законов, среди которых Гражданский, Земельный, Водный кодексы РК, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др., нормативные акты Президента и Правительства РК, субъектов РК, органов местного управления.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РК «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об использовании атомной энергии». Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РК «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Нормативно-техническая документация — это документация включает республиканские, местные санитарные нормы и правила Министерства здравоохранения РК, строительные нормы и правила Комитета по строительной, архитектурной и жилищной политике РФ, систему стандартов «Охрана природы», документы Министерства природных ресурсов РК, Министерства РК по охране окружающий среды, службы РК по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Санитарные нормы устанавливают предельно допустимую концентрацию (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и в воде различного назначения, а также предельные уровни физических воздействий на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений от различных источников, ионизирующих излучений).

В системе строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие требования охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов — совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

Нормативно-техническая документация по охране труда включает правила по технике безопасности и производственной санитарии, санитарные нормы и правила, стандарты системы стандартов безопасности труда, инструкции по охране труда для рабочих и служащих.

Основные нормативно-технические документы по чрезвычайным ситуациям объединены в комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС).

Основные цели комплекса:

• повышение эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС на всех уровнях (, республиканском, региональном, местном) для обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства при природных, техногенных, социальных и военных ЧС;

• предотвращение или снижение ущерба в ЧС;

• эффективное использование и экономия материальных и трудовых ресурсов при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Задачи комплекса:

• разработка терминологии в области обеспечения безопасности в ЧС, номенклатуры и классификации, источников и поражающих факторов ЧС;

• установление основных положений по мониторингу, прогнозированию и предотвращению ЧС, по обеспечению безопасности продовольствия, воды, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства в ЧС, по организации ликвидации ЧС;

• определение уровней поражающих воздействий, степеней опасности источников ЧС;

• разработка методов наблюдения, прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС;

• выработка способов обеспечения безопасности населения и объектов народного хозяйства, а также требований к средствам, используемым для этих целей.

Обозначение отдельного стандарта в комплексе состоит из индекса (ГОСТ Р), номера системы по классификатору (ГСС — 22), номера (шифра) группы (табл.7.1), порядкового номера стандарта в группе и года утверждения или пересмотра стандарта. Например, ГОСТ Р 22.0.01 — 94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Основные положения.

Таблица 7.1.

Классификация стандартов, входящих в комплекс стандартов «Безопасность в ЧС»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: