Норманская теория

направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями первого государства восточных славян - Киевская Русь. Норманская теория была выдвинута в середине XVIII в. при Анне Иоанновне немецкими историками Г. Байером и Г. Миллером и др. Немецкие ученые использовали сообщения "Повести временных лет" о том, что в 862 г. для прекращения междоусобиц некоторые племена восточных славян обратились к варягам с предложением занять княжеский престол. Три брата - варяга - Рюрик, Синеус и Трувор откликнулись на призыв славян. Рюрик стал править в Новгороде, Синеус - в Белоозере, а Трувор - в Изборске. Большинство историков считает, что Синеуса и Трувора на самом деле не существовало (в переводе с древнешведского языка слова "сине хус трувор" означают "с домом и дружиной"). Далее немецкие ученые доказывали, что образование государственности у восточных славян - заслуга исключительно норманнов и делали выводы об извечной отсталости славян. Против этой теории активно выступали М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский и др. Противники норманской теории (антинорманисты) признают, что в основе легенды лежит реальный исторический факт вокняжения в Новгороде варяга Рюрика. Заслуга Рюрика заключается в том, что он только положил начало первой правящей династии на Руси - Рюриковичей. Но сами варяги вскоре ославянились (уже внук Рюрика носил славянское имя Святослав) и не оказали заметного влияния на развитие социально - экономических и политических процессов у славян. Насадить государство неподготовленному обществу невозможно. В настоящее время значительная часть исследователей склонна соединять доводы норманистов и антинорманистов, отмечая, что восточные славяне своим внутренним развитием были готовы к образованию государства, но завершающий факт образования государства действительно связан с именем норманнов (варягов)

Антинорманскую теорию происхождения древнерусского государства в своё время представил Ломоносов, именно он решительно выступил против сущёствующей норманской теории. Антинорманская теория базировалась на следующих принципах:

Норманны и варяги – совершенно разные народы.

Скандинавы были балто-славянами.

Пруссы и Пруссия – порусы, которые обитают рядом с русами.

Название русы пошло от названия реки Рось.

«Градорика» («страна городов») - так норманны называли земли славян. У самих норманнов в то время городов ещё не было. Исходя из этого, можно сделать вывод, что они никак не могли научить руссов «государственности».

45.

46. Для принятия христианства на Руси было несколько причин. Одним из главных факторов, которые побудили ее стать более цивилизованной и отказаться от язычества, было желание Владимира сделать Русь единым государством и соединить народы, живущие в нем. В то время создание сильного духом княжества было необходимым. Язычество не позволяло объединить племена и вызывало ряд конфликтов между ними. Вместе с этим и власть князя была незначительной. Для сплочения народа и усиления собственной значимости, князь Владимир добился принятия христианства. Но это не единственный фактор, спровоцировавший данное событие. Причины принятия христианства на Руси были разные. Необходимо было и сближение с другими странами, в частности с Европой. В те времена язычество не приветствовалось многими странами, которые приняли христианство. Поэтому оно было причиной отчуждения и враждебности, проявлявшейся по отношению к русскому государству. Это были международные причины принятия Русью христианства.

В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина хри­стианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно право­славие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.

Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий полите­изм не соответствует политическим и духовным потребностям го­сударства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с кня­жеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распрост­ранения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу про­тивостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечи­вало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.

Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киев­ская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ис­лам, православной Византией и католическими государствами За­падной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.

Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в приня­тии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные полити­ческие, экономические, культурные связи Киевской Руси с Визан­тией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответство­вало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной держа­вой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала доро­гу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных коче­вых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим север­ным соседом:

И еще один момент сыграл свое значение при выборе право­славия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К то­му же в этот период православие утверждалось в славянской Бол­гарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языко­вом отношении были родственны населению Киевской Руси. Че­рез болгарские богослужебные книги и болгарских священнослу­жителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.

Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утвер­ждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.

Принятие христианства в православной традиции стало одним из оп­ределяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.

Христианство создало широкую основу для объ­единения всех народов этого общества. Исчезла граница между ру­сом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вы­теснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом бы­ло введение единой письменности. Принятие христианства способст­вовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, лите­ратура, история и философия,

На основе христианизации происходит становление ново­го типа государственности в Киевской Руси,которая в значи­тельной мере приобретает византийскую форму. Устанавливает­ся тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинает­ся оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви переда­ются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные де­ла. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международ­ных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь бы­ла включена в европейский христианский мир, а значит и стала рав­ноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

47 Политическая раздробленность Руси в XII— XIII вв. (причины и последствия раздробленности, крупнейшие княжества и земли). В 1097 г. в город Любеч съехались князья из разных земель Киевской Руси и провозгласили новый принцип отношений между собой: «Пусть каждый держит отчину свою». Его принятие означало, что князья отказались от лествичнои системы наследования княжеских престолов (он доставался самому старшему во всей великокняжеской семье) и перешли к наследованию престола от отца

к старшему сыну в пределах отдельных земель. К середине XII в. политическое раздробление Древнерусского государства с центром в Киеве было уже свершившимся фактом. Считают, что внедрение принятого в Любече принципа было фактором распада Киевской Руси. Впрочем, не единственным и не самым главным. Политическая раздробленность была явлением неизбежным.

В чем состояли ее причины? На протяжении XI в. русские земли развивались по восходящей линии: росло население, крепло хозяйство, усиливалось крупное княжеское и боярское землевладение, богатели города. Они все менее зависели от Киева и тяготились его опекой. Для поддержания порядка внутри своей «отчины» у князя было достаточно сил и власти. Местные бояре и города поддерживали своих князей в их стремлении к самостоятельности: они были ближе,

теснее связаны с ними, лучше могли защитить их интересы. К внутренним причинам добавились внешние. Набеги половцев ослабляли южнорусские земли, население уходило из беспокойных земель на северо-восточные (Владимир, Суздаль) и юго-западные (Галич, Волынь) окраины. Киевские князья слабели в военном и экономическом смысле, падали их авторитет и влияние в решении общерусских дел.

Негативные последствия политического дробления Руси сосредоточены в военно-стратегической области: ослабла обороноспособность перед лицом внешних угроз, усилились межкняжеские распри. Но у раздробленности были и положительные аспекты. Обособление земель способствовало их экономическому и культурному развитию. Распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал.

Причины монголо-татарского нашествия

Монгольское нашествие на Русь В XII веке кочевые монгольские племена занимали значительную территорию в центре Азии. В 1206 году съезд монгольской знати – курултай – провозгласил Тимучина великим Каганом и присвоил ему имя Чингисхан. В 1223 году передовые войска монголов во главе с полководцами Джабеем и Субидеем совершили нападение на половцев. Не видя другого выхода, те решили прибегнуть к помощи русских князей. Соединившись, те и другие выступили по направлению к монголам. Дружины переправились через Днепр и двинулись на восток. Сделав вид, что отступают, монголы заманили сводную армию к берегам реки Калки.

31 мая 1223 года состоялась решающая битва. Войска коалиции действовали разрозненно. Не прекращались споры князей друг с другом. Некоторые из них вообще не приняли участие в битве. Как следствие – полный разгром. Однако тогда монголы не пошли на Русь, т.к. не имели достаточных сил. В 1227 году Чингисхан умер. Он завещал соплеменникам завоевать весь мир. В 1235 году курултай принял решение начать новый поход в Европу. Его возглавил внук Чингисхана – Батый.

Этапы монголо-татарского нашествия

В 1236 году, после разорения Волжской Булгарии, монголы двинулись к Дону, на половцев, разбив последних в декабре 1237 года. Затем на их пути встало Рязанское княжество. После шестидневного штурма Рязань пала. Город был разрушен. Отряды Батыя двинулись на север, во Владимир, разорив по пути Коломну и Москву. В феврале 1238 года войска Батыя приступили к осаде Владимира. Великий князь тщетно пытался собрать ополчение для решительного отпора монголам. После четырехдневной осады Владимир был взят штурмом и подожжен. Укрывавшиеся в Успенском соборе города жители и княжеская семья сгорели заживо.

Монголы разделились: часть из них подошла к реке Сить, а вторая осадила Торжок. 4 марта 1238 года русские потерпели жестокое поражение на Сити, князь погиб. Монголы двинулись к Новгороду, однако, не дойдя ста верст, повернули. Разоряя города на обратном пути, они встретили неожиданно упорное сопротивление города Козельска, жители которого семь недель отражали монгольские атаки. Все-таки взяв его приступом, хан назвал Козельск «злым городом» и сравнял с землей.

Нашествие Батыя на Южную Русь датируется весной 1239 года. В марте пал Переславль. В октябре – Чернигов. В сентябре 1240 года главные силы Батыя осадили Киев, принадлежащий в то время Даниилу Романовичу Галицкому. Киевлянам удалось целых три месяца сдерживать полчища монголов и только ценой огромных потерь те смогли овладеть городом. Уже к весне 1241 года войска Батыя были на пороге Европы. Однако, обескровленные, они вскоре вынуждены были вернуться на Нижнюю Волгу. На новый поход монголы уже не решились. Так Европа смогла вздохнуть с облегчением.

Последствия монголо-татарского нашествия

Русская же земля лежала в руинах. Города были сожжены и разграблены, жители пленены и уведены в Орду. Многие города после нашествия так и не были восстановлены. В 1243 году Батый организовал на западе монгольской империи Золотую Орду. Захваченные русские земли не вошли в ее состав. Зависимость этих земель от Орды выражалась в том, что над ними нависла обязанность ежегодной выплаты дани. Кроме того, именно золотоордынский хан теперь утверждал русских князей на правление своими ярлыками-грамотами. Таким образом, ордынское владычество установилось над Русью почти на два с половиной столетия.

БОРЬБА РУССКОГО НАРОДА ПРОТИВ ИНОЗЕМНЫХ ЗАХВАТЧИКОВ (XIII – XV вв.) В XIII в. над русскими землями нависла грозная опасность. Монгольские племена объединились под предводительством одного из племенных вождей – Тимучина. В 1206 г. на курултае (съезде) он был провозглашен великим ханом и принял имя Чингисхан. Кочевые племена монголов были очень многочисленными, но родовые порядки обеспечивали участие в войне всех мужчин поголовно. Войско делилось на десятки, сотни, тысячи и десятки тысяч (тьмы) и характеризовалось железной дисциплиной. В течение короткого времени Чингисхан завоевал Восточную Сибирь, Северный Китай и Среднюю Азию. Завоевания Северного Китая дали возможность монголам использовать его культурный потенциал. На вооружении армии Чингисхана оказались китайские стенобитные и камнеметательные машины, используемые при осаде городов. Во время похода монголов в Индию полководцы Джебе и Субэдэй отделились от главной армии и через Закавказье вторглись в Европу, где на их пути оказались половцы. Половцы, столкнувшись с монголо-татарскими войсками, обратились к русскому князю Мстиславу Удалому за помощью. На «съезде» Киевского, Черниговского, Галицкого и некоторых других князей было принято решение об оказании помощи соседям. Битва произошла на реке Калке в Приазовье 31 мая 1223 г. Союзные войска потерпели поражение, одной из причин которого, явилось отсутствие единого командования, ни один из старших князей не желал подчиняться другому. Однако монгольские войска после победы внезапно ушли на соединение с Чингисханом. Чингисхан завоеванные земли разделил между сыновьями на «улусы». Западный улус был отдан старшему сыну Джучи. После смерти Чингисхана (1227 г.) его трон занял сын Удэгэй, а западный улус занял сын Джучи – Бату (Батый), чьи владения простирались до Волги. После таких широких завоеваний монголо-татарскую знать привлекли торговые пути, обладание которыми могло приносить большие доходы. В 1235 г. кочевая знать на курултае приняла решение об общемонгольском походе на Запад. В 1236 г. монголами была разбита Волжская Болгария и снова началась борьба с половцами. Субэдэй разбил войско на две облавы, левая шла по берегу Каспийского моря, степями Северного Кавказа к устью Дона, правая – очищала от половцев степи. Осенью 1237 г. царевичи на курултае приняли решение перед походом в земли венгров обезопасить себе тылы, т.е. разбить Северо-Восточную Русь. Поход возглавил хан Бату. В составе монгольских племен находилось племя татар, которое на Руси дало собирательное название завоевателям. Северо-Восточная Русь действительно имела значительные военные силы. Но северные князья не сумели оценить реальной опасности. Они считали, что монголо-татары – степняки, поэтому не пойдут в леса, а также полагали, что степняки не умеют брать города. К моменту нападения на Русь монголо-татар русские князья погрязли в усобицах и не сумели договориться о совместных действиях. Первым приняло на себя удар Рязанское княжество. Монголы послали послов князю Юрию Игоревичу с требованием покорности и десятины «во всем»? доходах, людях, конях. Но рязанские князья ответили отказом? «Аще нас не будет всех, то все ваше будет». Старший рязанский князь остался в столице, а младшие князья отошли к суздальской границе в надежде на помощь Владимирского князя. 16 декабря монголо-татары осадили Рязань, а 21 декабря Рязань пала. За Рязанью был захвачен Пронск с княжеской семьей, которую истребили. Большое сражение произошло в Коломне в начале 1238 г. Русские «бишася крепко», но устоять не могли. Русское войско почти целиком было истреблено. В битве смертельно был ранен хан Кулькан – единственный монгольский царевич, погибший во время западного похода. Народ сохранил сказание о Евпатии Коловрате, «рязанском ведьможе». Он был отправлен за помощью к Черниговскому князю и вернулся на пепелище. Евпатий настиг врага уже на Суздальской земле, и была сеча великая, где погибли все русские воины, и полегло немало противника. По легенде, сам Бату оценил русское мужество. Здесь следует, вероятно, сказать о соотношении сил воюющих сторон. В дореволюционной историографии утвердилась цифра в 300 тысяч воинов у монголо-татар. Но сегодня отечественные историки считают эту цифру завышенной, т.к. такую армию невозможно было прокормить, тем более каждый монгольский воин имел по три коня. Поэтому ученые склоняются к 40 тысячам всадников. Русские крупнейшие города насчитывали от 20 до 30 тысяч жителей, что давало возможность выставить при крайней опасности до 3-5 тысяч воинов. А города Северо-Восточной Руси, такие, как Ростов, Переяславль, Суздаль, Рязань, редко насчитывали больше 1000 жителей. Вряд ли все рязанские князья могли собрать войско в 5 тысяч воинов, да еще в короткий срок. У монголо-татар прекрасно работала разведка, и они хорошо были осведомлены о возможностях и состоянии дел у русских. Конечно, монголы действовали не всеми силами одновременно. Они действовали в непривычных условиях. Двигались в основном по руслам замерзших рек. Табунам не хватало корма. Русские князья не воспользовались этим преимуществом по разным причинам. Защитой для Русской земли оставалось только мужество ее воинов и горожан. Стойкости рязанцев, их упорному сопротивлению, их выходу в поле, обороне города в течение семи дней нужно отдать должное. Мужественно защищали Москву горожане во главе с воеводой Филиппом Нянько.

Как и в Западной Европе после периода феодальной раздробленности, на Руси в XIV–XV вв. – время формирования единого российского государства. В странах Западной Европы политическая раздробленность становится тормозом для развития экономики. Под влиянием экономических факторов политические границы были преодолены, произошло формирование единых национальных рынков и создание единых национальных государств (к XV в). На Руси процесс объединения шел по-другому. Конечно, экономические связи между отдельными княжествами развивались, но общий экономический рынок возник только в XVII в. На первое место выдвигались не экономические, а политические причины. В XIV– XV вв. очень остро встал вопрос о выживании русского государства, сохранении самобытности русского народа, его культуры и веры. Внешний вызов шел как с Востока – Золотая Орда, так и Запада – со стороны молодого и агрессивного Ливонского княжества. Возможные центры централизации: o Московское; o Тверское; o Новгородское княжества Победу одержало Московское княжество. Особый вклад в усиление Московского княжества внесли: Даниил Александрович (1276– 1303) – сын Александра Невского, Иван Данилович Калита (1325–1340), Дмитрий Донской (1359–1389) и Иван III (1462–1505). При князеДанииле произошло усиление Московского княжества, присоединение к Москве Коломны, Переславля, Можайска. Иван Калита ускорил процесс объединения русских земель: перехватил у великих князей «ярлык» на великое княжение, получил у Орды право сбора дани с русских земель, укрепил и отстроил столицу княжества – Москву, а в период его княжения митрополит переехал из Владимира в Москву. При великом князе Дмитрии Донском произошли важные события в объединительном процессе. Москва стала крупным экономическим и политическим центром. Московский князь имел в своем распоряжении хорошо вооруженное войско. Усиление Москвы позволило Дмитрию Донскому вступить в открытую борьбу с монголо-татарами. Наибольшее значение для формирования единого русского государства имела его победа на Куликовом поле в 1380 г. В военно-политическом отношении Куликовская битва показала, что русская армия может сражаться на равных и побеждать такого сильного противника. Духовно-нравственный смысл победы – возрождение чувства национальной гордости и национального достоинства, единение русских земель на основе православной веры. Завершающая фаза в объединительном процессе связана с деятельностью Ивана III (1462–1505). В этот период к Московскому княжеству были присоединены Ростов (1474), Великий Новгород (1478), Тверь (1485). Наиболее крупным достижением Ивана III было окончательное свержение татаро-монгольского ига в 1480 г. Свержение монголо-татарского ига обеспечило Руси условия для интенсивного экономического, политического и культурного развития. Возрос авторитет московского княжества как на Востоке, так и на Западе. С этого времени Русь вновь стала существовать как независимое государство восточной Европы, появляется наименование государства «Россия» и российский герб – двуглавый орел. В 1457 г. был принят Судебник первого кодекса законов единой России, где было закреплено единое устройство и управление, введено единое московское войско, закреплен Юрьев день, положивший начало крепостному праву. Таким образом, в целом централизованное Московское государство было создано, но оно значительно отличалось от европейских: в политическом устройстве, уровне развития экономических отношений, социальной структуре, религии. В московском государстве ярко преобладают черты восточной цивилизации. Это проявилось в том, что объем и авторитет княжеской власти возрастает, княжеский аппарат подминает под себя институты народного самоуправления – вече, были уничтожены городские вольности и привилегии. Отток денег в Золотую Орду препятствовал появлению «третьего сословия», опоры городской самостоятельности в странах Западной Европы. Войны с монголо-татарами привели к тому что, в ходе их была уничтожена большая часть дружинников-феодалов.

В нашей истории царствование царя Ивана Васильевича Грозного, составляющее половину лет XVI столетия, есть одна из самых важных эпох. Оно важно как по расширению русской территории, так и по крупным и знаменательным событиям и изменениям во внутренней жизни.

Итак, в январе 1547 года, когда Ивану было 16 лет его, короновали в Успенском соборе Московского кремля. По «чину венчания» он стал именоваться «царем и великим князем всея Руси».

К концу 40-х гг. XVI века при молодом царе складывается кружок придворных деятелей «Избранная рада», которые вместе с ним энергично занялся наведением порядка в государстве. По сути «Избранная рада была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Реформы «рады» были направлены на централизацию государства (а, по сути, были изначально связаны с идеей ограничения царской власти). Они привели к крупным военным и внешнеполитическим успехам. Таким как завоевание Казанского ханства, Астрахани, присоединение Башкирии и т.д.

В 1550 году был принят Судебник, который усиливал контроль над судебной деятельностью наместников и волостей. Важные реформы были проведены в центральном и местном управлении. В Москве складывается система приказов – бояре и дьяки с помощниками управляли различными делами (Посольский приказ – внешними связями с окрестными государствами; Разрядный – дворянским войском, руководил военными действиями; Поместный – наделял землями служивых людей и т.д.) Так же было принято Уложение о службе, которое установило единый порядок военной службы с поместий и вотчин. Было учреждено стрелецкое войско. Английский посол Д Флетчер так писал о стрельцах: «Пехоты получающей постоянное жалование, царь содержит до 12 тысяч человек, называемых стрельцами. Из них 5000 должны находиться в Москве или в ином месте, где бы не имел пребывание царь, и 2000 при самой его особе…»

В 1560 году царь разгоняет «Избранную Раду» и начинает править по - другому.

Центральным событием истории XVI века стала опричнина. Теперь выделялась государева опричнина, своеобразный личный удел государя всея Руси. Остальная часть государства именовалась земщиной. Земли, которые были взяты в опричнину, представляли собой уезды с давно развитым феодальным землевладением, служилые люди которых были исконной опорой великокняжеской власти.

В течение 7 лет, с 1565 по 1572год, в Московском государстве разгорался и пылал «пожар лютости» (записи экзекуторов красноречиво свидетельствуют о свирепости опричников. О многолетнем любимце царя Малюте Скуратове в связи с Новгородским разгромом 1570 г. писали: «По отчету Валюты, он убил 1490 новгородцев, из ружей убиты 15 человек».)

Царский указ одинаково сгонял с земли и удельного князя, владельца наследственной территории, и мелкого служивого человека. В этом уравнении родовитого вельможи с безродным служивым человеком в качестве жертвы царского недоверия и гонения ярко проявила себя политическая сущность опричнины. Власть, по мнению царя, должна внушать всем, покушающимся на нее, страх. Боятся власти должны все подданные независимо от их общественного положения. Своей опричниной царь, несомненно, достиг укрепления режима личной неограниченной власти. Народ заплатил за это страшную цену. В России 70-80 гг. развозился настоящий хозяйственный кризис – запустение сел, деревень, городов, гибель огромной массы людей, бегство многих на окраины.

После позорного поражения опричного войска и сожжения Москвы крымцами и победы над ними объединенного земско-опричного войска М.И. Воротынского год спустя царь заявил об отмене ненавидимой народом опричнины. Однако она оставила тяжелые последствия. В стране широкое распространение получили разбои, волнения. Запустение земель приняло страшные размеры, некому было работать. Власти, пытаясь спасти положение, организуют описание земель и запрещают переход крестьян от одного владельца к другому в Юрьев день. Помещики получают податные льготы, дворянам жалуют новыми землями. Но эти меры, принятые в конце правления Ивана Грозного, не могли дать каких-либо заметных и быстрых результатов.

18 марта 1584 года царь Иван IV Грозный умер. Сказались долгие годы борьбы, страха, расправ и покаяний. Люди, окружавшие трон, трепетали перед ним, но плели интриги; поговаривали, что они-то и помогли ему уйти в мир иной – подложили в пищу отраву.

Подводя итог эпохе Ивана Грозного, можно сказать, что при всех ее успехах она оставила тяжелое наследство и привела к печально знаменитому в истории Отечества Смутному времени.

Общенациональный кризис конца XVI - начала XVII вв.: причины, события, последствия

смута династия романов церковный раскол

Причины:

Одной из непосредственных причин историки называют династический кризис. Смена царя данного богом, на царя, избираемого - на обычного человека, привела к потери доверия народа, а это рано или поздно приводит монархию к падению:

В течение более семи веков на Руси правила династия Рюриковичей. Никакие другие фамилии не имели права на престол.

Массовые репрессии Ивана Грозного обрушились на оставшихся Рюриковичей. Большинство их было уничтожено.

Иоанн Грозный ненамеренно убил в гневе старшего сына наследника престола царевича Ивана, что прервало главную линию, так как потомства у царевича Иоанна не было. Младший сын Царевич Феодор Иоаннович не был подготовлен к правлению государством: «се не царь, а пономарь»,- говорил про него отец. Символично, что на коронации он, устав, отдал тяжелые для него государственные реликвии - скипетр и державу, в руки Бориса Годунова.

После смерти бездетного царя Федора Иоанновича (в 1598г) власть перешла его жене, царице Ирине, но Ирина отказалась от престола и постриглась в монашество.

Земский собор единодушно избирает на царство Бориса Федоровича Годунова. Но родовитые бояре и князья, потомки Рюрика и Гедемина, затаили в душе злобу и зависть к новому царю "выскочке", потомку татарского мурзы на русском престоле.

Гибель при невыясненных обстоятельствах отрока Дмитрия, который при отсутствии собственных детей у царя Феодора оставался единственным наследником и претендентом на царствование. Исходя из принципа «кому это выгодно?» - можно предположить, что инициатором возможного убийства царевича Дмитрия был Борис Годунов.

Все беды, которые обрушились на Россию, воспринимаются как гнев божий за неправильный выбор царя.

Не менее важными являются экономические предпосылки:

Россия вошла в 17 век с тяжелым наследием разорения страны в период опричнины.

Три года, с 1601 по 1603, были неурожайными, даже в летние месяцы не прекращались заморозки, а в сентябре выпадал снег. Разразился страшный голод, жертвами которого стало до полумиллиона человек.

Массы народа стекались в Москву, где правительство раздавало деньги и хлеб нуждающимся. Однако эти меры лишь усилили хозяйственную дезорганизацию.

Помещики не могли прокормить своих холопов и слуг и выгоняли их из усадеб.

Социально-политические причины способствовавшие «смуте»:

Уходя от налогового бремени, многие русские люди бежали на окраины страны, превращаясь в вольных людей - казаков.

Правительство, обеспокоенное массовым бегством тяглого населения временно запретило переход крестьян от одного владельца к другому и установило пятилетний срок розыска и возврата беглых тяглецов на старое место. Что привело к полному закрепощению крестьян.

Голодный народ, оставшийся без средств к существованию занимался грабежом и разбоем, усиливая общий хаос.

Противоречие в сознание разных слоев населения: государство - как народный союз и государство - как вотчина княжеской династии.

Конфликт церкви и светской власти.

Внешнеполитические проблемы:

Последствия Левонской войны.

Ослабление Московского государства позволяет агрессивным соседям надеяться на захват русских территорий.

Появление в Польше самозванцев провоцирует интервенцию.

События смуты

Краткая хронология «смуты» такова:

1598 г. - пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова;

1601-1603 гг. - неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной напряженности в стране;

1605г. - смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I;

1606-1610 гг. - правление Василия Шуйского;

1606-1607 гг. - крестьянское восстание под руководством Болотникова. Лжедмитрий II;

1609 г. - втягивание в войну Польши и Швеции. Начало польской интервенции;

1610-1612 гг. - «семибоярщина»;

1611-1612 гг. - первое и второе ополчения, освобождение Москвы от польских интервентов;

1613 г. - начало династии Романовых.

Историки выделяют три основных этапа смуты:

Первый этап (1598 - 1605) - династической период, представляет собой борьбу за московский престол, которая велась между различными претендентами и носила характер придворной интриги и завершилась воцарением

Бориса Годунова. Но его умеренный и непоследовательный курс, не смог разрешить стоявших перед обществом проблем, что повлекло за собой перенесение «смуты» из дворца в народные массы.

Второй этап (1605 - 1609) - период социальной борьбы - характеризуется полным распадом государственного порядка, падением политической самостоятельности Москвы вследствие социального междоусобия. В гражданскую войну втягиваются все слоев общества: дворянства, крестьянства, казачества. На этом этапе происходят частые смены правителей, задерживавшихся

на престоле весьма непродолжительное время (Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, "семибоярщина"). Однако никто из них не оказался способным стабилизировать ситуацию в стране.

Третий этап (1610 - 1613) - период национального сопротивления.

Это время попыток восстановления государственной самостоятельности и общественного порядка, разрушенных в ходе гражданской войны и польско-шведской интервенции. В этих условиях важную роль в спасении государства сыграла Русская Православная Церковь и патриарх Гермоген. Гермоген не только отказался сотрудничать с интервентами, но и всячески побуждал русский народ к организации сопротивления. Таким образом, всенародная война против польских интервентов в глазах народа приобрела освободительный, законный характер. Решением Земского собора был выбран новый царь Михаил Романов не потому, что был чем-то лучше других претендентов, а потому, что устроил, в конечном счете, всех - бояр, дворянство, казачество и духовенство. Будет ошибкой считать, что с избранием Романова на царство «смута» закончилась. Перед новым правителем возникли чрезвычайно сложные задачи преодоления розни и восстановления государства и государственного порядка. Уставшее от смутных времен общество стремилось к консолидации. Тяжелым оказался процесс обуздания вольного казачества, которое угрожало самой идее стабилизации. Главной проблемой для правительства Михаила Романова стало завершение освобождения страны от интервентов. Поляки и шведы не спешили признать Романовых и, пользуясь слабостью, Московского государства, стремились к его дальнейшему завоеванию.

Вернувшийся в 1619 г. Филарет, отец государя, был избран патриархом. Человек властный и решительный, он по сути дела оттеснил на второй план своего сына и с новым титулом «великого государя» сосредоточил в своих руках управление страной. Первые годы царствования Михаила Федоровича во многом были определены Смутой, последствия которой ощущались во всех сферах жизни.

Последствия

Последствия смутного времени можно трактовать как с отрицательных позиций, так и найти множество положительных последствий. Смута - страшное и тяжелое время для Российского государства:

Страшное разорение и запустение страны, в описаниях того времени упоминается множество пустых деревень, из которых крестьяне "сбежали" или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскими людьми". По некоторым данным погибло до трети населения.

Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

В 1617 г. со Швецией был подписан Столбовской мир, по которому Россия теряла выход к Балтийскому морю.

В 1618 г. заключено Деулинское перемирие. Россия потеряла Смоленск и северские земли, но в страну возвратились русские пленные.

В России возродилось самодержавие и крепостное право. Но иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало.

Смута - необходимое потрясение, своего рода «революция»:

Народ сумел отстоять независимость и воссоздать государственность.

Перемена в составе и значении Земских соборов. На соборы призывались выборные и от «простых» людей. Обстоятельства заставляли тогда общество принимать прямое участие в общественных делах.

Произошла смена господствующего класса, постепенно исчезло родовитое боярство, а вместо него стало появляться зарождающееся дворянство. Что привело к отмене местничества в 1682 г., а потом легло в основу петровской табели о рангах 1722 г.

Отношения с Западом начинают составлять основу всей политической и экономической, идеологической и военной истории России. Эти отношения выражали две противоположные, но взаимосвязанные тенденции: первая представляла Запад «в образе врага», вторая характеризовала его как «пример для подражания».

Признание московского патриаршества, интронизация первого Московского патриарха Иова. Признание автокефалии Москвы, как самостоятельной национальной поместной Церкви.

Усиливается незыблемость православной веры и недопустимость отступлений от ценностей национальной религии и идеологии.

Народ стал уже не таким безропотным, послушным и бессловесным. Недовольство становится и до конца века остается главной нотой в настроении народных масс.

Церковный раскол: причины, сущность, последствия

В ходе Церковного раскола XVII века можно выделить следующие ключевые события:

1652 г. - церковная реформа Никона

1654, 1656 гг. - церковные соборы, отлучение и ссылка противников реформы

1658 г. - разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем

1666 г. - церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам.

1667-1676 гг. - Соловецкое восстание.

- отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковной реформы патриарха Никона (1653 - 1656 гг.); религиозно-общественное движение, возникшее в России в XVII в. (См. схему «Церковный раскол») В 1653, желая укрепить Русскую православную церковь, патриарх Никон приступил к осуществлению церковной реформы, призванной ликвидировать разночтения в книгах и обрядах, накопившиеся за долгие столетия, и унифицировать богословскую систему на всей территории России. Часть церковнослужителей во главе с протопопами Аввакумом и Даниилом предлагали при проведении реформы опираться на древнерусские богословские книги. Никон же решил использовать греческие образцы, что, по его мнению, облегчит объединение под эгидой Московской патриархии всех православных церквей Европы и Азии и тем самым усилит его влияние на царя. Патриарха поддержал царь Алексей Михайлович, и Никон приступил к реформе. На Печатном Дворе начался выпуск исправленных и вновь переведенных книг. Вместо старорусской была введена греческая обрядность: двоеперстие было заменено троеперстием, символом веры был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и т.д. Нововведения были закреплены Собором русского духовенства в 1654 году, и в 1655 году одобрены константинопольским патриархом от имени всех восточных православных церквей. Однако реформа, проводимая поспешно и насильственно, без подготовки к ней русского общества, вызвала сильное противоборство в среде русского духовенства и верующих. В 1656 году защитники старых обрядов, признанным лидером которых стал протопоп Аввакум, были отлучены от церкви. Но эта мера не помогла. Возникло течение старообрядцев, создавших свои церковные организацию. Массовый характер раскол приобрел после решения Церковного собора 1666-- 1667 гг. о казнях и ссылках идеологов и противников реформы. Старообрядцы, спасаясь от преследования, уходили в далекие леса Поволжья, европейского севера, в Сибирь, где основывали раскольничьи общины - скиты. Ответом на преследования так же стали акции массового самосожжения, запощевания (голодной смерти). Движение старообрядцев приобрело и социальный характер. Старая вера стала знамением в борьбе против усиления крепостничества. Наиболее мощно протест против церковной реформы проявился в Соловецком восстании. Богатый и знаменитый Соловецкий монастырь открыто отказался признать все новшества, введенные Никоном, повиноваться решениям Собора. В Соловки было послано войско, но монахи затворились в монастыре, оказали вооруженное сопротивление. Началась осада монастыря, длившаяся около восьми лет (1668 - 1676г.). Стояние монахов за старую веру послужило примером для многих. После подавления Соловецкого восстания усилились гонения на раскольников. В 1682 году были сожжены Аввакум и многие его сторонники. В 1684 году последовал указ, по которому староверов надлежало пытать, а в случае не покорения - сжечь. Однако и эти репрессивные меры не ликвидировали движение сторонников старой веры, их число в XVII в. постоянно росло, многие из них покинули пределы России. В XVIII в. наметилось ослабление преследования раскольников правительством и официальной церковью. Тогда же в старообрядчестве наметилось несколько самостоятельных течений.

Причины

В перспективе Алексей Михайлович видел объединение православных народов Восточной Европы и Балкан. Но, как говорилось выше, на Украине крестились тремя перстами, в Московском государстве - двумя. Следовательно, царь стоял перед проблемой идеологического плана - навязать всему православному миру (который давно уже принял нововведения греков) собственные обряды либо подчиниться господствовавшему троеперстному знамению. Царь и Никон пошли вторым путем.

В результате первопричиной церковной реформы Никона, расколовшей русское общество, являлась политической - властолюбивое желание Никона и Алексея Михайловича об идее мирового православного царства, основанного на теории «Москва - третий Рим», получившая в данную эпоху второе рождение. К тому же восточные иерархи (т.е. представители высшего духовенства), зачастившие в Москву, постоянно культивировали в умах царя, патриарха и их окружения идею о будущем главенстве Руси над всем православным миром. Семена упали на благодатную почву.

В результате, «церковные» причины реформы (приведение в единообразие отправление религиозного культа) занимали второстепенное положение.

Причины реформы имели, несомненно, объективный характер. Процесс централизации Русского государства - как один из централизаторских процессов в Истории - неизбежно требовал выработки единой идеологии, способной сплотить вокруг центра широкие массы населения.

Сущность

Церковный раскол и его последствия. Крепнущее русское самодержавие, особенно в эпоху складывания абсолютизма, требовало дальнейшего подчинения церкви государству. К середине XVII в. выяснилось, что в русских богослужебных книгах, которые переписывались из столетия в столетие, накопилось много описок, искажений, изменений. То же происходило и в церковных обрядах. В Москве по вопросу исправления церковных книг было два разных мнения. Сторонники одного, к которому примыкало и правительство, считали необходимым править книги по греческим подлинникам. Им противостояли "ревнители древнего благочестия". Кружок ревнителей возглавил Стефан Вонифатьев - царский духовник. Работа по проведению церковной реформы была поручена Никону. Властолюбивый, с сильной волей и кипучей энергией, новый патриарх вскоре нанёс первый удар "древнему благочестию". По его указу исправление богослужебных книг стало производится по греческим подлинникам. Были унифицированы и некоторые обряды: двоеперстие при крестном знамении заменялось троеперстием, менялся строй церковной службы и пр. Первоначально оппозиция Никону возникла в духовных кругах столицы, главным образом со стороны «ревнителей благочестия». Протопопы Аввакум и Даниил написали царю возражения. Не достигнув цели, они стали распространять свои взгляды среди низших и средних слоев сельского и городского населения. Церковный собор 1666-1667 гг. объявил проклятие всем противникам реформы, предал их суду "градских властей", которые должны были руководствоваться статьей Уложения 1649 г., предусматривавшей сожжение на костре всякого, "кто возложит хулу на господа бога". В разных местах страны запылали костры, на которых гибли ревнители старины. После собора 1666-1667 гг. споры между сторонниками и противниками реформы постепенно приобрели социальный оттенок и положили начало расколу в русской православной церкви, возникновению религиозной оппозиции (староверия или старообрядчества). Старообрядчество - сложное движение, как по составу участников, так и по существу. Общим лозунгом был возврат к старине, протест против всех новшеств. Иногда в действиях старообрядцев, уклонявшихся от переписи и от выполнения повинностей в пользу феодального государства, можно разгадать социальные мотивы. Примером перерастания религиозной борьбы в социальную является Соловецкое восстание 1668-1676 гг. Началось восстание как чисто религиозное. Местные монахи отказались принять новонапечатанные "никонианские" книги. Монастырский собор 1674 г. вынес постановление: "стоять и биться против государственных людей" до смерти. Лишь с помощью монаха-перебежчика, который показал осаждавшим потайной ход, стрельцам удалось ворваться в обитель и сломить сопротивление восставших. Из 500 защитников монастыря в живых осталось только 50. Кризис церкви проявился также в деле патриарха Никона. Осуществляя реформу, Никон, отстаивал идеи цезарепапизма, т.е. превосходства духовной власти над светской. Вследствие властолюбивых замашек Никона в 1658 г. произошел разрыв между царём и патриархом. Если реформа церкви проводимая патриархом, отвечала интересам русского самодержавия, то теократизм Никона явно противоречил тенденциям растущего абсолютизма. Когда Никону доложили о гневе царя на него, он публично сложил с себя сан в Успенском соборе и уехал в Воскресенский монастырь.

Последствия

Следствием раскола стала определенная путаница в народном мироощущении. Старообрядцы воспринимали историю как «вечность в настоящем», т. е. как поток времени, в котором каждый имеет свое четко обозначенное место и несет ответственность за все им содеянное. Идея Страшного суда для старообрядцев имела не мифологический, а глубоко нравственный смысл. Для новообрядцев же идея Страшного суда перестала учитываться в исторических прогнозах, стала предметом риторических упражнений. Мироощущение новообрядцев было меньше связано с вечностью, больше- с земными нуждами. Они в определенной степени эмансипировались, восприняли мотив быстротечности времени, у них появилось больше материального практицизма, желания совладать со временем для достижения быстрых практических результатов.

В борьбе против старообрядцев официальная церковь вынуждена была обращаться за содействием к государству, волей-неволей сделав шаги в сторону подчинения светской власти. Алексей Михайлович этим воспользовался, а его сын Петр окончательно расправился с самостоятельностью православной церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм.

Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников. Они проявляли исключительную духовную стойкость, отвечали на репрессии акциями массового самосожжения, когда люди горели целыми родами и общинами.

Оставшиеся старообрядцы внесли своеобразную струю в русскую духовно-культурную мысль, многое сделали для сохранения старины. Они были более грамотными, чем никониане. Старообрядчество продолжило древнерусскую духовную традицию, предписывающую постоянный поиск истины и напряженный нравственный тонус. Раскол ударил по этой традиции, когда после падения престижа официальной церкви светская власть установила контроль над системой образования. Наметилась подмена главных целей образования: вместо человека - носителя высшего духовного начала стали готовить человека, выполняющего узкий круг определенных функций.

54.

Предпосылки возникновения абсолютной монархии в России сложились еще во второй половине 16 в., при Иване 4. К концу 17 в. начинает складываться абсолютная монархия как тип государственной власти. Период абсолютизма прошли в своем развитии все европейские государства. Монархию можно считать абсолютной, если она обладает следующими признаками:

· Сосредоточение всей власти в руках одного монарха,

· Наличие сильного бюрократического аппарата,

· Наличие постоянной армии,

· Произошла ликвидация сословно-представительных учреждений.

Однако, совпадая по своей форме с абсолютными монархиями в Европе, российская монархия была иной по социально-экономическому содержанию. Особенностью абсолютизма в России было то, что он возник не на основе развития капиталистических отношений, как в Европе, а на основе крепостнических отношений. Социальной базой абсолютизма в России были не дворяне и буржуазия, как в Европе, а крепостническое дворянство, служилое сословие и купечество.

Характерными чертами политики периода абсолютной монархии были:

· расширение территории,

· закрепощение крестьян,

· усиление роли государства,

· регламентация прав и обязанностей всех сословий.

Экономической основой российского абсолютизма было мануфактурное производство, барщинное хозяйство и складывающийся всероссийский рынок.

С середины 17в. при царе Алексее Михайловиче стали формироваться некоторые элементы абсолютизма. Так, реже стали созываться Земские Соборы, упала роль Боярской Думы и выросла роль приказной бюрократии, началось изживание основных принципов феодальной службы (местничества), увеличилась солдатских и рейтерских полков иноземного строя, что приближало войска к регулярной армии. Кроме того, выросла роль светской культуры, Россия постепенно вливалась в систему Европейских государств (мир с Речью Посполитой, присоединение к антитурецкой коалиции).

Юридическое оформление абсолютизма форсированными темпами началось при Петре 1. Это выразилось в том, что Россия в 1721 г. была объявлена империей, а Петр – императором. Законодательная формула абсолютизма в толковании 20 Артикула Воинского Устава выглядела так: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять». «Духовный регламент» 1721 г. содержит такое определение: «Император Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный. Повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

Началось строительство новых органов власти и управления: создан Сенат (1721), учреждена должность Генерал-прокурора (1722), приказы были заменены коллегиями, проведена реформа местного самоуправления, упразднено Патриаршество (1700), вместо него создан Синод (1718). Сюда же можно отнести появление государственной росписи расходов и доходов, переход к подушному обложению, а также создание «Табели о рангах», заложившей единые принципы выслуги по военной и гражданской службе. В 1722 г. появился Генеральный Регламент, Устав гражданской службы, Воинский и Морской уставы. Указ о престолонаследии 1722 г. давал право императору самому назначать наследника престола.

Экономической политикой периода абсолютизма стало поощрение торговли. Развитие горного дела, мануфактур и сельского хозяйства, связанного с нуждами государства, армии и флота. Это выращивание технических культур, овцеводство, коннозаводство, винокурение, лесное хозяйство. Новой стороной деятельности государства стало открытие и описание новых земель. Появилась в абсолютистском государстве и новая идеология. Распространились переводы трудов европейских политиков и юристов, появилось сочинение сподвижника Петра 1 Ф. Прокоповича «Правда воли монаршей», где обосновывается идея сильной самодержавной власти.

Оформление абсолютизма происходило в жестких формах – выросли повинности крестьян и посадских людей, были введены многочисленные чрезвычайные налоги и сборы, население сгоняли на строительство дорог, каналов, крепостей, что вызывало многочисленные случаи гибели людей.

Оформившись при Петре 1, абсолютная монархия продолжала укрепляться при Анне Иоановне, Елизавете, Екатерине II.

55.

Северная война (причины, ход, итоги)

ПРИЧИНЫ:

К 1700 году Швеция была господствующей державой на Балтийском море и одной из ведущих европейских держав. Территория страны включала значительную часть побережья Балтики: всё побережье Финского залива, современную Прибалтику, часть южного побережья Балтийского моря. Каждая из стран Северного союза имела свои мотивы для вступления в войну со Швецией.

Для России получение выхода к Балтийскому морю было в этот период важнейшей внешнеполитической и экономической задачей. В 1617 году по Столбовскому мирному договору Россия была вынуждена уступить Швеции территорию от Ивангорода до Ладожского озера и, тем самым, полностью лишилась прибалтийского побережья. В ходе войны 1656—1658 годов часть территории в Прибалтике удалось возвратить. Были захвачены: Ниеншанц, Нотебург и Динабург; осаждена Рига. Однако возобновление войны с Речью Посполитой вынудило Россию подписать Кардисский мирный договор и вернуть Швеции все завоёванные земли.

Начало войны:

Начало войны характеризуется непрерывной чередой шведских побед. 12 февраля 1700 года войска Саксонии осадили Ригу, однако успеха не добились. В августе того же года датский король Фредерик IV начал вторжение в Гольштейн-Готторпское герцогство на юге страны. Однако войска 18-летнего шведского короля Карла XII неожиданно высадились под Копенгагеном. Дания была вынуждена заключить 7 (18) августа Травендальский мирный договор и отказаться от союза с Августом II (о союзе с Петром тогда ещё не было известно, так как Россия не начала военных действий).

В течение 1707 года шведская армия находилась в Саксонии. За это время Карлу XII удалось восполнить потери и существенно укрепить свои войска. В начале 1708 шведы двинулись в направлении Смоленска. Принято считать, что первоначально они планировали основной удар в направлении Москвы. Положение русских осложнялось тем, что Петру I не были известны планы противника и направление его движения.

После победы под Полтавой Петру удалось восстановить Северный союз. 9 октября 1709 года в Торуни был подписан новый союзный договор с Саксонией. А 11 октября был заключён новый союзный договор с Данией, по которому она обязалась объявить войну Швеции, а Россия — начать военные действия в Прибалтике и Финляндии.

ХОД:

Начало

Северная война (1700—1721) — война между Швецией и Северным союзом (Россия, Саксония, Польша, Дания) за гегемонию на Балтике. В 1700 г. Петр I подписал перемирие с Турцией и, объявив Швеции войну, двинулся на Нарву...

Перелом

Успехи русских войск вынудили Карла XII повсеместно перейти к стратегической обороне и, таким образом, период 1708 – 1715 гг. явился временем коренного перелома в ходе Северной войны.

Итог

В апреле 1721 г. в г.Ништадте (Финляндия) открылся мирный конгресс, который завершился подписанием 30 августа 1721 г. мирного договора между Россией и Швецией на условиях, предложенных русским правительством. Заключением Ништадского мира закончилась Великая Северная война – война за возвращение России выхода к Балтийскому морю.

Причины

1России нужен выход к Балтийскомиу морю.

2Россия нуждалась в торговых путях в Европу.

3Приобретение России новых земель в Прибалтике,

Ход

Первое сражение- поражение России(19.11.1700-Битва под Нарвой)

Декабрь 1701г- Эрестфер(Швеция)- первая победа Русских

В 1702г- Взятие русскими крепости Нотебург(Русские прозвали ее "Орешек")

Май 1703 Устье Невы-Русские захватили Ниеншанц-Россия получила выход к балтийскому морю(16 мая 1703г- основание Санкт-Петербурга)

1704г-Русские взяли крепость Нарву, тем самым закрепив свою позицию на балтике.

1708г- Русская армия разгромила Шведский корпус Левенгаупта в Деревне Лесной(Русские забрали все продовольствия и оружие шведов)

Май 1709 Уничтожение Запорожской сечи

Июнь 1709 Победа Русских и захват шведского короля Карла 12 в плена(Село Крутой берег)- Переломная победа Русских.

Итоги:

Россия поучила выход к Балтийскому морю, торговым связям с Европой.

Победа Русских

56.

Эпоха дворцовых переворотов началась в России, со смертью Петра I. За короткий период времени, на русском престоле побывало большое количество правителей. Главная историческая причина эпохи дворцовых переворотов в России - указ Петра I «О престолонаследии». Он изменил порядок передачи власти, и теперь Император мог сам назначить своего приемника. А вот завещать престол кому-либо Петр I не успел. 28 января 1725 года Петра Алексеевича не стало. С этого момента, в России, и началась «Эпоха дворцовых переворотов».

Русский престол стал предметом противоборства между различными политическими кланами. Значимую роль в борьбе между представителями знатных дворянских фамилий стала играть гвардия. Переход власти от одного самодержавца к другому, в Эпоху дворцовых переворотов, осуществлялся с большой легкостью. Дело в том, что эти перевороты не меняли политического строя в государстве, лишь меняли правителя. Со сменой правителя происходила и перегруппировка сил при дворе. Одни семьи дворян, из правящих, переходили в «оппозицию» и ждали удобного момента для очередного переворота. Другие же переходили из «оппозиции» в класс правящей элиты, и всеми способами пытались сохранить свое влияние.

После смерти Петра I русской императрицей стала Екатерина I, и правила она с 1725 по 1727 годы. Фактически вся власть в этот период находилась в руках Александра Даниловича Меншикова. Не изменилась ситуация и в первые несколько месяцев правления Петра II. Позже Меншиков был сослан в ссылку, и ключевую роль при дворе стал играть Верховный тайный совет в лице клана Долгоруких и Голицыных. Петр II правил с 1727 по 1730. Следующим правителем России в период Эпохи дворцовых переворотов стала Анна Иоанновна. Она правила ровно десять лет, с 1730 по 1740 годы. Эти годы ознаменованы засильем в Российской Империи иностранцев, авантюристов и личностей весьма сомнительных. Процветало казнокрадство и бюрократия. С 1740 по 1741 год власть над русским обществом была в руках Иоанна Антоновича и его матери Анны Леопольдовны, провозглашенный регентшей малолетнего императора.

В среде русского общества росло недовольство засильем немцев, и под эту ноту на престол в ходе переворота взошла дочь Петра I – Елизавета Петровна. Правление Елизаветы Петровны стало глотком свежего воздуха, триумфом русского национального самосознания, после унизительной политики Анны Иоанновны. Наследником Елизаветы Петровны стал племянник Императрицы - Петр III Федорович. Правил он с 1761 по 1762 год. Вошел в русскую историю как император - самодур, укравший у России победу в Семилетней Войне. Летом 1762 года русский престол заняла Екатерина II, жена Петра III.

Большую роль в этом дворцовом перевороте опять же сыграла гвардия. Преемником Екатерины II стал Павел I. Павел Петрович был сыном Екатерины и Петра III. Павел I издал новый указ о престолонаследии, согласно которому, власть переходила от отца к старшему сыну. Эпоха дворцовых переворотов в России, закончилась со смертью Павла I, который был убит заговорщиками. Новым Императором России стал его сын Александр I.

Россия во время правления Екатерины II

Россия в первое время правления Екатерины II. Известие о смерти Петра III произвело на общество сильное отрицательное впечатление, молва тут же связала это с именем императрицы. В народе пошел слух, что Петр III выступал за интересы простых людей и потому его убрали, что народный заступник Петр Федорович спасся от рук своих губителей и скоро объявится.

Мирович и его сторонники сумели захватить крепость, но, отворив дверь каземата, поручик увидел, что Иван Антонович мертв: стражники выполнили приказ императрицы. Мирович был казнен. Последний легитимный правитель, кроме Павла, 10-летнего сына Екатерины II, был устранен.

Екатерина II начала практиковать щедрую раздачу дворянам наград, чинов, государственных земель, населенных крестьянами. Все армейские части она отдала в подчинение своим сторонникам, отменила армейские нововведения Петра III, утвердила заготовленный им указ о ликвидации Тайной канцелярии.

Как только Екатерина убедилась, что прочно удерживает власть, она разорвала указ о создании ограничившего ее власть Императорского совета. Екатерина II стала превращаться в самодержавную, разумную и просвещенную правительницу, которая понимала, что старыми методами управлять страной нельзя.

Екатерина II пришла к власти в то время, когда в Европе наступала эпоха Просвещения с ее верой в благодатную роль Разума, Науки, с критикой феодальных и церковных устоев, с надеждой на просвещенных монархов. Все шире распространялись понятия правового государства и гражданского общества, где права человека на жизнь, частную собственность, свободу слова и передвижения защищались иконами и где все граждане были равны перед законом. Лозунг приближающейся Великой французской революции «Свобода, равенство, братство уже витал в воздухе. Посвященная часть европейского общества стремилась искоренить прогнившие черты абсолютистских режимов, по без революционных потрясений. Бунт черни был страшен верхам общества. Смысл просвещенного абсолютизма включался для них в том, что именно монарх должен пронести реформы, убрать с дороги прогресса все, что мешало Развитию рыночных отношений, подъему науки и техники.

Новые явления в европейской жизни не прошли мимо русского двора. Екатерина II являлась вполне человеком своего времени. По ее мнению, именно ей, образованной, широкомыслящей самодержавной правительнице, предстояло перевести страну на современные цивилизационные рельсы. Это означало, что в России должны появиться новые законы, обязательные для всего населения, управление страной должно быть разумным и гибким, коррупция и казнокрадство — искоренены. Екатерина II была первым русским монархом, который поставил перед обществом вопрос об ограничении крепостной неволи, и все же ей были глубоко чужды идеалы парламентских государств. Это объяснялось тем, что Россия находилась лишь в начале цивилизационного буржуазного пути. Здесь было сильное дворянство, которое черпало свою мощь в феодальной земельной собственности, крепостном труде крестьян, в многочисленных привилегиях.

Крепостное право являлось основой всей экономики страны по объективным причинам. Государство имело лишь одну возможность для получения постоянных средств — это режим крепостного права. Включить в податные сословия свою главную опо


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: