В системе методов ценообразования определение цен на новые товары и Применительно к товарам широкого потребления фирмами западных стран применяются следующие методы установления цен: а) «снятие сливок» («skimming») и б) «прорыв на рынок» («penetration»). Методы «снятия сливок» и «прорыва на рынок» скорее можно отнести к методам ценовой политики, чем методам ценообразования. Практика же ценообразования в основном базируется на нормативно-параметрических методах ценообразования.
Метод «снятие сливок»
Этот метод предполагает установление высоких цен на новую продукцию и рассчитан на относительно обеспеченные слои покупателей, для которых характерным является демонстрационный результат покупки. При внедрении нового товара на рынок там практически отсутствуют конкуренты или их очень мало, в связи с чем фирма, внедряющая новый товар, обладает монопольным положением.
Метод «прорыв на рынок»
Данный метод предполагает обратное: фирма начинает продажу нового товара с низкой цены, чтобы товар как можно скорее достиг стадии роста жизненного цикла на рынке и в сравнительно короткий срок - по причине низкой цены - для него был создан массовый рынок. Обеспечение окупаемости товара происходит за счет массовости продаж. Эта политика соответствует рынку с высокой эластичностью спроса по цене и ее применяют к товарам, совершенно новым и неизвестным покупателям. Кроме того, она требует особой осторожности, так как неудача означает разорение фирмы.
35. Сущность, предмет, метод, задачи планирования производственно – хозяйственной деятельности предприятия.
Планирование как процесс включает обоснование:
- миссии предприятия;
- принципов функционирования предприятия;
- целей и задач долгосрочного и среднесрочного развития предприятия;
- планируемых показателей деятельности и эффективности;
- способов достижения заданных параметров;
- тактики развития предприятия и показателей, ее характеризующих;
- средств реализации плана, включая ресурсное обеспечение, информационное сопровождение.
План - это модель будущего развития и состояния предприятия (организации, учреждения), выраженная количественными и качественными параметрами его деятельности и способами их достижения.
Объектом планирования являются конкретные предприятия, организации, их объединения, государственные структуры, регионы, отрасли, межотраслевые образования.
Субъектом планирования является структурное подразделение или другие физические, юридические лица, занимающиеся разработкой и обоснованием плана
36. Принципы и методы планирования производственно – хозяйственной деятельности предприятия.
Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности на предприятии.
1. Принцип единства предполагает единое направление плановой деятельности на предприятии. Этот принцип реализуется при системном подходе к планированию.
2. Принцип участия показывает, что каждый работник предприятия становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемых функций.
3 Принцип непрерывности означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно.
4. Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств
В практике управления производственно-хозяйственной деятельностью предприятий используются различные методы планирования:
Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана. Например, балансовый метод увязывает производственную программу с производственной мощностью предприятия, трудоемкость производственной программы с численностью работающих. На предприятии составляются балансы производственной мощности, рабочего времени, материальный, энергетический, финансовый и др.
Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень показателей. В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
37. Система планов на предприятии и их взаимосвязь
В зависимости от того, какой горизонт (период) времени охватывают планы, составленные организацией, планирование разделяют на три типа:
Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени, более 5 лет, например, 10,15 и 20 лет. Такие планы определяют долговременную стратегию предприятия, включая социальное, экономическое и научно-технологическое развитие.
Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. Такие планы разрабатываются в соответствии с перспективным планом и конкретизируют ориентиры и задачи его на более короткие промежутки времени.
Краткосрочное планирование - это разработка плана на один год. Краткосрочные (текущие) планы разрабатываются наиболее детально, включают в себя конкретные способы использования ресурсов предприятия, необходимых для достижения целей, определенных в среднесрочных и долгосрочных планах.
Все три типа планирования должны быть увязаны между собой, не противоречить друг другу, а наоборот более низкий по уровню план должен обеспечивать выполнение плановых показателей более высокого по уровню плана По содержанию плановых решений выделяют:
Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу. Определяются наиболее общие глобальные направления деятельности организации. Российские организации, действующие в условиях предельно высокой неопределенности, разрабатывают стратегии на среднесрочный период (5 лет). Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней среды, порождающей неопределенность будущего. Разрабатывая стратегию своего развития, организация обеспечивает себе конкурентные преимущества на рынке и, тем самым, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Тактическое планирование имеет дело с решениями о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный период и является заботой среднего и низшего управленческого звена.
38. Внутрифирменное стратегическое планирование (а). Задачи и функции стратегического планирования (б).
(а) Стратегические планы, как правило, на российских предприятиях являются долгосрочными и процесс долгосрочного планирования включает три стадии:
1) экономическое прогнозирование,
2) стратегическое планирование,
3) разработка долгосрочного плана.
Экономический прогноз - это многовариантная гипотеза о возможных направлениях и результатах деятельности предприятия в перспективе, а также нужных для их достижения ресурсах и организационных мерах.
Стратегическое планирование предусматривает разработку прежде всего глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п.
На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики.
Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы.
Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы, а также разрабатывают новые возможности предприятия
(б)
1) Стратегический план задает перспективное направление развития предприятия, определяет основные виды деятельности, позволяет увязать в единую систему все основные направления деятельности, а также позволяет лучше понимать структуру потребности, процессы планирования, продвижения и сбыта продукции, механизмы формирования рыночных цен.
2) устанавливает каждому подразделению предприятия конкретные и четкие цели, которые согласуются с общей стратегией развития предприятия.
3) обеспечивает координацию усилий всех функциональных служб предприятия.
4) стимулирует менеджеров предприятия лучше оценивать свои слабые и сильные стороны с точки зрения конкурентов, возможностей, ограничений и изменений окружающей среды.
5) определяет альтернативные действия предприятия на долгосрочный период.
6) создает основу для распределения ограниченных экономических ресурсов.
7) демонстрирует возможность фактического применения основных функций планирования, организации, управления, контроля и оценки деятельности предприятия, как единую систему современного менеджмента.
39. Структура стратегического плана
Главной формой планирования и организации предприятия является стратегический план экономического и социального развития, в котором все задания плана распределяются по годам на определенный период времени и выполняются самостоятельно предприятием.
При разработке стратегического плана предприятие должно исходить из долгосрочных задач компании, сообщаемых вышестоящей организацией: контрольных цифр, долговременных экономических нормативов, лимитов, а также прямых заказов потребителей и органов материально-технического снабжения на продукцию или работы предприятия (компании).
Контрольные цифры включают следующие показатели:
- объем производства продукции или работ в стоимостном выражении;
- чистая прибыль;
- валютная выручка;
- совершенствование технологических процессов или другие важнейшие показатели научно-технического прогресса;
- рост производительности труда.
Долговременны нормативы:
- плата за производственные фонды, трудовые, природные ресурсы;
- отчисления в виде налогов в государственный и региональный и местный бюджеты;
- амортизационные отчисления, предназначенные на полное восстановление основных фондов, в централизованный фонд развития производства;
- образование фонда развития производства, науки и техники предприятия;
- соотношение между приростом средней заработной платы и приростом производительности труда.
В основу расчета плановых показателей заложена система научно обоснованных технико-экономических норм и нормативов по видам работ, затратам труда, сырья, ресурсов и нормативов использования производственных мощностей.
Разделы плана:
Производство и реализация продукции. Рассчитывается выработка продукции в натуральном и стоимостном выражении, производственная мощность, основные фонды, степень использования основных фондов и производственных мощностей.
Техническое обслуживание и организация производства. Содержанием данного раздела являются задания по повышению технического и организационного уровня предприятия и качества продукции. (рассчитываются затраты, сроки внедрения, экономическая эффективность и источники финансирования + планируются капитальный ремонт)
Повышение экономической эффективности производства. Определяется степень улучшения использования требуемых ресурсов. Этот раздел плана дает четкое представление об относительной экономии потребляемых ресурсов и путях ее достижения.
Плановые нормы и нормативы. Определяются все прогрессивные нормы и нормативы использования производственных мощностей, труда, сырья, энергии, оборотных средств, на основе которых разрабатываются все разделы плана.
Инвестиционная деятельность. Показывается характер инвестиционной деятельности, т.е. куда идут инвестиции (в создание новых подразделений, в расширении производства, техническое перевооружение). Показываются изменения в составе основных фондов и производственных мощностей.
Материально-техническое обеспечение. Раздел необходим для опре-деления потребности в материально-технических средствах.
Труд и заработная плата. Определяется общая численность работаю-щих по категориям и профессиям, необходимый фонд заработной платы, производительность труда и трудоемкость продукции.
Себестоимость продукции, прибыль и рентабельность производства. Определяются затраты на производство продукции, услуг и всех видов работ, себестоимость отдельных видов продукции.
Финансовый план. Отражаются в стоимостной форме результаты рас-четов по предыдущим разделам.
Охрана окружающей среды и рациональное использование природ-ных ресурсов.
Основные технико-экономические показатели. Показывается уровень и степень улучшения всех основных показателей производственно-хозяйственной деятельности по сравнению с предыдущим периодом.
40. Текущее планирование производственной деятельности предприятия.
Текущее планирование охватывает годовой период. Основой составления планов по конкретным направлениям деятельности предприятия являются задачи, которые определяются в натуральных или денежных количественных показателях.
Показатели рынка служат исходными данными для планирования деятельности предприятия. Узловым в системе планов является планирование сбыта, прибыли и финансов.
Разработка текущего плана должна начинаться с подразделений. Планы по подразделениям разрабатываются в виде бюджетов или смет. После разработки бюджетов подразделений проводится их анализ и выявление несоответствий.
В текущем годовом плане предприятия конкретизируются прогнозы, долгосрочные, перспективные мероприятия и показатели.
При разработке текущего плана выполняют комплекс организационных и планово-расчетных работ:
а) детально анализируются производственно-хозяйственная деятельность и ход выполнения перспективных и долгосрочных планов за прошедшие годы
б) сопоставляются качество и ассортимент выпускаемой продукции с качеством и ассортиментом продукции других конкурирующих предприятий
в) разрабатываются мероприятия и программы по росту эффективности производства
г) осуществляется сбор предложений работников предприятия по улучшению качества продукции и всей работы коллектива, организации труда, производства и повышению его эффективности;
д) уточняются действующие и разрабатываются новые прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы использования оборудования, затрат рабочего времени, нормы расхода материалов, топлива, энергии и других производственных ресурсов.
Планирование рыночных цен на продукцию
Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Но в то же время на отдельные виды товаров цены могут регулироваться государством. В зависимости от степени участия государства в регулировании цен они могут быть: фиксированные, регулируемые и свободные.
При планировании цен на продукцию предприятие может применять следующие основные методы ценообразования:
· на основе издержек
· с ориентацией на уровень конкуренции
· с ориентацией на спрос
· параметрические методы
На основе издержек – цена товара образуется путем добавления наценки к себестоимости товара (затратный метод). Пример:
· Метод «средние издержки плюс прибыль» – заключается в прибавлении к средним издержкам на единицу продукции различных надбавок, покрывающих не включенные в себестоимость затраты, платежи, а также прибыль.
· Метод установления цены с ориентацией на уровень конкуренции.
· Метод ценообразования с ориентацией на спрос.
Процесс ценообразования чрезвычайно сложен и зависит от множества факторов:
· уровня спроса
· наличия товаров-субститутов
· эластичности спроса
· государственного регулирования цен
· уровня цен на продукцию предприятий-конкурентов и др.
Фирма в рамках плана маркетинга разрабатывает политику цен, т.е. систему стандартных правил определения цен для типовых сделок продажи товаров.
К типовым ценовым политикам относятся:
· установление цены выше, чем у конкурентов («политика снятия сливок»)
· установление цены на уровне конкурентов (нейтральная политика)
· установление цены ниже, чем у конкурентов (политика ценового лидерства)
Политика цен зависит от общих целей предприятия – форсирование рынка и максимизация прибыли либо сохранение позиций.
Стратегия ценообразования должна ответить на вопрос: как должна себя вести фирма (предприятие) в тех или иных ситуациях на рынке, чтобы с помощью эффективной ценовой политики привлечь покупателей к своей продукции.
Выбранная стратегия определяет дальнейшую политику цен.
42. Оперативно – производственное планирование предприятия
Оперативно-производственное планирование (ОПП) –это продолжение текущего планирования, характеризующее разработку и установление системы количественных и качественных показателей деятельности предприятия. ОПП является последним уровнем плановой деятельности и выражается в виде конкретных плановых заданий для цехов, участков и рабочих мест, определённых во времени и пространстве.
Суть ОПП: разработка конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени (месяц, декаду, сутки, смену, час) как для предприятия в целом, так и для его подразделений, и оперативное регулирование хода производства по данным оперативного учета и контроля.
Основная задача: организация равномерной, ритмичной и слаженной работы всех производственных подразделений предприятия.
Особенность: разработка взаимосвязанных и взаимообусловленных плановых заданий всем подразделениям предприятия непосредственно сочетается с организацией их выполнения.