Соискатель степени магистра представляет в ГАК:
– диссертационную работу;
– задание на ВКР;
– отзыв научного руководителя;
– рецензию на ВКР;
– справку о внедрении;
– оценочный лист (приложение Ж); – раздаточный материал к МД.
Защита МД проводится на открытом заседании ГАК в соответствии с утвержденным графиком защиты работ. В процессе защиты студент делает доклад продолжительностью не более 10 минут. Необходимым элементом выступления является обращение студента к раздаточному материалу, который перед защитой предлагается каждому члену ГАК.
Выступление по диссертационному исследованию (доклад) должно раскрыть практическое значение результатов работы. Доклад к МД должен содержать цель, задачи, объект, предмет исследования, положения научной новизны, выносимые на защиту, с последовательным раскрытием их сущности.
К тексту доклада должен быть приложен дополнительный (раздаточный) материал.
Для защиты студенту необходимо подготовить 6 вариантов раздаточного материала (5 – для членов комиссии, 1 – для себя). В раздаточный материал помещаются вспомогательные для доклада таблицы, графики, рисунки, диаграммы, формулы и т. д. Раздаточный материал необходим для доказательства выдвигаемых положений и обоснования выводов и предложений. Также для защиты МД магистрант может подготовить презентации, слайды и т. д. В случае их наличия необходимо заранее предупредить секретаря ГАК о необходимости использования в ходе защиты технических средств (мультимедийного проектора, кадаскопа и т. д.).
|
|
Требования к оформлению раздаточного материала такие же, как и к самой работе. Титульный лист на раздаточный материал оформляется в соответствии с приложением И.
В ходе защиты уточняются знания студента, а также определяется степень самостоятельности выполнения работы, и на этой основе выводится окончательная оценка. Студент должен быть готов к ответу на любой вопрос в пределах темы исследования.
Основными критериями оценки качества ВКР на защите являются:
1. Актуальность проблемы исследования, ее теоретическая и практическая значимость.
2. Степень законченности ВКР. Отражение в тексте работы результатов теоретического и эмпирического исследований.
3. Соответствие структуры и содержания ВКР поставленным целям и задачам исследования.
4. Грамотность, логическая последовательность и систематичность изложения, сбалансированность теоретической и эмпирической частей текста.
5. Методическая обоснованность эмпирического исследования. Соответствие методик целям исследования, адекватность количественного и качественного оценивания, точность количественных измерений, репрезентативность выборки, используемый арсенал математических методов.
|
|
6. Качество защиты. Четкость и ясность устного выступления, знание своей работы и современного состояния исследуемой проблемы, аргументированность ответов на вопросы. Использование иллюстративного материала (схем, диаграмм, таблиц и др.).
Допускается защита МД на иностранном языке (например, для студентов, прошедших стажировку за границей). Для организации защиты такой работы необходимо:
– представить, кроме собственно диссертации, ее развернутый реферат на русском языке, включающий титульный лист (с подписями), содержание работы, выводы по разделам и заключение (выводы) по работе. Эти материалы должны быть размножены по числу членов ГАК;
– обеспечить присутствие переводчика на заседании ГАК;
– включить в состав ГАК по усмотрению председателя 1–2 членов из числа преподавателей ВГУ, свободно владеющих иностранным языком.
По ходу заседания ГАК присутствующие могут выступать (задавать вопросы) как на иностранном, так и на русском языках.
Членам ГАК предоставляется право задавать вопросы по теме исследования. Полнота и глубина ответа студента в значительной мере влияют на оценку защиты МД.
Обсуждение результатов защиты работ происходит на закрытом заседании ГАК. При этом оценивается уровень МД, учитывается отзыв научного руководителя, внешняя рецензия, справка о внедрении (использовании) результатов работы на практике, выступление студента и его ответы на вопросы членов ГАК. Принимается во внимание теоретический уровень и практическое значение диссертации, а также умение студента доложить ее результаты, проявить свои знания. Решение об оценке МД принимает ГАК большинством голосов открытым голосованием. При равенстве голосов решающим является голос председателя ГАК.
Магистерская диссертации и ее защита оцениваются по следующей шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценок приведены в приложении Ж.
Решения по каждой МД фиксируются в оценочном листе ВКР, в протоколе заседания ГАК, зачетной книжке студента, задании на выполнение МД и на последнем листе работы (приложение В).
Апелляции по выставленным оценкам не принимаются.
Магистрант, получивший неудовлетворительную оценку, имеет право на повторную защиту в следующем году. Он отчисляется из университета с академической справкой установленного образца.
6. ПОРЯДОК ПРОХОЖДЕНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИК
Одним из элементов учебного процесса подготовки магистров направления «Менеджмент» является научно-исследовательская и научнопедагогическая практика, которая способствует закреплению и углублению теоретических знаний студентов, полученных при обучении, приобретению и развитию навыков самостоятельной научно-исследовательской работы и педагогической деятельности. В процессе прохождения практики студент приобретает опыт сбора и обработки практического материала, показывает способность критически оценить теоретические положения и действующую методологию учета, анализа, внутреннего и внешнего контроля в организациях различных форм собственности. Практика обеспечивает преемственность и последовательность в изучении теоретического и практического материала, предусматривает комплексный подход к предмету изучения.
Прохождение практики осуществляется в соответствии с учебным планом и утвержденной программой практики и завершается составлением отчета о практике и его защитой.
Продолжительность научно-исследовательской практики (для дневного отделения – 5 курс, 10 семестр, для вечернего и заочного отделений – 8 курс, 16 семестр) – 7 недель.
|
|
Продолжительность научно-педагогической практики (для дневного отделения – 6 курс, 12 семестр, для вечернего и заочного отделений – 7 курс, 14 семестр) – 7 недель.
Цель научно-исследовательской практики – закрепление, расширение и углубление теоретических знаний, полученных студентом при изучении дисциплин магистерской программы, предусмотренных учебным планом; приобретение и развитие практических навыков самостоятельного ведения научно-исследовательской работы и подготовка к написанию магистерской диссертации.
Основные задачи практики:
– закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в процессе изучения дисциплин магистерской программы;
– овладение навыками самостоятельной научно-исследовательской деятельности в профессиональной области;
– изучение магистрантами современной методологии научного исследования;
– изучение современных методов сбора, анализа и обработки научной информации, выбор оптимальных методов исследования;
– организация проведения научного исследования магистрантами в соответствии с современной методологией науки, соблюдение этапности и логики в проведении научного исследования;
– активизация и стимулирование творческого подхода магистрантов к проведению научного исследования;
– овладение умениями изложения полученных результатов в виде отчетов, публикаций, докладов на семинарах и научных конференциях.
Содержание научно-исследовательской практики
Местом прохождения практики могут выступать:
– производственные предприятия и другие коммерческие организации различных организационно-правовых форм;
– организации финансово-банковской сферы;
– научно-исследовательские организации; – государственные учреждения; – подразделения ВГУ.
Содержание практики определяется индивидуальной программой, которая разрабатывается студентом совместно с руководителем и утверждается руководителем магистерской программы. Программа должна быть тесно связана с темой диссертационного исследования.
|
|
В ходе практики должны быть определены источники получения информации (первичные документы, учетные регистры, внутренняя отчетность, бухгалтерская отчетность организации и т. п.), способы обработки и обобщения данных (таблицы, графики, диаграммы, формулы расчетов и т. п.), порядок формирования данных в тексте магистерской диссертации и приложении к ней.
Работа по сбору и обработке теоретических, нормативных и методических материалов определяется содержанием первой, имеющей теоретический (теоретико-методологический) характер части выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). Эта работа начинается после утверждения темы диссертационного исследования и продолжается в течение научно-исследовательской практики. До начала практики должны быть выявлены проблемы в области теории, методики, нормативного регулирования, а в процессе практики подтверждена их актуальность и практическая значимость.
Предложения и рекомендации, разработанные студентом в ходе практики, могут иметь теоретический, методический или практический характер, касаться всех вопросов темы, они должны быть грамотно сформулированы и письменно оформлены. Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении К.
Цель научно-педагогической практики – приобретение практических навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, выработка умений применять полученные знания при решении конкретных вопросов, а также приобретение навыков педагогической деятельности при проведении лекций, практических занятий и руководстве НИР студентов.
Основные задачи практики:
– получение новых знаний о средствах обеспечения реализации образовательных стандартов, видах профессиональной педагогической деятельности;
– изучение структуры образовательного процесса в образовательном учреждении и правил ведения преподавателем отчетной документации;
– закрепление знаний профилирующих курсов и общих курсов по педагогике и психологии о методиках преподавания дисциплин направления «Менеджмент» в аудиториях разных уровней образования и специализации;
– апробация результатов научно-исследовательской работы студента за время обучения по магистерской программе на практике;
– сбор, систематизация и обобщение теоретического и практического материала для проведения учебных занятий;
– разработка методического обеспечения проведения занятий (разработка Рабочих программ по читаемым курсам, подбор литературы, подготовка теоретического материала, практических заданий, тестов, кейсов и т. п.);
– проведение занятий в соответствии с утвержденным научным руководителем планом на экономическом факультете ВГУ;
– овладение современными технологиями обучения, методическими приемами проведения лекционных и практических занятий;
– консультация и контроль выполнения студентами проектов, тестов, контрольных работ и других видов самостоятельной работы;
– участие в текущей аттестации студентов;
– ознакомление с использованием современных компьютерных технологий в образовании (Рабочие программы, по читаемым курсам оформляются в бумажном и электронном виде с использованием программы
«Форма ввода рабочих программ»);
– овладение навыками устной и письменной речи на уровне, обеспечивающем высокое качество педагогической деятельности;
– получение и развитие навыков ведения учебно-воспитательной работы.
Содержание научно-педагогической практики
Местом прохождения практики является экономический (или другой) факультет ВГУ в соответствии с местом педагогической деятельности научного руководителя.
Совместно с руководителем студент определяет дисциплину или иные виды педагогической нагрузки (для проведения занятий со студентами бакалаврских направлений или спецкурс, связанный с программой подготовки магистров) и темы, по которым он должен провести аудиторные занятия для студентов дневного, вечернего или заочного отделения. Как правило, тема занятия должна быть связана с темой диссертационного исследования.
Для проведения занятий практикант должен разработать и согласовать с руководителем методическое обеспечение, включающее обоснование актуальности темы занятия, ее связь с предыдущими темами курса, основные теоретические положения темы, перечень вопросов, рассматриваемых на практических занятиях, методические указания к изучению каждого вопроса темы, перечень контрольных вопросов для студентов, задачи, тесты, кейсы и т. п., относящиеся к изучаемым вопросам. Кроме того, должен быть представлен список рекомендуемой (основной и дополнительной) литературы к каждому разделу темы (в соответствии с ГОСТом) с указанием страниц, непосредственно относящихся к изучаемому разделу.
После проведения занятия практикант обсуждает его результаты с руководителем, в случае необходимости вносит корректировки в методическое обеспечение занятия.
Итоги практики фиксируются в отчете и подводятся на методической конференции студентов (всех программ направления).
Виды работ |
1. Изучение литературы |
2. Знакомство со студентами |
3. Подготовка к лекциям |
4. Подготовка к практическим занятиям |
5. Обсуждение с руководителем плана проведения конкретного занятия |
6. Проведение лекционных занятий |
7. Проведение практических занятий |
8. Участие в методической конференции студентов |
9. Отчет на кафедре |
Требования к отчету о практике
Отчет о практике – основной документ, характеризующий работу студента во время практики. Объем отчета – не менее 30 страниц. Текст отчета должен быть отредактирован и напечатан через 1,5 интервала шрифтом 14 пт с соблюдением правил оформления научных работ, предусмотренных ГОСТом.
В отчет о научно-педагогической практике должно быть включено методическое обеспечение проведенных занятий (подробный конспект занятия, перечень контрольных вопросов, задачи, тесты, кейсы, список литературы и другое по согласованию с руководителем).
Защита отчета по практике:
– отчет предоставляется научному руководителю практики от ВГУ для проверки;
– руководитель выявляет, насколько полно и глубоко студент изучил круг вопросов, определенных программой практики;
– результаты прохождения практики обсуждаются на методической конференции студентов (всех программ направления), все присутствующие преподаватели и студенты имеют право задавать вопросы, связанные с научными и практическими результатами практики;
– дифференцированная оценка (5–4–3–2) выставляется научным руководителем с учетом итогов обсуждения на конференции.
Образец титульного листа отчета по практике приведен в приложении К.
Программа научно-педагогической практики для каждого магистра конкретизируется и дополняется в зависимости от специфики и характера выполняемой работы.
7. ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТ