Нравственность и здоровье. Формирование, правильного взаимоотношения полов

В Толковом словаре дается определение нравствен­ности как внутренних, духовных качеств, которыми ру­ководствуется человек, то есть правил поведения, опре­деляемых этими качествами. Нравственность – это один из основных способов регуляции действий чело­века в обществе с помощью моральных норм.

Нравственные основы личности, жизненные пози­ции в основном закладываются в семье. Жизнь семьи, поведение родителей' оказывают определяющее влияние на формирование нравственных качеств ребенка.

В.А. Сухомлинский говорил, что гражданское видение мира – это живая плоть и кровь нравственности. Он отмечал, что корни аморальных явлений в среде подростков и юношества (правонарушения, преступ­ления, пьянство), питаются ограниченностью, убожеством, примитивностью мира чувств.

В семье беспредельны возможности индивидуаль­ного распознавания способностей ребенка, передачи ему традиций, опыта, накопленного многими поколе­ниями.

Проблема взаимоотношения полов – одна из глав­ных проблем, волнующих молодежь. Перестройка организма, его функций, изменения в психике – существенные особенности периода полового созревания. Ес­ли человек не понимает, что именно с ним происходит, он испытывает дискомфорт, способный привести к серьезным психическим нарушениям. Но если человек не понимает, что происходит с окружающими его людьми, – он причиняет дискомфорт им, создавая тем самым благоприятную почву для конфликтов. Безопасные отношения полов – это отношения, не приводящие к физическим, психологическим и нравственным патологиям.

Формирование мужчины происходит прежде всего через формирование его отношения к женщине. Осоз­нание себя как мужчины происходит тогда, когда юно­ша понимает не только свои физиологические отли­чия, но и нравственные. Для молодого человека важно не только знать, что происходит с его сверстницей в физическом плане, но и уметь сопереживать ей. Формирование чувственной сферы имеет такое же значе­ние, как и приобретение знаний в области анатомии и.физиологии.

Понятие «норма» во взаимоотношениях людей весь­ма условна. Оно, зависит от конкретного исторического этапа развития общества, традиций и нравственных принципов существующих в нем. Тем не менее, есть общепринятые правила, выполнение которых позволя­ет сделать наше общение эффективным и безопасным.

Совокупность правил и норм поведения называется этикетом. Регламентирует поведение людей не только этикет, но и право. Право – это свод законов, регули­рующих поведение людей в обществе. Нарушение за­конов влечет за собой наказание.

В различных обществах и организациях существуют свои правила, которые обязаны выполнять их члены. Нарушение Устава организации влечет за собой исклю­чение из нее. Нормы и правила этикета не носят зако­нодательного характера. их нарушение не влечет за со­бой непосредственного наказания или исключения из какой-либо организации. главным регулятором этикета являютcя нормы общественной морали и нравствен­ные принципы самого индивида.

Что же побуждает человека следовать нормам этике­та? Во-первых, выполняя требования поведения, при­нятые в обществе или в определенном круге людей, мы тем самым ощущаем и демонстрируем свою принадлежность к этому кругу. Во-вторых, выполняя обще­принятые нормы, мы можем рассчитывать на доброже­лательное отношение к нам окружающих. Кроме того, придерживаясь определенных правил поведения, чело­век тем не менее сохраняет свою индивидуальность. Но мало кто задумывается над тем, что невыполнение норм этикета может повлечь за собой весьма неприят­ные последствия, а в некоторых случаях стать причи­ной физических и психических травм.

Основой любого этикета является уважительное от­ношение к женщине. Это связано исторически с соци­альной ролью женщины-матери. Кроме того, женский организм менее приспособлен к физическим нагрузкам и сильнее подвержен физическим и психическим травмам. В справочниках по этикету содержится масса рекомендаций запретов, которыми должен руководствоваться мужчина в своем отношении к женщинам. Но как показывает практика, выучить эти правила и следовать им – еще не означает правильно вести себя с женщиной.

Юношу научили подавать девушке руку при выходе из трамвая. Он вышел из вагона первым и ждет, когда выйдет его спутница, совершенно не обращая внима­ния на других (в том числе и пожилых) женщин. Он твердо усвоил правило этикета, но его выполнение не сделало его воспитанным человеком.

Всем известно правило: при входе в помещение мужчина должен открыть дверь и пропустить женщину вперед. Но в зависимости от того, куда открывается дверь, вести себя следует по-разному. Если дверь от­крывается от себя, мужчина будет поставлен в затруд­нительное положение: придерживая дверь, он будет на­ходиться в дверном проеме, и женщине придется не проходить, а протискиваться между ним и дверью. В этом случае следует войти самому и, придерживая дверь, дать возможность пройти спутнице. Получается, что правила поведения зависят от конструкции двери? Конечно, нет. Подходя с девушкой к двери, не надо вспоминать правило, а просто подумать о том, чтобы спутнице было комфортно и безопасно.

В темное помещение мужчина входит первым, тем самым заботясь о 6езопасности женщины, а не о том, как он при этом выглядит со стороны. Вверх по лест­нице мужчина идет чуть сзади дамы, независимо от длины ее юбки, чтобы поддержать спутницу, если она оступится. Соответственно вниз по лестнице мужчи­на идет чуть впереди дамы. Не обязательно, провожая девушку, забирать у нее сумочку – мужчина с дам­ской сумочкой в руках выглядит по меньшей мере странно, но помочь даме нести тяжелые вещи мужчи­на обязан всегда, независимо от того, его это спутни­ца или нет.

Есть нормы поведения мужчины, прямо не влияю­щие на безопасность женщины. Например, нельзя раз­говаривать с дамой сидя, особенно если она в этот мо­мент стоит, нельзя первым подавать ей руку, но здоро­ваться с дамой следует первым. Выполнение этих пра­вил создает базу для осознания мужчиной своей соци­альной роли и позволяет в более серьезных ситуациях вести себя по отношению к женщине по-мужски.

Рекомендации по безопасному поведению девушки можно разделить на две группы:

· как себя вести, чтобы не допустить нежелатель­ных последствий;

· как себя вести, если эти последствия наступили.

Девушки 17 лет, физически сформированные, – объект внимания не только своих сверстников, но и многих мужчин вообще. Для того чтобы избежать небезопасного вни­мания к себе, в первую очередь нужно не провоцировать мужчину. Короткая юбка, обтягивающая кофточка, яркая косметика подчеркивают женственность и вполне уместны в ситуациях, не предполагающих не­желательных последствий. Так можно выглядеть на до­машней вечеринке, школьном вечере или в компании очень близких друзей. Однако при этом нужно, пом­нить, что, по статистике, большой процент сексуаль­ных посягательств приходится на долю именно, знако­мых и друзей.

Многие правила поведения обусловлены конкрет­ной ситуацией. Если на увеселительных мероприятиях допустимо стремиться быть центром внимания; то в общественных местах (на улице, в магазине, в транспорте) такое стремление может привести к недоразуме­ниям и конфликтам.

Безопасное поведение на улице – это прежде всего умение правильно оценить обстановку.

Есть нормы этикета, которые обусловлены психоло­гическими особенностями человека. Например, во вре­мя танцевального вечера или дискотеки девушка не хо­чет танцевать с определенным человеком, мотивируя это фразой: «Я не танцую». Если после этого девушка действительно больше не будет танцевать или покинет зал – конфликта не будет. Но если она согласится тан­цевать с. другими молодыми людьми, она неминуемо станет объектом агрессии.

Спровоцировать конфликт в кругу своих сверстни­ков можно двусмысленным поведением, а порой и про­сто кокетством. Так, позволяя за собой ухаживать мо­лодому человеку, девушка тем самым дает ему основа­ния рассчитывать на ответную симпатию. Отсутствие у девушки встречного интереса к молодому человеку может вызвать у него агрессию по отношению к ней. Не­которые девушки осознанно или из кокетства прово­цируют конфликты между ребятами. Те, в свою оче­редь, начинают выяснять отношения между собой, бо­рясь за расположение этой девушки. Мало того, что провокация агрессии недопустима в любом случае, по­добное выяснение отношений может распространиться и на саму зачинщицу этой провокации.

Требования старших к девушке соблюдать скром­ность, хранить девичью честь и достоинство – это не только забота о том, как будет выглядеть девушка в гла­зах окружающих, но и стремление обеспечить ее безо­пасность.

Требования к поведению ребят часто воспринима­ются ими как ограничение их прав и свобод. Действи­тельно, кризис юношеского возраста способствует про­явлению различных асоциальных поступков и обще­ство, стремясь обезопасить себя, сохранить обществен­ный порядок, принимает определенные меры.

ЛЕКЦИЯ № 22


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: