Открылся Московский Художественно-Общедоступный театр 14 октября 1898 года спектаклем «Царь Федор Иоаннович». Открытие состоялось в театре «Эрмитаж» в Каретном ряду

Худ.театр возник в 1898 году. Открылся 14 октября трагедией Алексея Константиновича Толстого «Царь Федор Иоаннович», только что разрешенной цензурой. Первым исполнителем царя Федора в русском театре(не во МХАТе) был Павел Орленев – актер гастролер. Он и добился цензурного разрешения.

Эта пьеса заставила потрудиться МХАТ. Они ездили по старым русским городам, покупали кучу тряпья на нижегородской ярмарке, которое продавал разорившийся монастырь и ночное пребывание в кремлевских палатах, чтоб почувствовать атмосферу… (это все описано в «Моя жизнь в искусстве») Нем-Дан. Был убежден, что Федора должен играть Москвин. Станиславский видел в этом образе другое. Он хотел показать не только его расслабленность, несобранность, неумение управлять государством, но и его нервность и жесткость, потому что он всегда стоял рядом с отцом Иваном Грозным и видел, как рекой лилась кровь, и это должно было его закалить. И одним из претендентов на эту роль был Мейерхольд (был кастинг). Он много писал об этом своей жене в Пензу и подробно описывал репетиции Станиславского и свою влюбленность в него. И постепенно сам убеждался, что он на роль Федора не годится. В нем не было мягкости, присущей Федору. И Станиславский это понял. Немир. тайком репетировал с Москвиным. И когда Станиславский зашел в тупик, Немир. предложил ему посмотреть Москвина. И они убедили его! Москвин играл эту роль долго. Последний раз спектакль был показан 14 (27) октября 1949 года. Но Москвин тогда уже умер и играл последний исполнитель царя Федора - Борис Григорьевич Добронравов. Перед ним играл еще Хмелев(самый близкий к замыслу Станиславского образ).

На спектакль в 98 году собралось пол зала. Потому что критики постарались размыть это событие. Они писали, что это очередная забава купчика Алексеева и люди не верили, что этот спектакль их потрясет.

«Когда спектакль был сыгран для всех стало ясно, что родился театр с большим будущим,— вспоминал театральный критик П. М. Ярцев.— Это чувствовалось по тому тихому, полуудивленному, полувопрошающему вниманию, с каким был прослушан спектакль. Никаких восторгов в зале, и в антрактах тихо, суждения неуверенные — больше молчание. Что это красиво и интересно — в этом не могло быть разноречия, но об этом никто не говорил. Не говорили потому, что всеми ощущалось здесь что-то другое, и каждый сознавал, что оно-то и есть главное». Успех спектакля был общепризнанным.

Трагедия «Царь Федор Иоаннович», вторая часть исторической трилогии («Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович», «Борис Годунов»), была поставлена одновременно на сценах двух театров: Художественного театра и театра петербургского Литературно-художественного общества (частный театр А. В. Суворина). Пьеса, написанная в 1868 году и в течение 30 лет находившаяся под запретом цензуры, только в 1898 году, благодаря настойчивым хлопотам Немировича-Данченко в Москве и владельца собственного театра Суворина в Петербурге, была допущена на сцену. Но именно в Художественном театре пьеса зазвучала так, что это стало событием театральной и общественной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: