III. Требования к содержанию дипломного проекта и его разделов

Структурно содержание пояснительной записки дипломного проекта должно включать введение и заключение, четырех глав основной части, список литературы и приложение (если есть).

В таблице 1 представлены типовая структура основных частей дипломного проекта и рекомендуемое соотношение их объемов.


Таблица 1

Требования к структуре дипломного проекта

Типовая структура дипломного проекта Рекомендуемый объем, стр.
Титульный лист  
Задание на дипломное проектирование  
Содержание работы  
Введение  
Глава 1. (теоретическая)  
Глава 2. (аналитическая)  
Глава 3. (проектная)  
Глава 4. (экономическая)  
Заключение  
Литература  
Приложение  
Всего  

Отклонения от рекомендуемого объема могут составлять не более 15 %.

Во введении обосновывается важность и актуальность разрабатываемой темы для конкретного объекта дипломного проектирования, формулируется цель и задачи, решение которых необходимо для достижения поставленной цели, указывается объект и предмет исследования, описывается используемое методическое и фактологическое обеспечение, нормативно-правовая база и различные информационные источники, использованные в процессе выполнения дипломного проекта.

В теоретической части дипломник должен обосновать свою точку зрения на теоретические и методологические подходы к решению поставленных во введении задач.

Теоретическая часть состоит из трех параграфов – в двух дается изложение теоретических основ и общей проблематики, связанной с темой дипломного проекта и анализ информационных источников по теме исследования, а в третьем – приводится обзор нормативно-законодательной базы по отрасли страхования, являющейся объектом исследования в дипломном проекте. В содержании параграфов необходимо учесть все последние изменения в нормативно-законодательной базе, включить анализ и оценку публикаций ученых и практиков в области страхования.

В аналитической части дипломник должен продемонстрировать умение проводить комплексный финансово-экономический анализ деятельности организации с использованием современных методов эмпирического и теоретического исследования и экономико-статистических моделей.

Рекомендуемыми для использования являются:

· метод сравнений;

· графическое моделирование;

· статистические методы (регрессионный анализ, факторный анализ и др.).

Аналитическая часть состоит из двух разделов:

1. Комплексный анализ деятельности организации. Обязательным в этом разделе является анализ организационной структуры управления, функциональных связей и зависимостей между структурными подразделениями страховой организации. Выделение основных иерархических уровней управления следует дополнить анализом должностных функций и полномочий руководителей подразделений.

Основные организационно-экономические характеристики страховой организации должны сопровождаться комплексной оценкой ресурсного потенциала, включая общий анализ страхового портфеля, уровня страховых технологий и качества предоставляемых услуг, количественные характеристики результатов деятельности (уровень выплат, убыточность портфеля, АФР и т.д.) до проведения проекта мероприятий и т.д.

Анализ рекомендуется проводить по следующим направлениям:

· общая характеристика компании, изменений ее стратегических приоритетов за последние годы;

· анализ особенностей организационной структуры управления;

· анализ объема и ассортимента услуг (статистика по премиям и выплатам в разрезе видов страхования за ряд лет);

· анализ стратегии организации, маркетинговой стратегии, рекламной стратегии, стратегии управления персоналом, ценовой стратегии;

· анализ должностных инструкций, функций подразделений;

· анализ бизнес-процессов в организации;

· анализ используемых служебных документов и документооборота в организации;

· анализ корпоративной культуры, корпоративных норм и правил, традиций;

· анализ системы взаимоотношений персонала и уровня доверия в организации между коллегами, между руководителями и подчиненными;

· анализ маркетинговой, рекламной, PR деятельности организации;

· анализ коммуникативной и технической культуры персонала (использование программных продуктов и технических средств);

· анализ режима труда и отдыха, обеспечения безопасности работы персонала и соответствия рабочего места государственным требованиям;

· анализ системы оплаты труда с учетом определенных должностей и подразделений (формы, характер, размер оплаты), а также методы материального и нематериального стимулирования персонала;

· анализ системы управления изменениями в организации;

· анализ системы менеджмента качества в организации;

· анализ инвестиционной стратегии;

· анализ основных документов финансовой отчетности (баланса и отчета о прибылях);

· анализ основных показателей экономической эффективности.

Анализируя различные показатели, необходимо по возможности оценивать уровень потерь, с тем, чтобы в проектной части, планируя и реализуя конкретные мероприятия, выявленные потери ликвидировать или же сократить их размер.

Объем данного раздела – до 12-15 страниц.

Горизонтальный и вертикальный анализ баланса рекомендуется выполнять в следующей форме (см. табл. 2)


Таблица 2

Анализ баланса страховой организации

Статьи баланса Абсолютные величины, тыс. руб Удельные веса, % Изменения
на начало периода на конец периода на начало периода на конец периода в абсолютных величинах (гр.3 – гр. 2) в удельных весах, пунктах (гр. 5 – гр. 4) темп прироста (гр. 6 / гр. 2*100%) В % к изменениям итога баланса (гр. 6 / итог по гр. 6)
                 
                 
                 

После заполнения данной таблицы желательно дать графическую интерпретацию полученных результатов – отобразить структуру и динамику баланса на диаграммах. Также необходимо проанализировать Отчет о прибылях и убытках страховой организации.

По результатам проведенного комплексного анализа необходимо сделать выводы, в которых отразить как положительные стороны (стратегические преимущества, факторы стабильности и развития), так и общие проблемы и узкие места в деятельности организации.

2. Анализ деятельности организации в области, определенной темой дипломного проекта. Например, если тема дипломного проекта определена как «Разработка мероприятий по повышению мотивации персонала (на примере ОАО страховая компания «Гайде»)», то раздел 2 аналитической части может называться «Анализ системы мотивации и стимулирования персонала ОАО страховая компания «Гайде».

В данном разделе проводится анализ выбранной (согласно теме) функциональной области деятельности рассматриваемой страховой организации и соответствующей системы управления (в зависимости от темы дипломного проекта, это может быть, к примеру, система управления персоналом, или система маркетинга, или система управления финансами и т.д.). Анализируются задачи конкретной системы, принципы ее функционирования в данной организации, созданная там структура и управленческие коммуникации, кадровое, информационно-технологическое и документационное обеспечение. Делаются выводы относительно того, в какой степени существующая структура и параметры рассматриваемой системы управления обеспечивают выполнение ее задач.

В заключении данного раздела, по результатам проведенного анализа студент должен сформулировать основные проблемы и узкие места в системе управления функциональной областью, определенной темой дипломного проекта.

Если тема дипломного проекта связана с моделированием бизнес-процессов, то необходимо проанализировать, как конкретный бизнес-процесс осуществляется в данной страховой компании, выявить присущие используемой технологии проблемы и предложить способы ее усовершенствования.

Проектная часть должна содержать разработку управленческих мероприятий, направленных на разрешение проблем и ликвидацию узких мест, выявленных в аналитической части. Данные мероприятия должны способствовать повышению организационного, технологического, социального, экономического уровня развития страховой организации, повышению ее конкурентоспособности и, в конечном счете, – росту эффективности деятельности, что должно найти свое подтверждение в улучшении финансовых результатов.

Автор проекта должен разработать как минимум два мероприятия, но для получения высокой оценки, желательно, чтобы их было не менее трех.

При проектировании мероприятий необходимо построить дерево целей, представляющее собой, по сути, дерево проблем, которые следует решить для усовершенствования рассматриваемой системы управления. Построив такое дерево проблем, необходимо дать детальное описание каждого мероприятия и обосновать его целесообразность.

Экономическая часть дипломного проекта посвящена оценке экономического эффекта от предлагаемого проекта мероприятий. В этой части выбирается и приводится метод оценки, производится расчет показателей, характеризующих экономический эффект, получаемый от внедрения мероприятий, и анализируются полученные результаты. Экономическое обоснование проводится отдельно по каждому из предложенных мероприятий и по всему комплексу мероприятий в целом.

При оценке экономического эффекта следует иметь в виду:

1) эффект может выражаться либо в непосредственном получении дополнительного дохода, либо в сокращении затрат в результате экономии на том или ином виде ресурсов (например, экономии на персонале).

2) каждое мероприятие может иметь свой срок окупаемости, и

ожидаемый доход или экономия, как правило, не единовременные, а распределяются на некотором временном отрезке, поэтому также потребуется операция дисконтирования, т.е. расчет текущей стоимости – NPV.

3) как правило, для реализации проекта мероприятия потребуется дополнительное финансирование, которое может быть единовременным или распределенным во времени; во втором случае расходы следует дисконтировать за тот период, в течение которого они будут осуществляться;

В конечном счете, экономический эффект от проекта мероприятий для организации должен выразиться в оптимизации ряда ключевых показателей результативности / эффективности, отобранных для оценки как хозяйственной деятельности организации в целом, так и, при необходимости (если это продиктовано темой дипломного проекта), отдельного бизнес-процесса или функциональной области деятельности.

При прогнозировании изменения ключевых показателей может быть использовано два основных подхода:

· нормативный, при котором организации обоснованно предписывается достижение определенного изменения показателя, например: «увеличить объем собираемой премии по виду страхования на 15% при сохранении текущей нормы убыточности» (так называемый метод управления по целям);

· позитивный, при котором рост / снижение показателей определяется неиспользованными резервами или потерями, выявленными в аналитической части. Так, например, если анализ показал, что выявленная проблема привела к росту операционных расходов по страхованию на 1 млн. руб. за рассматриваемый период, то естественно принять, что в результате внедрения мероприятия, решающего данную проблему, расходы сократятся на эту сумму.

Результаты расчетов прогнозируемых изменений ключевых показателей по каждому мероприятию сводятся в таблицу (см. табл. 3), структура которой является обязательной.

Таблица 3

Оценка экономического эффекта от внедрения мероприятия 1

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. До проведения мероприятия После внедрения мероприятия Изменения
+/- %
             
  Объем страховой премии (за вычетом переданной в перестрахование) тыс. руб        
  Страховые выплаты тыс. руб        
  Уровень выплат (коэффициент убыточности) %        
  Выручка страховщика тыс. руб        
  Неоперационные расходы (НОРы) тыс. руб        
  Постоянные операционные расходы (ПОРы) тыс. руб        
  Основные средства тыс. руб        
  Численность сотрудников: - всего - в т.ч. агентов чел.        
  Фонд оплаты труда тыс. руб        
  Балансовая прибыль тыс. руб        
  Чистая прибыль тыс. руб        
  Объем Страховых премий на сотрудника тыс. руб        
  Аналитический финансовый результат %        
  Денежный поток тыс. руб.        

Показатели берутся из таблицы 3

Перечень показателей, приведенных в табл. 3 и 4, является рекомендуемым, и может быть уточнен в соответствии со спецификой темы и целями конкретного дипломного проекта. Так, например, если тема связана с проблемами обеспечения финансовой устойчивости страховой организации, то в таблицу необходимо добавить такие показатели, как коэффициент автономии (отношение собственных средств к валюте баланса), коэффициент платежеспособности (отношение собственных средств к объему страховой нетто-премии). Если же тема связана с инвестиционной деятельностью, то в таблице должен присутствовать показатель рентабельности инвестиций (отношение инвестиционного дохода к сумме страховых резервов), а также, возможно, и другие показатели. При этом 1-2 показателя, не столь существенных для данной темы (например, расходы по ведению страховых операций, размер основных средств или производительность) можно опустить.

При выполнении разделов дипломного проекта, в которых решаются вопросы анализа, прогнозирования или оптимизации финансово-экономических показателей, студент должен использовать современные экономико-математические методы и компьютерные программы. В последнем случае целесообразно использовать специализированные пакеты прикладных программ.

В заключении дипломного проекта отражаются выводы и рекомендации, вытекающие из результатов, полученных в процессе решения каждой из задач, поставленных во введении.

Список литературы должен содержать не менее 35-40 наименований при этом все издания должны быть не старше 5 лет, среди них в обязательном порядке – не менее 5 статей по теме дипломного проекта в специализированных журналах и периодической печати, также в список литературы могут включаться Интернет-источники (с полным указанием ссылки на местонахождение данной статьи), однако удельный вес таких источников должен быть небольшим.

Приложения в работе являются необязательными, но желательными. Они могут быть включены как вспомогательный материал к основному тексту дипломного проекта, подтверждающий отдельные положения, выводы, предложения. К ним относятся финансовая отчетность исследуемого объекта, промежуточные расчеты, таблицы дополнительных цифровых данных, формулы, расчеты, результаты решений задачи на компьютере.

Приложения должны иметь последовательную нумерацию и заголовки, отражающие их содержание. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов. Каждое приложение начинают с новой страницы; в правом верхнем углу пишут слово «Приложение» с соответствующим порядковым номером (например, «Приложение 1»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: