Культура. ID: Тема плана: План: Средства массовой информации(СМИ) 1

ID: Тема плана: План:
  Средства массовой информации(СМИ) 1. Понятие массовая культура 2. Понятие СМИ 3. Функции СМИ -информационная -регулирующая -культурологическая 4. СМИ в жизни общества.Понятие «Посредническая осада». 5. Характерные черты «Посреднической осады» -иллюзия бесплатности информации -сложность в отличии научного изложения от творческого(авторской точки зрения) -дозировка информации властью -»эффект айсберга»(знаем только «надводную часть», а о «подводной» не имеем никакого понятия) 6. Виды информации -заданная -вынужденная -нейтральная 7. Законы работы с информацией получаемой из СМИ
  СМИ 1.Понятие СМИ 2. Основные направления деятельности средств массовой информации как составной части политической системы общества. а.удовлетворение информационных интересов общества; б.обеспечение гласности; в.изучение и формирование общественного мнения; г.организация обсуждения, дискуссий по важным проблемам жизни общества; д.поддержка или критика программ и деятельности государства, партий, общественных организаций и движений, отдельных лидеров; е.воспитание политической культуры, морали и др. качеств у граждан. 3.Место и роль средств массовой информации в политической жизни нашего общества. а.СМИ — основной источник объективной и достоверной информации б.роль СМИ в процессе глобализации 4.Тенденции развития СМИ.
  Культура как общественный феномен 1.Понятие культуры 2.Виды культуры по содержанию и формам 2.1.народная 2.2.элитарная 2.3.массовая 3.Формы культуры 3.1.искусство 3.2.религия 3.3.мораль 3.4.обычай 3.5.традиция 3.6.образование 4.Влияние культуры на жизнь общества
  Современные угрозы культуре,духовному развитию человека. 1. Современные угрозы культуре,духовному развитию человека-одна из глобальных проблем человечества. а)Рост невежества,преступности,наркомании и отчуждение от культуры. б)материальное потребительство. в)массовая культура и антикультура. г)информация и человек. 2.Пути преодоления: а)свободный доступ к культурным ценностям. б)возможность получения образования и его совершенствования в)гуманизация общества и всестороннее развитие личности. 3.Постиндустриальное общество и духовное развитие.
  «Культура.» I. Понятие культуры II. Типы культуры 1. по типу хозяйства 2. формационный подход 3. локализованные III. Функции культуры 1. приспособительная 2. познавательная 3. информативная 4. коммуникативная 5. нормативная 6. гуманистическая IV. Формы культуры 1. мировая 2. национальная 3. народная 4. массовая 5. элитарная 6. «поп-культура» V. Современные тенденции развития культуры
  Мораль и «золотое правило нравственности 1.Мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект. 2.Основа морали- общечеловеческие нравственные нормы и ценности: А \»золотое правило» нравственности; б\ нравственные категории; в\ принципы и нормы морали. 3.Существует ли прогресс морали? А \ нравственный долг и проблема выбора; б\ современные реалии (Интернет и т.п.) и нравственные нормы.
  Современные угроза культуре, духовному развитию человека 1.Что такое культура? 2.Функции культуры а)Позновательная б)Оценочноя в)нормативная г)Информативная д)Социализация 3.Взгляды мыслителей на современные угрозы культуры 4.Особенности духовного развития человека в современном обществе
  Роль СМИ в политической жизни 1. Понятие о средствах массовой информации 2. Функции СМИ а) информационная б) экспертная в) политической социализации г) представительство общественных интересов, мнений, позиций д) мобилизационная (побуждение и организация определенных политических действий) 3. Основные виды СМИ а) печатные (газеты, журналы) б) аудиовизуальные (радио и телевиление) в) электронные (сетевые ресурсы) 4. Категории информации а) локальная б) национальная в)международная 4. Общие принципы деятельности СМИ а) приоритетность, привлекательность темы б) сенсационность, экстремальность, неординарность темы в) сведения о ранее неизвестных событиях и явлениях г) официальная информация 5. Политическая реклама 6. СМИ в политической жизни РФ
  Признаки массовой культуры 1. адресованность большинству населения 2. доступность по восприятию 4. коммерческий характер 4. серийность, тиражийность 5. занимательность содержания
  Диалог культур 1).определение понятия диалог культур 2).Виды и типы культур,способных к диалогу а)народная б)элитарная в)массовая 3).Внутренний и внешний диалог культур а)взаимодействие различных культур б)культура и субкультура в)международный диалог культур 4).значение диалога культур в условиях глобализации
  Мировые религии 1. понятия религии 2. возникновение религии 3. роль и функции религии в обществе а) мировозренческая б) коммуникативная в) культурная г) регулятивная 5. основные мировые религии а) буддизм б) христианство в) ислам 6. вероисповедание в современном мире
  Формы и разновидности культуры 1. Типология культуры. 2. Основные формы культуры а) Элитарная б) Народная в) Массовая 3. Разновидности культуры а) Субкультура б) Контркультура 4. Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества а) Позитивное б) Негативное
  Религия как форма духовной культуры 1. Понятие религии,ее особенности. 2.Причины возникновения религии 3. Значение, роль и функции религии в обществе 4 Формы религии: 1) ранние религиозные верования 2) политеизм 3) монотеизм 5. основные мировые религии: 1) буддизм 2) христианство 3) ислам 6. Национальные религии: 1) иудаизм 2) синтоизм 7. Взаимосвязь религии с моралью и правом 8. свобода совести и вероисповедания 9. Государство и религия
  Духовная культура и ее роль в жизни общества 1)Понятие о духовной культуре. 2)Основные тенденции в развитии культуры: а) преемственность культурных традиций; б) новаторство и обновление культуры. 3) Основные функции культуры: а) гуманистическая функция («возделывание, взращивание духа»); б) функция трансляции социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений); в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мир); г) регулятивная (нормативная) функция (определение (регулирование) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей); д) целеполающая, ценностная функция (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека); е) семиотическая или знаковая функция (культура обладает набором знаков, символов, например, язык). 4) Основные структурные элементы культуры: а) понятия и взаимосвязи между ними; б) ценности и идеалы; в) нравственные принципы; г) правила и нормы. 5) Формы культуры: а) традиционная культура; б) элитарная культура; в) массовая культура; г) экранная культура. 6) Элементы (универсальные феномены) культуры: а) наука; б) религия; в) мораль; г) образование. 7) Многообразие и диалог культур в современном мире. 8) Специфика духовной жизни в современной России.
  Наука и ее роль в жизни общества 1)Понятие о наука. 2)Структурные элементы науки: а) систематизированные взгляды на окружающий мир; б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений; в) общность людей, научное сообщество. 3) Специфические признаки науки: а) объективность; б) рационализм; в) системность и упорядоченность; г) проверяемость (верифицируемость); д) особый язык и особая подготовка. 4) Основные функции науки: а) познавательно-объяснительная познание и объяснение устройства мира); б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире); в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мир); г) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира); д) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений); е) производственная (непосредственная производительная сила). 5) Уровни науки: а) фундаментальная наука; б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. 6) Классификация наук: а) точные; б) естественные; в) социально-гуманитарные. 7) Наука и научные революции, научно-технический прогресс. 8) Этика науки и ответственность ученых перед обществом в современном мире. 9) Проблемы развития науки в современной РФ.
  Современная наука и ответственность ученых 1)Современная наука – непосредственная производительная сила общества. 2)Специфика современной науки: а) возросшие возможности воздействия на природу и общества; б) сложный технический и технологическим потенциал; в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда людей; г) возможность изучения микро и макромиров. 3) Основные направления научно-технического прогресса: а) исследование космического пространства; б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами); в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии; г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта. 4) Факторы возрастания ответственности ученых за проводимые ими исследования: а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения); б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов); в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу; 5) Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.
  Социальная и личностная значимость образования 1)Образование как социальный институт. 2)Основные принципы современного российского образования: а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие; б) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; в) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых; г) светский характер образования в государственных учреждениях; д) свобода и плюрализм в образовании; е) демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений. 3)Основные тенденции в развитии образования: а) гуманизация (учет индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса); б) интернационализация (сближение национальных образовательных систем, формирование единого глобального образовательного пространства); в) гуманитаризация (возрастание роли и значимости социальных и гуманитарных учебных дисциплин); г) компьютеризация (информатизация образования). 4) Система образования и ее элементы: а) дошкольное образование; б) основное и среднее общее образование; в) начальное и среднее специальное образование; г) высшее профессиональное образование; д) дополнительное образование для детей и взрослых. 5) Основные направления модернизации российского образования. 6) Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория – необходимость успешности личности в современном обществе.
  Религия и его роль в жизни общества 1)Религия как универсальная форма культуры. 2)Характерные признаки религии: а) вера в сверхестественное; б) признание теоцентрической картины мира; в) идея креационизма (сотворенности мира высшими силами); г) иррационализм и мистицизм. 3) Структурные элементы религии: а) взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших все на Земле и самого человека; б) действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает свое отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т.п.; в) нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни; г) объединение верующих людей в одну организацию (конфессию, церковь). 4)Функции религии: а) мировоззренческая (формирование целостной картины мира); б) нормативная (регулирование социальных отношений и поведения людей); в) компенсаторная (поддержка и утешение людей в тяжелые психологические моменты их жизни); г) коммуникативная (содействие общению и коммуникации между людьми). 5) Этапы развития религии: а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.); б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.); в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам). 6) Религии и конфессии в современном мире. 7) Религиозное сознание и свобода совести.
  Мировые религии 1)Понятие о мировых религиях. 2)Характерные признаки мировой религии: а) широкое распространение в мире; б) открытость, отрицание этической избирательности; в) универсальный набор ценностей. 3) Важнейшие мировые религии: а) буддизм; б) христианство; в) ислам. 4) Конфессиональный мир мировых религий. 5) Гуманистическая миссия религий в современном мире, религиозная терпимость и свобода совести. 6) Конфессиональный мир современной России.
  Искусство в духовной жизни общества 1)Искусство как особая форма духовной культуры. 2)Характерные признаки искусства: а) иррационализм; б) символизм; в) субъективизм; г) образность и наглядность. 3) Важнейшие функции искусства: а) гедонистическая (доставляет человеку радость); б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворенность реальной жизнью); в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры); г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты); д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности); е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира). 4) Основные виды искусства: а) искусство слова (литература); б) искусство звука (музыка); в) искусство цвета (живопись); г) искусство жеста (танец, пантомима); д) синтетические искусства (театр, кино). 5) Универсальное и национальное в развитии искусства. 6) Специфика искусства в информационном обществе: возникновение новых видов искусства.
  Мораль и нравственность в жизни людей 1)Мораль как особая форма духовной культуры./ Мораль – совокупность одобренных общественных мнением норм. 2)Важнейшие аспекты (стороны) морали: а) познавательный (формирование нравственной картины мира); б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла); в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением). 3) Основные категории морали: а) добро и зло; б) долг и совесть; в) справедливость; г) честь и достоинство; д) счастье. 4) Нравственная культура личности и общества. 5) Золотое правило нравственности – универсальный закон жизни человека в обществе
  Философия и ее роль в духовной жизни общества 1)Философия как особая форма духовной культуры. 2)Области философского знания: а) онтология (знание о сущем, о бытии); б) гносеология (учение о позннии); в) философская антропология (учение о человеке); г) социальная философия (учение об обществе). 3) Назначение философии в обществе: а) формирование методологических основ познавательной деятельности; б) поиск ответов на основополагающие вопросы бытия человека и общества. 4) Общее и различное между философией и наукой. 5) Идеализм и материализм – основные направления в философском поиске. 6) Актуальность философского поиска в современном мире.
  Место информации в современном мире 1.Информация как один из ведущих факторов производства при переходе от постиндустриального к информационному обществу 2.специфика информации как фактора производства -трудность определения цены информации -растянутость потребления информации во времени и пространстве -информация как основа инновационной экономики 3.как изменяется мировая экономика при переходе к информационному обществу -превращение информации в производительную силу -новый технологический переворот -рынок информационных технологий становится самым прибыльным
  Современные угрозы культуре и духовному развитию человека 1. Современные угрозы культуре,духовному развитию человека-одна из глобальных проблем человечества. а)Рост невежества,преступности,наркомании и отчуждение от культуры. б)материальное потребительство. в)массовая культура и антикультура. г)информация и человек. 2.Пути преодоления: а)свободный доступ к культурным ценностям. б)возможность получения образования и его совершенствования в)гуманизация общества и всестороннее развитие личности. 3.Постиндустриальное общество и духовное развитие.
  мораль 1.понятие морали 2.развитие норм морали.табу.обычаи.традиции.моральные нормы 3.основные подходы к вопросу происхождения морали 4.соотношение морали и нравственности 5.соотношение права и морали.общее.различие 6.важнейшие функции морали.регулятивная.ценностно-ориентационная.мотивационная 7.нравственная культура личности 8.важнейшие принципы современной нравственной культуры
  Духовные ценности как компонент духовной культуры общества Духовные – ценности, необходимые для формирования и развития внутреннего мира людей, их духовного обогащения. 1. Сущность и виды духовной деятельности. 2. Духовное производство. 3. Сохранение и распространение духовных ценностей. Роль музеев в сохранение и распространение духовных ценностей. Роль библиотек в сохранение и распространение духовных ценностей. Роль архивов в сохранение и распространение духовных ценностей. Роль школы в сохранение и распространение духовных ценностей. Роль средств массовой информации (СМИ) в сохранение и распространение духовных ценностей. 4. Духовное потребление. Особенности духовного потребления. Духовное потребление и духовные запросы. 5. Теория ценности Шелера. Макс Шелер — немецкий философ и социолог, противопоставил этике Канта учение о ценности, основоположник аксиологии (теории ценностей), по которой ценности и соответствующие им неценности существуют в объективно упорядоченных рангах. Например ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия. 6. Проблема ценностей в современном мировоззрении.Ценностные ориентиры определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение. Система социальных ценностей вырабатывается культурно-исторически, на протяжении тысячелетий, и становится носителем социального, культурного наследования, культурно-этнического или культурно-национального наследования.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: