Студент должен:
иметь представление:
– о научном предмете антропологии;
– о стадиях биологической эволюции человека;
знать:
– признаки, отличающие человека от других существ;
уметь:
– сравнить понятия антропогенеза и социогенеза и вывести из них понятие антропосоциогенеза;
– оценить биологизаторскую и социологизаторскую концепции сути человека.
Природа человека. Антропология как наука о происхождении и эволюции человека. Стадии биологической эволюции человека: человек прямоходящий, человек умелый, человек разумный. Признаки, отличающие человека от других существ: предметно-преобразующая деятельность, создание и изменение форм социального порядка, творение мира культуры, трансляция технических и культурных достижений, сохранение коллективной истории и использование социального опыта. Антропогенез и социогенез. Антропосоциогенез. Биологизаторская и социологизаторская концепции сути человека.
Тема 2.2. Человек, индивид, личность
Студент должен:
|
|
иметь представление:
– о конкретной биосоциальной сущности индивида;
– о естественных и социальных признаках индивида;
– о соотношении наследственности и воспитания в процессе формирования личности;
– о макросреде и микросреде в становлении личности;
знать:
– понятие личности;
– сущностный и функционально-ролевой подходы к определению личности;
уметь:
– распределить и охарактеризовать основные виды личности.
Индивид как конкретное биосоциальное существо. Естественные (прирожденные) и социальные (приобретенные) признаки индивида. Индивидуальность. Понятие личности. Два критерия определения личности: сущностные характеристики, набор функций и ролей. Основные виды личности: нормативная (базисная) личность и модальная личность. Маргинальный тип личности. Соотношение наследственности и воспитания в процессе формирования личности. Фактор социальной среды: макросреда и микросреда. Два уровня социальных отношений: социальный и психологический. Самореализация и самоутверждение. Свобода и ответственность.