Студент должен:
иметь представление:
– о развитии как особом типе изменений;
– о видах социальных изменений;
– о сути исторического процесса;
– о типологии реформ;
знать:
– понятия эволюции и революции как вариантов общественного развития;
– сопоставление экстенсивного и интенсивного путей развития;
уметь:
– сравнить и оценить механизмы реформ и революций в развитии общества.
Характер изменений в обществе. Развитие как особый тип изменений. Суть и виды социальных изменений: структурные, связанные с социальными процессами, функцииональные, мотивационные.
Проблема смысла и направленности исторического процесса. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Принципы диалектики Г. Гегеля применительно к общественному развитию: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция. Кратковременные (социальные) и долговременные (условные) революции. Реформы как механизм эволюционного развития. Типология реформ. Экстенсивный и интенсивный пути раз-вития. Противоречия современного общественного развития.
|
|
Тема 1.7. Общественный прогресс
Студент должен:
иметь представление:
– о научных концепциях признания или отрицания общественного прогресса;
– о критериях общественного прогресса;
– о концепции «ускорения ритма истории»;
знать:
– сопоставительное определение прогресса и регресса;
уметь:
– доказать неотвратимость и противоречивость современного общественного прогресса.
Понятие и критерии двух противоположных тенденций развития: прогресса и регресса. Научные концепции признания или отрицания общественного прогресса. Споры по поводу критериев, целей, смысла и средств общественного прогресса.
Необратимость современного социального прогресса. Возрастание темпов прогресса общества – «ускорение ритма истории». Неодинаковая скорость прогресса в развитии различных народов. Противоречивость и цена современного общественного прогресса: возвратные движения, цивилизационные тупики, срывы в развитии. Параллельные прогрессивные и регрессивные последствия одного и того же общественного явления. Концепция устойчивого развития мирового сообщества.