Тема 1.6. Развитие общества

Студент должен:

иметь представление:

– о развитии как особом типе изменений;

– о видах социальных изменений;

– о сути исторического процесса;

– о типологии реформ;

знать:

– понятия эволюции и революции как вариантов общественного развития;

– сопоставление экстенсивного и интенсивного путей развития;

уметь:

– сравнить и оценить механизмы реформ и революций в развитии общества.

Характер изменений в обществе. Развитие как особый тип изменений. Суть и виды социальных изменений: структурные, связанные с социальными процессами, функцииональные, мотивационные.

Проблема смысла и направленности исторического процесса. Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные. Принципы диалектики Г. Гегеля применительно к общественному развитию: универсальная связь явлений, единство противоположностей, развитие через отрицание.

Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция. Кратковременные (социальные) и долговременные (условные) революции. Реформы как механизм эволюционного развития. Типология реформ. Экстенсивный и интенсивный пути раз-вития. Противоречия современного общественного развития.

Тема 1.7. Общественный прогресс

Студент должен:

иметь представление:

– о научных концепциях признания или отрицания общественного прогресса;

– о критериях общественного прогресса;

– о концепции «ускорения ритма истории»;

знать:

– сопоставительное определение прогресса и регресса;

уметь:

– доказать неотвратимость и противоречивость современного общественного прогресса.

Понятие и критерии двух противоположных тенденций развития: прогресса и регресса. Научные концепции признания или отрицания общественного прогресса. Споры по поводу критериев, целей, смысла и средств общественного прогресса.

Необратимость современного социального прогресса. Возрастание темпов прогресса общества – «ускорение ритма истории». Неодинаковая скорость прогресса в развитии различных народов. Противоречивость и цена современного общественного прогресса: возвратные движения, цивилизационные тупики, срывы в развитии. Параллельные прогрессивные и регрессивные последствия одного и того же общественного явления. Концепция устойчивого развития мирового сообщества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: