Эмоциональные состояния удовольствия - неудовольствия, ра-дости - горя, страха - воодушевления, голода - сытости и т.д. являю-тся регуляторами качества деятельности, поведения и общения. Так, например, положительные эмоциональные состояния могут повысить эффективность деятельности примерно на 5-6%, а отрицательные - ухудшить на 15-20%.
Волевые состояния характеризуются степенью мобилизо-ванности психики на преодоление трудностей, стоящих на пути к реализации осознанно выбранной цели. Они позволяют терпеть боль, сохранять высокую степень готовности психики, длительно поддерживать работоспособность.
Психомоторные состояния сопровождают двигательные уси-лия и хорошо знакомы работникам физического труда, воинам и спортсменам. Это и удовольствие от натруженных мышц, и усталость, и огорчение при неправильном выполнении физического действия.
В зависимости от степени включенности в деятельность, различают фоновые и функциональные состояния.
Фоновые (преддеятельностные) психические состояния определяются естественными суточными, сезонными, погодными, солнечными, лунными, возрастными и другими ритмами, зависят от состояния здоровья, от особенностей психического склада личности, от условий жизни. Так, например, многим хорошо известно ухудшение самочувствия в так называемые “неблагоприятные геомагнитные дни”.
|
|
Функциональные психические состояния сопровождают процесс деятельности и зависят от социального окружения, от специфики выполняемых действий, от условий обитания и труда, от результативности деятельности.
В зависимости от степени массовости различают индиви-дуальные и групповые (коллективные) психические состояния.
Индивидуальные состояния являются неотъемлемой частью психики отдельного человека. Все люди имеют неповторимые индивидуально-психические особенности. Каждый человек по-своему боится, по-своему устаёт, по-своему радуется, по-своему внимателен.
Групповые (коллективные) состояния характеризуют взаимо-зависимые проявления психики у группы людей. Как правило, эти состояния не являются простой механической суммой индивидуальных состояний. Происходит не только их усиление. Возникают качественно новые особенности, а, в ряде случаев, и совершенно новые состояния. Причем такие, каких у отдельного взятого человека быть не может. Так, например, паника возможна только в группе людей.
Особо следует остановиться на характеристике динамичных и “статичных” (постоянных) психических состояний.
Динамичные состояния - это непрерывно изменяющийся уровень функционирования мотивов, эмоций, воли.
|
|
“Статичные” состояния - это такие состояния, изменение которых во времени очень незначительно. Так, например, психические состояния ученика-отличника и “троечника” можно с некоторой долей условности сравнить с двумя сосудами, разной степени наполненности и с разным содержимым. Естественно, что знания этих учеников не могут мгновенно исчезнуть. А, следовательно, и их состояния являются относительно “статичными”.