Проблема предмета философии. Философия как феномен культуры

Слово философ впервые было употреблено древнегреческим мыслителем Пифагором (6в. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному роду деятельности и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина философия связано с именем древнегреческого мыслителя Платона.

В переводе с греческого философия – любовь к мудрости. Она является одной из форм мировоззрения.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве регуляторов его поведения. То есть мировоззрение – это картина мира в сознании человека в соответствии с которой он ведет себя тем или иным образом.

В структуре мировоззрения можно выделить:

- познавательная;

- ценностно-нормативная;

- эмоционально-волевая;

- практическая.

Выделяют 2 уровня мировоззрения:

1. Повседневно-практический.

2. Теоретический.

Повседневно-практическое мировоззрение складывается стихийно и базируется на здравом смысле, т.е. повседневном опыте. Такое мировоззрение иногда называют жизненной философией. Оно присуще большинству людей. Этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью, систематичностью. В нем нередко встречаются противоречия.

Теоретический уровень мировоззрения представлен философией. Философия – это теоретически сформулированное мировоззрение.

Историческими предшественниками философии как формы мировоззрения были мифология и религия.

Миф – Повествование о деяниях богов, героев, основанное на фантастических представлениях о мире.

Мифология находится в тесном взаимодействии с религией.

Религия – это вера в существование сверхъестественного, сверхприродного.

Специфика религии обусловлена тем, что основным ее элементом является культовая система, т.е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему.

По мере развития человеческого общества мифологически-религиозное мировоззрение стало вступать в противоречие с накапливавшимися у людей знаниями об окружающем мире. Ответом на необходимое решение этого противоречия и стало возникновение философии.

Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т.е. мышлением, опирающемся на разработанный понятийный аппарат и подчиняющегося законам логики.

Философия стремится к рациональному осмыслению так называемых универсалий культуры(представление о мироустройстве, добре и зле, свободе, человеке, жизни и смерти и т.д.).

В ходе такого осмысления эти универсалии из неосознанных превращаются в осознанные. Поэтому философия представляет собой рефлексию культуры (обращенность культуры на саму себя).

Философия – самосознание культуры.

Проблема предмета философии заключается в том, что исследование, познавательные возможности любого человека ограничены. Предметом же исследования философии является весь мир, который бесконечен в своем многообразии. Цель философии (познание мира в его целостности) недостижима. Для философии важен не столько результат, сколько сам процесс исследования.

Философия – это философствование, т.е. бесконечный мыслительный процесс.

Этот процесс важен прежде всего потому, что отвечая а вечные философские вопросы об окружающем мире, о своем месте в нем, человек расширяет границы своего сознания, формирует свою личность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: