Отличительные признаки категорий композиции: симметрия, дисимметрия, асимметрия

Каждый из нас в жизни хоть раз встречался с определением симметрии. По преданию, термин «симметрия» придумал скульптор Пифагор Регийский. Отклонение от симметрии он определил термином «асимметрия».

Термин «симметрия» — соразмерность, пропорциональность, одинаковость в расположении частей по отношению к плоскости или линии.

Математически строгое представление о симметрии сформировалось сравнительно недавно — в XIX веке.

В геометрии выделяют три основных вида симметрии:

1. Центральная симметрия.

2. Осевая симметрия.

3. Зеркальная симметрия [1].

В архитектуре есть два основных типа симметрии:

1. Двусторонняя.

2. Радиальная [6].

Симметрия – это тождественное расположение элементов относительно точки, оси, или плоскости симметрии, воспринимаемое глазом как особый вид упорядоченности равновесия и гармонии.

Виды симметрии:

1. Зеркальная – это симметрия в которой элементы композиции расположены на одинаковом расстоянии от плоскости симметрии и при наложении друг на друга их фигуры совпадают по всем точкам, т.е.одна фигура зеркально повторяет другую.

2. Осевая – это симметрия относительно оси, а ось – это линия пересечения двух или более плоскостей симметрии. В осевой симметрии сам элемент должен иметь несимметричное строение.

3. Зеркально-осевая или смешанная симметрия существует двух видов:

- когда в одном произведении совмещены зеркальная и осевая симметрии;

- когда берется осевая симметрия с симметричным строением элементов.

4. Винтовая симметрия – элемент совершает одновременно поступательное и вращательное движение вокруг оси. Этот вид симметрии характерен только для объемных тел (ракушка, винтовая колонна).

5. Асимметрия – это отсутствие или нарушение симметрии (дисимметрия). Т.е. это вариант композиции, при котором сочетание и расположение элементов, осей и плоскостей симметрии не наблюдается.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности (такт, мерность, мерное течение). Важным признаком ритма является повторяемость элементов и интервалов между ними. Ритмические повторы могут быть: равномерными, нарастающими и убывающими. В зависимости от этого повторяемость может быть двух типов: статическая и динамическая.

Статический ритм состоит из элементов, повторяющихся через одинаковый интервал. Ряды могут быть простыми и сложными.

1. Простой ряд основан на повторе одного и того же с одним и тем же интервалам.

2. Сложный ряд образован сочетанием простых. По способу чередования подразделяется на:

- чередование на одинаковых интервалах;

- чередование одинаковых элементов с неравными интервалами;

- ряд с чередованием неравных элементов.

Динамический ритм – это ряд в перспективном увеличении или уменьшении размеров элементов и интервалов, или тех и других одновременно.

1. Развитие динамических рядов может происходить по арифметической прогрессии, т.е. постоянно сохраняется разность между любыми двумя соседними элементами

2. Развитие динамических рядов может происходить по геометрической прогрессии, т.е. величина каждого последующего интервала равна величине предыдущего умноженного на постоянное число. Главное, в ряду должно быть более 6 элементов, т.к. меньшее количество не составляют ряд.

В архитектурной композиции симметрия может использоваться для организации форм и пространств двумя способами. Общая организация сооружения может быть решена симметрично. Однако в том или ином пункте любой абсолютно симметричной композиции приходится сталкиваться с ситуацией асимметрии участка или контекста и так или иначе решать её. Симметричной может быть лишь часть сооружения, вокруг которой группируются асимметричные формы и объёмы [6].

Антисимметрия — полная противоположность симметрии, её отсутствие [6]. Таким примером является Храм Василия Блаженного в Москве. Это композиция из десяти храмов, каждый из которых обладает центральной симметрией, в целом асимметрична. Классический пример асимметричной композиции.
Храм Эрехтейон, посвященный Афине и Посейдону на Афинском акрополе.

Дисимметрия — нарушенная, частично расстроенная симметрия [6]. Примером дисимметрии в архитектуре является Екатерининский дворец в Царском селе под Санкт-Петербургом. Дворец является полностью симметричным, если не принимать во внимание Дворцовую церковь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: