Кривичи

К северу и северо-западу от радимичей жили представители мощного племенного союза кривичей. Как и в случае радимичей, в культуре и языке кривичей есть ряд признаков, позволяющих говорить о смешении славян с балтами, но полным вытеснением балтийского языка славянским.

Кривичи занимали обширные территории от Витебской и Могилевской областей до Пскова, Брянска и Смоленска. На востоке он граничили с вятичами, а на западе с балтийскими племенами. Летопись возводит их, как и полян, древлян и дреговичей, к потомкам белых хорватов, сербов и хорутан.

Западные кривичи создали Полоцк, северные — Изборск, а южные — Смоленск (Гнёздово).

Сохранились сведения о том, что у кривичей были свои князья, и сохранилось даже имя одного из них – Рогволод (скорее всего, славянское). Скорее всего, Новгородскую культуру создали северные кривичи и близкие к ним по культуре ильменские словене. Вместе с радимичами и дреговичами они стали основой позднейшего белорусского этноса.

Кривичи (наряду с вятичами) приняли активное участие в освоении восточных земель Руси.

Ильменские словене – создатели Новгородской культуры

К востоку от кривичей, на самом севере Русской равнины, по берегам рек Молога и Волхов расселился племенной союз словен.

В этом регионе появляются древние поселения Руса, Городище, Ладога, потом Новгород, сыгравший огромную роль в русской истории.

Ильменские словене были представителями земледельческой культуры и активно расселялись во все стороны от озера Ильмень, активно взаимодействуя с кривичами на западе и с автохтонным (исконным) финно-угорским населением.

Археологические раскопки показывают близость культуры ильменских словен с германо-скандинавской культурой, что можно объяснить как тесными торговыми связями, так и периодическим включением этой территории в состав той или иной варяжской германо-скандинавской государственности.

Именно ильменские словене вместе с кривичами и двумя финно-угорскими племенами, по Повести временных лет, и пригласили Рюрика княжить на Руси, что привело к установлению на Руси царской власти и созданию самостоятельной русской государственности.

Притом, что новгородская культура представляла собой довольно сложную систему, именно среди ильменских словен дольше всего сохранился институт городского вече как коллективной формы политич. правления, свойственной этническим обществам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: