Требования к выпускнику, предъявляемые в ходе государственного экзамена

Характеризуемые здесь требования устанавливаются в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2005 года по специальности 050708 «Педагогика и методика начального образования», Положением об итоговой аттестации выпускников, программой государственного экзамена. За время обучения в вузе выпускник должен освоить учебные дисциплины по пяти разделам (модулям); ГСЭ – гуманитарные и социально-экономические дисциплины, ЕН – математические и естественнонаучные дисциплины, ОПД – общепрофессиональные дисциплины, ДПП – дисциплины предметной (профильной) подготовки и ФДТ – факультативные (дополнительные) дисциплины, курсы по выбору.

На итоговый государственный экзамен выносятся дисциплины выпускающих кафедр (на педагогическом факультете трех таких кафедр – кафедры педагогики и психологии начального обучения, кафедры методики преподавания филологических дисциплин в начальной школе и кафедры методики преподавания естественно-математических дисциплин в начальной школе). Кафедры разрабатывают и издают программы государственного экзамена (опубликованы в 2007 году в методических рекомендациях «Структура и содержание государственных аттестационных испытаний по направлению «Педагогика», профильная подготовка – «Начальное образование»).

Поскольку экзамен принимается тремя кафедрами, он имеет комплексный характер, то есть проводится по пяти дисциплинам: педагогике, психологии, русскому языку, литературе, математике. Кроме того, вопросы билетов в большей части сформулированы как интегративные (полипредметные, междисциплинарные). Например: «Общие методы обучения и их реализация в обучении письму», «Психологическая готовность детей к обучению в школе. Речевая и математическая готовность».

В билеты также включены в качестве третьего вопроса практические задания, подготовленные выпускающими кафедрами: психолого-педагогические задачи и ситуации, методические задания по технологии языкового, литературного и математического образования.

Из вышесказанного вытекают следующие требования к выпускникам в ходе государственного экзамена:

− студент должен показать необходимый уровень профессиональной компетентности в области теоретических знаний, практических умений и развития профессионально важных личностных качеств;

− владеть научными понятиями и терминологией: знать научные классификации; характеризовать особенности различных научных направлений и концепций;

− умело прилагать теорию к практике, анализу конкретных профессионально-педагогических проблем;

− выражать свою точку зрения, проявлять самостоятельность и творческий подход в решении профессиональных задач;

− устанавливать межпредметные связи, системно подходить к рассмотрению поставленных вопросов;

− владеть не только содержанием программного материала, но и речевым мастерством его изложения (поощряется использование при ответе средств электронной презентации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: