Процедура. С целью изучения индивидуальных особенностей «образа мира», «картины мира» предлагается выполнить инструкцию: «Нарисуйте «картину мира», т.е. мир, его образ, как вы его себе представляете».
Материал. Используется лист бумаги размером 250x150 см, карандаши, ручки.
Интерпретация. На основании особенностей изображения выделяется пять основных видов рисунков:
1. «Планетарная» картина мира — изображение земного
шара, других планет солнечной системы — когнитивная кар
тина мира, в виде общепринятых нормативных знаний, приоб
ретаемых в школе.
2. «Пейзажная» — в виде городского или сельского
пейзажа с присутствием людей, животных, деревьев, цветов
и т.п. — по самоотчетам — желаемая картина своего окру
жения.
3. Непосредственное окружение, обстановка вокруг себя,
своего дома, какая есть на самом деле, или ситуативная — «то,
что приходит на ум». Неожиданные образы, лампа, горящая
свеча, идущие от ощущений человека.
4. Опосредованная или метафорическая картина мира,
передающая сложное смысловое содержание, представленное
в виде какого-либо сложного образа.
|
|
5. Абстрактная, схематическая, отличающаяся лакониз
мом построения, в виде некоего абстрактного образа, знака,
символа.
Исходя из перечисленных видов изображений «образа мира», можно отметить, что они имеют различные основания, которыми становятся знания о планетарном строении, либо собственные ощущения, вызывающие те или иные образы, либо желаемая картина мира и т. д.
В основу первоначальной интерпретации теста «образ мира» также можно взять описанные выше психологические типы К. Юнга, определенные в соответствии со схемой Г. Рида, позволяющей классифицировать полученные нами рисунки.