Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
20 Практическая психология 609
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
СТРУКТУРА ОПРОСНИКА
Опросник состоит из 5 шкал.
1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интеграль
ное эмоциональное отношение к ребенку. Содержащие одного
полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он
есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизи
рует ему. Родитель стремится проводить много времени вмес
те с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом
полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим,
неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок
не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, не
большого ума, дурных наклонностей. По большей части роди
тель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду.
Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация» — социально желательный образ роди
тельского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается
так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, стара
ется во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель
высоко оценивает интеллектуальные и творческие способнос
ти ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощря
ет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с
ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать
на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дис
танцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой
шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотичес-
ким отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция
описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым
целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, ог
радить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель
постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется
маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается,
когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоя-
тельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает
форму и направление контроля за поведением ребенка. При
высоком балле по этой шкале в родительском отношении
данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм.
Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и
дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою
волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За про
явления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель при
стально следит за социальными достижениями ребенка, его
индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чув
ствами.
5. «Маленький неудачник» — отражает особенности
восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких
значениях по этой шкале в родительском отношении данного
родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка,
приписать ему личную и социальную несостоятельность. Ро
дитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным
возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка
кажутся родителю детскими, несерьезными Ребенок представ
ляется не приспособленным, не успешным, открытым для дур
ных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует
на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель
старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго
контролировать его действия.
Ключи к Опроснику
1. Принятие-отвержение: 3,4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20,24, 26,
27, 29, 37, 38, 39,40, 42,43,44,45,46,47,49, 52,53, 55, 56, 60.
2. Образ социальной желательности поведения: 6, 9 21, 25,
31,34,35,36.
3. Симбиоз: 1,5,7,28,32,41,58.
4. Авторитарная гиперсоциализация: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.
5. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Порядок подсчета тестовых баллов При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:
— отвержение,
— социальная желательность,
— симбиоз,
— гиперсоциализация,
— инфантилизация (инвалидизация). Тестовые нормы про
водятся в виде таблиц процентильных рангов тестовых бал
лов по соответствующим шкалам = 160