Виды внимания

Различают непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное (непреднамеренное) внимание – это направленность сознания на предмет или явление в силу каких‑то их особенностей.

Как известно, начальной и самой простейшей формой непроизвольного внимания является ориентировочный рефлекс, то есть те ориентировочные движения, которые вызываются различными изменениями во внешней среде и благодаря которым орган чувства устанавливается так, что это обеспечивает в данных условиях наилучшее и более полное отражение действующего на воспринимающий аппарат раздражителя.

Однако не все изменения в среде вызывают непроизвольное внимание. Некоторые из них могут затормозить ориентировочный рефлекс. Новый раздражитель только тогда становится объектом внимания, когда он имеет определенные особенности, выделяющие его из остальной среды.

Одним из качеств раздражителей, вызывающих внимание, является сила раздражителя.

Чем сильнее раздражитель, тем быстрее приковывается внимание к нему. Сильный свет, яркие краски, громкие звуки всегда привлекают внимание. То есть чем сильнее раздражитель, тем сильнее возбуждение, которое он вызывает, а значит, и условный рефлекс на него. Следовательно, усиливается отрицательная индукция, вызываемая этим возбуждением, другими словами – происходит усиление торможения в других участках коры мозга.

При этом имеет значение не только абсолютная сила раздражителя, но и относительная, то есть важно определенное соотношение раздражителей по силе. Очень сильный раздражитель не даст никакого эффекта, если он действует на фоне не менее сильных раздражителей. И наоборот, даже незначительные по своей силе раздражители становятся объектом внимания при условии полного отсутствия других раздражителей. Решающим является контраст между раздражителями. Причем контраст может выражаться как в силе раздражителей, так и в других его особенностях – форме, величине, освещенности. Например, маленький предмет быстрее замечается среди крупных, красный квадрат среди серых квадратов, треугольник среди прямоугольников. Быстрее привлекают внимание и движущие объекты.

Новизна предметов и явлений также является существенным фактором в привлечении непроизвольного внимания. Новая афиша, появившееся объявление замечаются сразу.

Большое значение для привлечения непроизвольного внимания имеют интересы людей. Как правило, интересы вызывают определенное эмоциональное отношение к воспринимаемому объекту и как результат – устойчивое или неустойчивое внимание к этому объекту.

Определенную роль играет и настроение человека, которое может обусловливать направленность и концентрацию внимания в каждый конкретный момент.

В процессе познания действительности непроизвольное внимание вызывают объекты и явления, к которым человек проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение, то есть когда наблюдается проявление интеллектуальных, эстетических, моральных чувств. Удивление, восторг, страх, вызванные конкретным предметом, надолго приковывают внимание человека.

Не меньшее значение имеет и физическое состояние самого человека. В бодром состоянии человек быстрее заметит то, что может оставить его равнодушным, когда он утомлен.

Произвольное внимание, в отличие от непроизвольного, есть организованная направленность сознания на объект или явление (а также отдельные их стороны, качества).

Произвольное внимание – более высокая ступень внимания, требующая сосредоточения сознания и волевых усилий. Этот вид внимания возник и развился в процессе труда, когда человек сосредоточивается прежде всего не на том, что для него представляет интерес и что для него приятно, а на том, что он должен делать. В труде человек вынужден удерживать свое внимание на том, что является наиболее важным для успешного выполнения трудового действия.

Добросовестное выполнение того или иного вида труда требует сосредоточенности сознания, которое возможно лишь при условии постановки цели деятельности. Постановка цели действия мобилизует волевые усилия для того, чтобы сосредоточиться на объекте деятельности и исключить ошибки в действиях, не дать возможности сознанию отвлечься. Таким образом, причина возникновения произвольного внимания к конкретному предмету – постановка цели действия.

Существует целый ряд условий, которые способствуют устойчивому поддержанию произвольного внимания. Одним из этих условий является включение в процесс познания практического действия. Вот почему облегчается сосредоточение внимания на объекте умственной деятельности в процессе непосредственного рисования или работы над скульптурой.

Поддерживает произвольное внимание и знание задачи выполняемой деятельности, словесное напоминание самому себе о цели этой деятельности.

Условием, которое помогает поддерживать произвольное внимание, служит привычная обстановка рабочего места, наличие всех необходимых в работе инструментов. Отсутствие привычных условий работы, инструментов, к которым привык человек, наличие чего‑либо нового отвлекает внимание, затрудняет сосредоточение сознания на том или ином действии.

Поддерживает произвольное внимание и постановка вопросов, ответы на которые достигаются только путем внимательного восприятия конкретного предмета, явления.

Характеризуя особенности каждого вида внимания, следует отметить, что в реальной жизни, в трудовой и учебной деятельности непроизвольное и произвольное внимание находятся в сложной взаимосвязи. То есть не всегда человек, выполняя то или иное действие, проявляет непосредственный интерес к своей деятельности и соответственно должное произвольное внимание. В этом случае для успешного выполнения действия необходима организация концентрации внимания и усилие воли для его поддержания. Но постепенно, в процессе преодоления трудностей, по мере углубления в деятельность, она все больше увлекает человека, захватывает его мысль, внимание, появляется интерес к работе. Происходит переход от одного вида внимания к другому. Этот вид внимания, как бы промежуточный между одним видом внимания и другим, психолог Н. Ф. Добрынин назвал «послепроизвольным вниманием».

Послепроизвольное внимание обусловливает постановку сознательных задач и целей, то есть вызывается преднамеренно, поэтому его неправомерно отождествлять с непроизвольным вниманием. Вместе с тем оно не похоже и на произвольное внимание, так как здесь уже не требуется волевых усилий для поддержания внимания. Некоторые психологи считают, что с этим видом внимания связана наиболее интенсивная умственная деятельность, наиболее эффективное развитие свойств и качеств ума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: