я Из лесу вЫшел; был сИльный морОз.
ГляжУ, поднимАется МЕдленно в гОру
ЛошАдка, везУщая хвОросту вОз.
(Н. А. Некрасов).
Теперь попробуем отбивать размер каждой из стоп либо счетом, либо приемом «тататирования» (ТА-та, тА-та, тА-та...), включая пальцы, не торопясь, вспоминая знакомые строки стихов, которые ложатся в отбиваемый ритм:
Мо-рОз- и -сОлн-це- дЕнь -чу-дЕс-ный...
ПОэд-ня-я- О-сень-грачИ- -у-ле-тЕ-ли...
Считается, что самый эффективный прием овладения размерами стихов — их сочинительство. Научиться рифмовать строчки не составляет особого труда, и это принесет большую пользу в работе над стиходействием. Конечно, мы понимаем, что:
«Твердить слова, рифмуя их при этом, еще не означает быть поэтом».
Наше сочинительство преследует иную цель, которую остроумно выразил один из студентов Ленинградского института культуры, сдавая педагогу сочиненные на все размеры стихотворные отроки, предпослав им такое двустишие:
«Суть не в сути, в ритме суть.
Педагог, не обессудь!»
Но прежде чем приступить к этому, необходимо ответить еще на ряд вопросов. (13)