Что надо знать о таких понятиях, как «пиррихий» и «спондей»?

Скандируя написанные, допустим, ямбом стихи, мы дела­ем сильным слог, который в естественной речи не выделяет­ся: ПорА, кра-сА-ви-цА, прос-нИсь…, Ад-мИ-рал-тЕйс-ка-Я-иг-лА...

При скандировании и в первом и во втором примере по четыре сильных слога. А при естественном чтении этих же строк в первой мы сделаем три словесных ударения: По-рА, кра-сА-вица, прос-нИсь, а во второй только два: адмирал-тЕйская иглА.

Так вот пиррихий — это пропуск метрического ударения (подчеркивающего размер) на сильном месте стиха, в ямбе или хорее. Дело в том, что у нас в речи слова состоят не только из двух слогов, но и из трех-четырех и больше. И ес­ли бы поэты, стараясь избегнуть пиррихиев, подбирали бы только короткие слова, для своих стихотворений, то это бы обеднило поэзию, лишило бы ее естественности.

Пиррихий не ломает ритм стиха, не разрушает его разме­ра. Он разнообразит стих, устраняет монотонность, придавая ему тончайшие оттенки интонации. Кроме того, пиррихий облегчает стих. В самом деле, попробуем проскандировать стро­чку (и-клА-нял-сЯ-не-прИ-нуж-дЕ-нно), а затем произнести ее осмысленно, представив, как это делал пушкинский герой: и клАнялся непринуждЕнно. Слово «непринужденно» звучит легко, изящно и свободно, передавая манеру поведения героя. Итак, двусложная стопа с пропущенным ударением называется пиррихием.

Но существует обратное явление, когда в стихе появляется уже сверхсхемное, или внеметрическое ударение:

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет...

(А. С. Пушкин).

Злость берет, сокрушает хандра.

Так и просятся слезы из глаз.

Нет! Я лучше уйду со двора...

(Н.А. Некрасов).

При скандировании этих стихов мы произносим как слабые слоги слова «швед», «бой», «гром», «злость», «нет!». Стихи Пушкина написаны ямбической стопой ¯ |, а Некрасова — анапестом ¯ ¯ |. При исполнении же мы произносим эти слова, акцентируя на них внимание слушателей. Это со­здает определенный ритмический перебой, подчеркивает смы­словую и эмоциональную окрашенность стиха или отдельного слова. (14) Поэтому наиболее эмоционально насыщенные строки подчеркиваются сверхсхемным ударением. Чаще всего внеметрические ударения встречаются в начале строки. Не­редко на первый слог поэты ставят междометия, восклица­ния, отрицания и т. п.

О, Волга, колыбель моя!

О, если б ведала она...

Нет, дерзкий хищник, нет, губитель...

В середине стиха вне метрические ударения встречаются редко. Вот, например, пушкинская строка:

Скучна мне оттепель: вонь, грязь — весной я болен...

Итак, внеметрическое ударение на слабом месте стиха в ямбе или хорее называется спондеем. Он не ломает размера стиха, хотя и создает заметные ритмические перебои. Благо­даря пиррихию и спондею русский классический стих отлича­ется исключительной гибкостью, многообразием оттенков для передачи мыслей и чувств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: