Скандируя написанные, допустим, ямбом стихи, мы делаем сильным слог, который в естественной речи не выделяется: ПорА, кра-сА-ви-цА, прос-нИсь…, Ад-мИ-рал-тЕйс-ка-Я-иг-лА...
При скандировании и в первом и во втором примере по четыре сильных слога. А при естественном чтении этих же строк в первой мы сделаем три словесных ударения: По-рА, кра-сА-вица, прос-нИсь, а во второй только два: адмирал-тЕйская иглА.
Так вот пиррихий — это пропуск метрического ударения (подчеркивающего размер) на сильном месте стиха, в ямбе или хорее. Дело в том, что у нас в речи слова состоят не только из двух слогов, но и из трех-четырех и больше. И если бы поэты, стараясь избегнуть пиррихиев, подбирали бы только короткие слова, для своих стихотворений, то это бы обеднило поэзию, лишило бы ее естественности.
Пиррихий не ломает ритм стиха, не разрушает его размера. Он разнообразит стих, устраняет монотонность, придавая ему тончайшие оттенки интонации. Кроме того, пиррихий облегчает стих. В самом деле, попробуем проскандировать строчку (и-клА-нял-сЯ-не-прИ-нуж-дЕ-нно), а затем произнести ее осмысленно, представив, как это делал пушкинский герой: и клАнялся непринуждЕнно. Слово «непринужденно» звучит легко, изящно и свободно, передавая манеру поведения героя. Итак, двусложная стопа с пропущенным ударением называется пиррихием.
|
|
Но существует обратное явление, когда в стихе появляется уже сверхсхемное, или внеметрическое ударение:
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет...
(А. С. Пушкин).
Злость берет, сокрушает хандра.
Так и просятся слезы из глаз.
Нет! Я лучше уйду со двора...
(Н.А. Некрасов).
При скандировании этих стихов мы произносим как слабые слоги слова «швед», «бой», «гром», «злость», «нет!». Стихи Пушкина написаны ямбической стопой ¯ |, а Некрасова — анапестом ¯ ¯ |. При исполнении же мы произносим эти слова, акцентируя на них внимание слушателей. Это создает определенный ритмический перебой, подчеркивает смысловую и эмоциональную окрашенность стиха или отдельного слова. (14) Поэтому наиболее эмоционально насыщенные строки подчеркиваются сверхсхемным ударением. Чаще всего внеметрические ударения встречаются в начале строки. Нередко на первый слог поэты ставят междометия, восклицания, отрицания и т. п.
О, Волга, колыбель моя!
О, если б ведала она...
Нет, дерзкий хищник, нет, губитель...
В середине стиха вне метрические ударения встречаются редко. Вот, например, пушкинская строка:
Скучна мне оттепель: вонь, грязь — весной я болен...
Итак, внеметрическое ударение на слабом месте стиха в ямбе или хорее называется спондеем. Он не ломает размера стиха, хотя и создает заметные ритмические перебои. Благодаря пиррихию и спондею русский классический стих отличается исключительной гибкостью, многообразием оттенков для передачи мыслей и чувств.