Твою качали... /двустопный ямб/. (32)
Ура! в Россию скачет
Кочующий деспот.
Спаситель горько плачет,
А с ним и весь народ... /трехстопный ямб/.
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я... /четырехстопный ямб/.
Мне вас не жаль, года весны моей,
Протекшие в мечтах любви напрасной... /пятистопныйямб/.
Редеет облаков летучая гряда.
Звезда печальная, вечерняя звезда!... /шестистопный ямб/.
3. Следующий фактор, определяющий ритм стиха, связан с наличием цезуры в середине строки. Два последних примера (пятистопного и шестистопного ямба) убедительно говорят о том, как влияет на ритм внутристиховая цезура — короткая пауза, насыщенная активным мыслительным процессом лирического героя.
4. Фактором ритма является и чередование стихов разной длины в определенном порядке. Ведь часто на протяжении всего стихотворения поэты чередуют пять и четыре или четыре и три стопы:
Край родной, весну твою /четыре стопы хорея/
Сердцем принимаю, /три стопы/
Я весной в родном краю /четыре стопы/
|
|
Наломаю Маю /три стопы/
(А. Прокофьев).
И с отвращением читая жизнь мою, /шесть стоп ямба/
Я трепещу и проклинаю, /четыре стопы/
И горько жалуюсь и горько слезы лью /шесть стоп/
Но строк печальных не смываю /четыре стопы/.
(А. С. Пушкин).
Чем больше разницы в длине строк, тем ощутимее ритмический контраст:
Заслоняют небо синее /пятистопный хорей/
Дубы/одна стопа/
Знаю; где-то под осинами /пять стоп/
Грибы, /одна стопа/
Мухоморы да поганки /четыре стопы/
На виду, /две стопы/
Только белые-белянки /четыре стопы/
Не найду... /две стопы/
Тот лесной закон полезен /четыре стопы/
И для нас: /Две стопы/
Скромен добрый гриб, не лезет /четыре стопы/
Напоказ, /две стопы/.
(Раиса Ахматова). (33)
Особенно контрастируют стихи в вольном размере басен, создавая разговорную, живую интонацию речи:
Осел, /одна стопа ямба/
Козел, /одна стопа/
Да косолапый Мишка/три стопы/
Затеяли сыграть квартет... /четыре стопы/.
5. На ритм стиха оказывает влияние характер ритмических окончаний (клаузул). Вслушаемся:
Любви, надежды, тихой славы /женская клаузула: А-вы/
Недолго нежил нас обман; /мужская клаузула: Ан/
Исчезли юные забавы, /женская клаузула: А-вы/
Как сон, как утренний туман, /мужская клаузула: Ан/.
Мужские клаузулы передают глубину содержания второй и четвертой строк: все оказалось — «обман», «туман». Сочетание мужских или женских окончаний с дактилическими или гипердактилическими особенно выявляют многозначность мыслей и чувств.
Прислушаемся к стихам С. Есенина «Лебедушка», написанным четырехстопным хореем, но с дактилическими окончаниями, и убедимся в том, как дактилические клаузулы передают ритмически состояние спокойного счастья от слияния с родной природой, народную мелодию:
|
|
| ¯ ¯
Из-за леса, леса темного,
| ¯ ¯
Подымалась красна зорюшка,
| ¯ ¯
Рассыпала ясной радугой
| ¯ ¯
Огоньки-лучи багровые...
Или пример русской народной песни, написанной шестистопным хореем с гипердактилическими клаузулами:
| ¯ ¯ ¯
Уж и знать, что мне по сеничкам не хаживати,
| ¯ ¯ ¯
Мне мила дружка за рученьку не важивати...
Легко почувствовать, как разительно отличается ритм этих стихов и песни от стихов, написанных той же хореической стопой, но с мужскими или женскими клаузулами:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она... /четырехстопный хорей/
(А. С. Пушкин). (34)
Долго не сдавалась Любушка-соседка.
Наконец шепнула: «Есть в саду беседка»... /шестистопный хорей/
(Н. А. Некрасов).
6. На ритмическое звучание стиха оказывают влияние внеметрические ударения (спондей) и пропуски ударений (пиррихий).
7. На ритм стиха влияет и расположение словоразделов. Мы уже говорили о том, что эмоционально-смысловая нагрузка слова в стихе значительнее, чем в прозе. Поэт «сердцá волнует, мучит, как своенравный чародей».
Закономерно появление стихов В. Маяковского с его особым словоразделом «лесенкой»:
И чудится мне,
что на красном погосте
товарищей
мучит
тревоги отрава.
По пеплам идет,
сочится по кости,
выходит
на свет
по цветам
и по травам...
Эти полные внутреннего напряжения строки из XVIII главы поэмы «Хорошо», передающие воображаемый разговор лирического героя с тенями павших героев, написаны классическим размером: четырехстопным амфибрахием с явлениями стяжения на третьей строке. Но Маяковский располагает эти строки «лесенкой», подчеркивая особую значимость слов, подсказывая исполнителю необходимость отчетливого произнесения. Многие современные поэты в стихах, написанных классическим размером, графически передают свою интонацию, ритмику, дыхание стиха. Они как бы говорят словами Маяковского:
Не позволю
мямлить стих
и мять!
Вспомним графику стихов Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского и многих других. Обратим внимание на графику стихотворения Юлии Друниной «Гость», написанного четырехстопным анапестом:
Среди царственных пальм,
На чужом берегу,