Риторика ставит целью воздействие на людей. Выразительность речи — важнейшее коммуникативное качество, обеспечивающее на риторическом уровне достижение влиятельности высказывания, его действенности. Изобразительно-выразительные средства рассматриваются в риторике с точки зрения убеждающего воздействия на слушателей. Если оратор сумел создать яркую картину, то это значит, что информация, с ней связанная, закрепится в сознании слушателей; это ещё не значит убедить, но значит создать благоприятную почву для убеждения.
Среди средств выразительности речи выделяют тропы и фигуры. Троп – слово или выражение, употреблённое в переносном значении. Эти значения всегда изобретаются говорящим, всегда оригинальны и необычны, т.к. отклоняются от принятого в речи употребления слов. — перенос значения по сходству, смежности признаков или по количественным характеристикам. Фигуры – это особые способы организации высказываний, уклонение от стандарта в расположении слов и выражений; повторы, пропуски, перестановка слов. Чтобы понять различие между ними, нужно иметь в виду, что тропы всегда касаются одного слова, употреблённого не в прямом значении, а фигуры – это необычное употребление группы слов
Самое важное место среди тропов занимает метафора — перенос наименования с одной реалии на другую на основе сходства признаков. Это одно из самых эффективных риторических средств, рассчитанных на долговременное воздействие, она позволяет создать ёмкий образ, основанный на ярких, зачастую неожиданных, смелых ассоциациях. Метафора распространена во всех жанрах речи, предназначенных для воздействия на эмоции и воображение слушателей. Метафора основывается на аналогиях: 1) с борьбой – нанести удар, выиграть сражение, обратить в бегство; 2) с игрой – сделать ход, выиграть партию, поставить на кон, приберегать козыри; 3) спортом – перетягивать канат, положить на обе лопатки; 4) охотой – загонять в западню, наводить на ложный след и т.д. Метафора характерна для политической речи. Например: Мы же не можем участвовать в этом виде клоунады (о выборах президента).
Разновидностью метафоры является олицетворение – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека: Я свистну - и ко мне послушно, робко вползет окровавлённое злодейство и руку будет мне лизать … (В. Шекспир).
Эпитет — образное определение. Выражается обычно словом в переносном значении — прилагательным, наречием, существительным-приложением. Например: золотая осень, заплаканные окна, изумрудные глаза, бродяга-ветер.
Сравнение - сопоставление двух понятий, при котором обнаруживается их сходство по какому-либо признаку. Традиционно сравнение образуется при помощи сравнительных союзов (как, словно, точно, будто, как будто, как... так и): Небеса опускаются наземь, точно занавеса бахрома…
Гипербола основана на преувеличении свойств, качеств, характеристик, размеров предмета с целью создания выразительного образа. Например: Инфляция достигает космических размеров.
Парафраза (перифраза) — измененное наименование предмета, явления или лица, замена их описанием существенных признаков или указанием на их характерные черты. Например: царь зверей (вместо «лев»), Фемида (вместо «юриспруденция»), храм Мельпомены (вместо «театр»). Парафразы делают речь более яркой, запоминающейся, придают высказыванию дополнительный экспрессивный оттенок.
Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противолежащих друг другу, логически исключающих одно другое: ненавидящая любовь, седая юность.
Эллипсис – пропуск элементов высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации: Вместо хлеба – камень, вместо поучения - колотушка.
Антитеза – противопоставление понятий, мыслей, образов, служащее для усиления выразительности. Например: Предложение этих товаров возрастает, но спрос на них падает.
Градация – расположение слов в порядке нарастания или ослабления их смыслового и эмоционального значения: Не жалею, не зову, не плачу… (С. Есенин); Проходили дни, месяцы, годы, но все оставалось по-прежнему. В градациях обычно используются 3—4 слова во избежание снижения эффекта.
Анафора - ораторский прием, состоящий в повторении в начале фраз одних и тех же звуков, слов, словосочетаний, ритмических и речевых конструкций. Происходит не просто повторение слов, а усиление их экспрессивности.
Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например: Я был готов любить весь мир — меня никто не понял: я научился ненавидеть. Я говорил правду — мне не верили: я начал обманывать... Выразительность заметно усиливается, обнаруживая исключительное воздействие на собеседника.
Риторический вопрос — утверждение в форме вопроса, который не требует ответа, зачастую выражающее какое-либо чувство: возмущение, радость, удивление и т.п. Например: На кого не действует новизна?; Жить — или влачить жалкое существование?; Будет ли толк от реформ? Риторическим вопросом иногда целесообразно завершить рассуждение, перечисление фактов, доводов.
Одна из самых важных и популярных фигур речи — период. Это структурно организованное ритмизированное высказывание, состоящее из двух соразмерных частей, — восходящей и нисходящей. Благодаря легкости и изяществу формы, легкости восприятия заключенного в нем содержания период получил распространение в публицистической речи и в ораторских выступлениях.
Итак, фигуры и тропы способствуют риторическому усилению речи, придают ей выразительность
1) Аннушкин В.И. Риторика: обзор классической и современной проблематики. А., 2002.
2) Аннушкин В.И. Риторика: обзор классической и современной проблематики. А., 2002.