Примечание. Здесь даны лишь краткие схемы ответов, они могут носить более развернутый характер. В скобках указано количество баллов за каждый необходимый элемент ответа и сумма баллов в целом.
С1
Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Может быть указано, что:
- время появления документа – июль 1942 г.;
- общепринятое название – «Ни шагу назад!»
|
|
Приведены 2 элемента ответа
|
|
Приведен 1 элемент ответа
|
|
Все элементы ответа названы неверно
|
|
Максимальный балл
|
|
С2
Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Может быть указано, что:
- причина – прорыв немцев к Дону и угроза Сталинграду и Северному Кавказу;
- последствие – укрепление дисциплины;
- еще возможное последствие – рост неоправданных потерь
|
|
Приведены 3 элемента ответа
|
|
Приведены 1–2 элемента ответа
|
|
Все элементы ответа названы неверно
|
|
Максимальный балл
|
|
С3
Ответ (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Баллы
|
Могут быть названы точки зрения:
- приказ сыграл положительную роль и способствовал перелому в войне;
- приказ дестабилизировал ситуацию в войсках и принес больше вреда, чем пользы
|
|
Приведены 2 элемента ответа
|
|
Приведен 1 элемент ответа
|
|
Все элементы ответа названы неверно
|
|
Максимальный балл
|
|
С4
Элементы ответа
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
|
Ученик может выбрать одну из названных или иную (промежуточную) точку зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:
При выборе оценки, изложенной в задании:
- немецкие солдаты (как правило, бывшие промышленные рабочие) были лучше подготовлены к «войне моторов», чем красноармейцы (обычно вчерашние колхозники);
- немецкая армия была гораздо более технически оснащенной, механизированной и, следовательно, более маневренной армией;
- на обеспечение немецкой армии и армий союзников Германии работала промышленность всей континентальной Европы;
- немецкая армия получила огромный боевой опыт при проведении крупных военных операций в Европе;
- государства с самым разным общественным строем и разным руководством не смогли эффективно противостоять немецко-фашистской агрессии;
- хотя Сталин и уничтожил значительную часть генеральского и офицерского корпуса в годы массовых репрессий, само качество этого корпуса, сформировавшегося в годы гражданской войны, и его готовность к войне в новых условиях вызывают у ряда специалистов сомнения.
При выборе альтернативной точки зрения:
- массовые репрессии предвоенного времени уничтожили значительную часть офицерского корпуса страны, грамотные и подготовленные военные кадры;
- из-за просчета Сталина нападение Германии стало полной неожиданностью, советские войска не были приведены в состояние боеготовности;
- советский план военной компании пренебрегал организацией обороны, предполагал немедленный переход границы и переход в контрнаступление; попытки следовать этому в первые дни войны породили хаос;
- старые укрепления на границе были демонтированы, а новые еще не успели возвести;
- предвоенная пропаганда не нацеливала солдат и офицеров на беспощадную борьбу с врагом, а апеллировала к «классовой солидарности» с немецкими рабочими;
- политика предвоенного времени привела к тому, что многие социальные и этнические группы испытывали враждебность к Советской власти и не горели желанием ее защищать
|
Указания к оцениванию
| Баллы
|
Названа оценка, отличная от приведенной в задании, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 3 подтверждающие ее аргумента
|
|
Названа оценка, отличная от приведенной в задании, сделан выбор предпочтительной оценки, приведены 1–2 аргумента, ее подтверждающие
|
|
Другая оценка не названа, но приведены 2 положения, свидетельствующие о том, что учащийся по существу придерживается определенной точки зрения
|
|
Общей оценки нет, выбор не заявлен, приводится лишь 1 положение
|
|
Все элементы ответа названы неверно
|
|
Максимальный балл
|
|