Тема 6. Проблема сознания

План

1. Сознание как философская категория.

2. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения. Мышление и мозг.

3. Общеисторическая природа сознания. Роль труда в возникновении и развитии сознания. Единство языка и мышления.

4. Самосознание.

1. Сознание - одна из самых сложных проблем философии. И на каждом этапе развития она решается по- разному. В целом сознание - одна из самых абстрактных категорий. Она парная к понятию материи: по мере развития философии материи она наполнялась новым материалом. Над проблемой сознания размышляли еще в античности.

ДЕМОКРИТ: душа также материальна, только состоит из особого вида материи.

На современном этапе развития философия накопила достаточный материал, чтобы решить проблему сознания. В противоположность материи сознание характеризуется таким понятием, как идеальное. Это значит, что его нельзя характеризовать признаками, присущими физическому миру, как это можно сделать с материальным понятием. В сознании существуют образы, многообразие предметов и вещей, которые в своей совокупности составляют сознание человека и сознание в целом. Эти образы материальных предметов, обладающих физическими характеристика и представляют идеальное

Образ вещи и сама вещь являются противоположностями. Идеальность образа - это его невидимость, неосязаемость, внепространственность, недоступность для других людей. Образы в сознании в отличие от своих материальных прообразов не имеют веса, запаха, пространственных и временных границ. Возникают благодаря взаимодействию человека с окружающей средой. Это возможно только при наличии мозга, при его связи с природой. Объекты природы, взаимодействую с мозгом, рождают образы, которые формируют сознание. Идеальное, в отличие от материального, есть нечто существующее не в объективной реальности, а лишь в сознании.
Однако, само сознание - это реальность, т. е. нечто существующее. Но реальность особого рода: не объективная реальность, а субъективная реальность мысли.
Субъективный образ несет на себе отпечаток личности или группы личностей, отражает ценности и установки этой группы. Образ не может существовать вне конкретной личности, со всеми ее индивидуальными особенностями. Он зависит от нервной системы, уровня знаний... Материя и сознание - два вида реальностей, объективная и субъективная. Они не совпадают, сильно отличаются друг от друга, но это различие нельзя абсолютизировать. Оно является абсолютным, когда мы говорим о том, что первично: материя или сознание. Сейчас - материя, которая в эволюции проходит ряд ступеней, и лишь на определенном этапе возникает сознание. Но, с точки зрения сложившегося сознания, это противоположность не абсолютная. Сознание рассматривается в двух аспектах:

·
онтологическом;

·
гносеологическом.


А. Сознание - свойство высокоорганизованной материи, функционирования человеческого мозга, продукт человеческого развития. Но не в том смысле, что оно связано с нервной системой, а в том, что оно возникло как социальной формы движения материи.

Б. С человеческой точки зрения, сознание - высшая форма отражения действий. Главная функция сознания - адекватное отображение мира, получение достоверных знаний о его законах.

2. Важное значение для понимания сущности сознания имеет понятие отражения. С точки зрения современной науки отражение представляет собой всеобщее свойство материи. Способность к отражению свойственна всем видам и формам материи, но характер отражения определяется формой движения материи. Чем сложнее форма движения, тем сложнее отражение.

Отражение есть всеобщее св-во материи, которое выражается в способности материальных систем посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними систем.

Возникновение ощущения в психике сознания лежит на этой линии способности воспроизводства отражения. Вместе с эволюцией материи формы отражения тоже развивались. Эволюцию форм отражения.

Способность отражения на уровне живой природы проходит две ступени развития:

1. Раздражимость, т. е. способность живого отвечать на внешнее воздействие состоянием возбуждения, которое отражается внешней реакцией. Это материальное явление - признак всей живой материи. Чувствительность - это способность отражать отдельные св-ва объектов в виде ощущений.

2. Психика
- это отражение нервной системы, проходит ряд этапов. Высшая форма психики - сознание. Эволюция сознания от низшего к высшему не дает возможности понять всю проблему сознания.

Мозг - необходимое условие возникновения сознания. Ученые всегда пытались понять, как он функционирует. Древнегреческий ученый Акмеон считал, что мозг - основа жизни.

Гиппократ: только из мозга возникают радости, горести, печали и слезы. С помощью мозга мы видим, думаем, отличаем прекрасное от ужасного. До сих пор мозг - тайна. Безусловно, сознание не может возникнуть, если отсутствует мозг. Когда нарушается структура лобных долей мозга, человек не может создавать и помнить законы поведения, осуществлять самоконтроль. Если поражены затылочно- теменные участки, нарушается ориентация в пространстве, счет в уме и др.

Учение о мозге прошло большое развитие и сейчас известно, что кора головного мозга состоит из 15 млрд. нервных клеток /нейроны/. Если их вытянуть в ряд

получится 5000 км. Каждая из клеток, с помощью отростков находится в контакте с другой, образуя ажурную цепь. Нервные окончания - щупальцы мозга, но одного мозга недостаточно, чтобы возникло сознание, мыслит не мозг, а человек с помощью мозга. Для возникновения сознания необходимо еще и общество. Реальностью сознание становится только в обществе.

3. Энгельс считал, что решающую роль в возникновении сознания сыграл труд. Роль труда складывается из нескольких факторов. Труд сыграл роль в становлении мозга. Развитие мозга человека обусловлено не только биологическими, но и социальными условиями. Через труд мозг обезьяны превращался в мозг человека. Благодаря труду мозг высвободил передние конечности, которые были нужны и усложнялись. Так лапа обезьяны превратилась в руку, увеличилась подвижность головы, изменилась грудная клетка, в следствии этого изменился мозг /увеличился/. Левое полушарие стало базой логического мышления. Правое - образного мышления.
Также труд - основное условие существования человека и человеческого общества.
Маркс считал, что труд - результат взаимодействия человека с природой. Но в основе труда лежит цель. Прежде чем что-либо создавать человек формирует определенную цель, а животное - нет.

5. Сознание как продукт социального развития существует лишь в форме психической деятельности. Психика – это особая форма отражения реальности. Такой подход позволяет выделить и другие свойства сознания. Существенно, что, отражая действительность, оно и само входит в понятие действительности. Сознание – это двуединое отражение, в котором фиксируется единство субъекта и объекта.

Такое свойство сознания более полно раскрывается понятием рефлексия, которое выражает форму теоретической деятельности человека, направленной на осмысление (осознание) своих собственных действий. Это также деятельность самопознания, раскрывающая духовный мир человека. Значение рефлексии состоит в том, что посредством ее достигается освоение культуры, деятельных возможностей человека.

Сознание не только отражает действительность, но позволяет высказать определенное к ней отношение. Это его свойство дает возможность человеку занять ту или иную позицию в отношении объектов неживой и живой природы, в конкретных жизненных условиях и обстоятельствах. То есть речь идет о том, что наличие сознания придает человеческому поведению ценностный и личностный аспект.

Наконец, сознание включает в себя творческое начало, открывающее человеку возможность преобразования мира, совершенствования природных задатков. Только творческий человек способен быть свободным человеком.

Литература

1. Гуревич П. С. Основы философии. – М.: Кнорус, 2011 – 480 с.

2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник для ВУЗов. – М.: Логос, 2007. – 329 с*.

3. Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия: учебник для вузов. – С.- Пб.: Питер, 2010. – 558 с.

4. Кузнецов В.Г., Миронов В.В., Момджян К.Х., Кузнецова И.Д. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник. – М.: Высшее образование, 2010. – 519 с*.

5. Лавриненко В. Н. Философия. 5-е изд. Учебник для вузов. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – 561 с.

6. Л 6. Липский Б. И. Марков Б. В. Философия. Учебник для вузов. – М.: ЮРАЙТ, 2011. – 495 с.

7. Миронов В.В., Зотов А.Ф., Разин А.В. Философия. – М.: МГУ, 2011–672 с.

8. Миронов В.В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2011. – 240 с.

9. Радугин А. А. Философия. Курс лекций. Учебное пособие. – М.: Центр, 2001. – 592 с*.

10. Спиркин А. Г. Философия. Учебник для вузов. – М.: Гардарики, 2008. – 828 с*.

11. Тундыков Ю.Н. Краткая история философии. Учебное пососбие для студентов всех специальностей. 3-е издание, перераб. и доп. – Екатеринбург: УрГУПС, 2011. – 68* с.

·


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: