Формы и методы товароснабжения розничных торговых предприятий

В торговой практике используют две формы товароснабжения: транзитную и складскую.

Транзитная форма товароснабжения предусматривает завоз товаров от изготовителей непосредственно в розничную торговую сеть, минуя склады оптовых баз.

Такая форма снабжения магазинов применяется по скоропор­тящимся товарам и товарам, не требующим подсортировки (хлеб и хлебобулочные изделия, напитки, стройматериалы, мебель и т. д.). Транзитная форма снабжения магазинов может применяться при работе с местными поставщиками по любым товарам, так как в этом случае их завоз осуществляется автомобильным транс­портом, а поэтому не требуется соблюдения нормы единовремен­ной отгрузки.

Транзитная форма товароснабжения способствует сокращению времени доведения товаров до магазинов, снижению транспортно-экспедиционных расходов и товарных потерь.

Однако во многих случаях она не может быть использована: если требуется накопление товаров, подсортировка, преобразо­вание производственного ассортимента в торговый. Возникает необ­ходимость применитьскладскую форму товароснабжения. При этом возрастут расходы, связанные с выполнением складских операций с товаром, его хранением.

Тем не менее достаточно часто при работе с товарами сложного ассортимента, сезонного производства и потребления применение этой формы является предпочтитель­ным, так как совокупные издержки по завозу, хранению и продаже товаров в магазине снижаются. Это происходит потому, что увели­чение издержек в складском звене компенсируется снижением их в магазинах за счет ускорения реализации подсортированных и подготовленных к продаже партий товаров, уменьшением товарных запасов и расходов на их содержание.

Важное значение для рациональной организации товароснаб­жения розничной торговой сети имеет выбор метода завоза товаров.

Основными являются два метода. Первый метод предполагает, что завоз товаров осуществляется силами и средствами розничных торговых предприятий и называется децентрализованным (самовы­воз). Этот метод отвлекает работников магазинов от их непосредст­венной работы по торговому обслуживанию населения, приводит к неэффективному использованию транспорта, в итоге увеличи­ваются издержки по завозу товаров.

Второй метод — централизованный, предусматривает завоз това­ров силами и средствами поставщика. Он более экономичный., позволяет улучшить управление процессом товародвижения, лучше использовать автотранспорт. Работники магазинов не отвлекаются для поездки за товаром. При этом методе отборка товаров может быть осуществлена лично" или по заявке (письменной или по теле­фону).

В снабжении розничной торговой сети применяются и другие методы: снабжение через передвижные склады, подвижные товарные образцы, разъездных товароедов, через мелкооптовую посылочную торговлю.

Выбор форм и методов товароснабжения закрепляется в дого­ворах поставки при установлении хозяйственных связей.

При всех формах и методах товароснабжения заведующие мага­зинами составляют заявки на завоз товаров. При этом они должны учитывать спрос населения, степень его удовлетворения, размер однодневной продажи, фактический объем товарных запасов, а также объем неснижаемого запаса, необходимого для бесперебой­ной торговли, наличие не пользующихся спросом товаров, частоту завоза.

На товары, которыми магазин ранее не торговал, первая заявка должна быть небольшой (пробная продажа). При разработке заявки следует учитывать изменение спроса в связи с обычаями, тради­циями, праздниками, сезонными колебаниями и другими рыноч­ными условиями.

Заявки передаются поставщику, осуществляющему товароснабжение магазинов, и должны быть выполнены в предусмотренные договором сроки.

ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ СЕТИ

В современных условиях совершенствование товароснабжения как составной части единой сквозной системы продвижения това­ров от производства до потребителя должно строиться на основе "индустриальных методов, обеспечивающих механизацию всех тру­доемких процессов.

Решить эту задачу наилучшим образом но щеляст применение прогрессивных технологий товароснабжения, к числу которых сле­дует отнестицентрализованную доставку товаров в таре-оборудова­нии.

Ее прогрессивность определяется следующим:

- вводится четкая система организации завоза товаров по утверж­денным графикам и маршрутам;

- ответственность за товароснабжение возлагается на поставщи­ков;

- создаются условия. для поддержания стабильного ассортимента товаров в магазинах, нормализации товарных запасов, ускоре­ния товарооборачиваемости;

- товар завозится в магазин максимально подготовленным к про­даже;

- повышается эффективность использования автотранспорта;

- лучше обеспечивается сохранность товарно-материальных цен­ностей;

- создаются предпосылки для механизации погрузочно-разгру-зочных работ;

- унифицируется документооборот и ускоряется обработка доку­ментов.

Основным элементом данной системы товароснабжения по схе­ме поставщик—автотранспорт—торговый зал магазина является тарооборудование с унифицированными параметрами на базе меж­дународного модуля 800 х 1200 мм. Технологический процесс дви­жения товаров по этой схеме представлен на рис. 9.

Технологический процесс движения контейнеров по схеме "оптовая база - автотранспорт - розничное торговое предприятие"

0 Контейнер с товаром

П Порожний контейнер

Рис. 9. Технологический процесс товароснабжения розничной торговой сети npи централизованной доставке товаров в контейнерах.

Для успешной организации централизованной доставки товаров в таре-оборудовании необходимо обосновать экономическую целе­сообразность ее внедрения и выполнить определенные организа­ционно-технические мероприятия на оптовых базах, на транс­порте, в магазинах по их подготовке к использованию этой системы. Кроме того, следует выделить ассортимент товаров, пригодных для завоза в таре-оборудовании.

Рассмотрим основные этапы разработки мероприятий по внед­рению централизованной доставки в таре-оборудовании (таблица 1).

Таблица 1 - Этапы разработки мероприятий по внедрению централизованной доставки товаров

Аналитиче­ская часть Дислокация торговой сети. характеристика торговых пред­приятий, группировка торговых предприятий по типам, объему товарооборота
Расчетная часть Определение следующих показателей для внедрения централизованной доставки: - грузооборота; - рациональных размеров поставки и частоты завоза товаров; - маршрутов, графиков доставки товаров; - потребность в транспортных средствах; - потребность в многооборотной таре
Технологиче­ская часть Подготовка технических средств, транспорта, оборудования экспедиции оптовых баз и зон приема товаров в розничных предприятиях, составление технологических карт и моделей товародвижения
Организационная часть Управление товароснабжением, определение ответствен­ных лиц за выполнение разделов технологической части, обеспечение сохранности товаров в пути, документооборот, обработку информации, контроль графиков отбора и завоза товаров
Экономиче­ская часть Расчет эффективности внедрения технологической схемы централизованной доставки, выявление резервов ее повы­шения

Этап 1. Анализ сложившейся системы товароснабжения и оценю степени подготовленности всех ее участников (опт, розница автотранспорт) к внедрению прогрессивной технологии.

Этап 2. Расчетная часть.

Этап 3. Технологическая часть.

Этап 4. Организационная часть.

Этап 5. Оценка экономической эффективности программа перевода на прогрессивную технологию товароснабжения.

На первом этапе составляется характеристика розничных тор­говых предприятий, в которые намечается централизованная до­ставка: тип магазина, месторасположение, режим работы, наличие разгрузочных площадок, рампы, конструктивные особенности магазина, обеспечивающие возможность разгрузки и транспорти­рования тары-оборудования в торговый зал.

Оценивается состояние дорог, пригодность автотранспорта к перевозке тары-оборудования. Изучается материальная база оптового предприятия: наличие мно­гооборотной тары-оборудования, залов товарных образцов, экспе­диционных складов и т. д. Обращается внимание на обеспечение всех участников процесса товароснабжения средствами механиза­ции для переработки грузов в таре-оборудовании.

На втором этапе необходимо выполнить следующие расчеты:

- определить оборот груза, доставляемого централизованно в таре-оборудовании;

- рассчитать рациональные партии и частоту завоза товаров;

- рассчитать потребность в многооборотной таре;

- определить потребность в автотранспортных средствах. На третьем этапе разрабатывается технологическая часть, где формируются предпосылки для внедрения новой технологии.

Определяется порядок и сроки представления и выполнения заявок на завоз товаров, порядок отборки товаров, составляются маршруты, схемы и графики завоза товаров в магазины, устанав­ливается порядок оформления и оборота документов.

Особое внимание следует обратить на разработку маршрутов и схем завоза.

Маршруты представляют собой путь движения автотранспорта.

Они составляются так, чтобы непроизводительные пробеги были минимальными и максимально использовалась грузоподъемность автомобилей.

Для составления маршрутов нужна карта-схема зоны обслу­живания с нанесенными дорогами и расстояниями от базы до населенных пунктов, где расположены магазины.

Маршруты целесообразно разрабатывать отдельно для доставки продовольственных и непродовольственных товаров, так как у них разная частота завоза, условия транспортирования и т. д.

Целесообразно соблюдать следующую последовательность сос­тавления маршрутов.

Вначале разработать маршруты для магазинов, объем завоза в которые равен или кратен грузоподъемности автомобиля с учетом класса груза. Доставка товаров в эти магазины осуществляетсяодним или несколькими рейсами полностью загруженных автомобилей. Такие маршруты называются маятниковыми.

Для магазинов, объем завоза в которые превышает грузоподъ­емность автомобиля и не кратен ей, вначале составляются маятни­ковые маршруты, по которым доставляется основная часть товаров. Остальные товары завозятся по кольцевым маршрутам. Магазины, у которых размер единовременной поставки меньше грузоподъемности автомобиля, также объединяются в кольцевые маршруты.

Кольцевые маршруты предполагают завоз товаров одним рей­сом в несколько магазинов. Для снабжения магазинов потреби­тельской кооперации они наиболее распространены из-за измельченности и рассредоточенности розничной торговой сети, что оп­ределяет небольшие партии единовременного завоза.

Целесообразно вначале выполнить рейсы на небольшие расстоя­ния, а затем — отдаленные маршруты. Маршруты группируются так, чтобы автомобиль рационально использовался в течение дня, совершал несколько рейсов, доставляя в магазин товар, а в обратном направлении загружаясь порожней тарой. Разработанные маршруты представляют основу для составления схем завоза товара, которые должны ежегодно пересматриваться.

На четвертом этапе наибольший эффект централизованная доставка даст при отработке технологии ее организации на всех этапах у всех участников.

На оптовых базах для этого необходимо отработать рациональ­ную систему приема заявок на завоз товаров и контроль за их выполнением, отборку и выписку, упаковку и пакетирование груза, группировку по маршрутам, отпуск и погрузку.

Прием заявок и контроль их выполнения лучше всего органи­зовать через информационно-диспетчерскую службу оптовой базы. Необходимо вести их регистрацию в специальном журнале. Срок выполнения принятых заявок не должен превышать трех дней.

Для отборки товаров на базах следует организовать работу залов товарных образцов, где должна быть сосредоточена организаци­онно-коммерческая работа с покупателями и оформление отборки товаров.

При переходе на централизованную доставку на базе целесо­образно создать экспедиционный склад, площадь которого должна обеспечить возможность размещения в нем суточного объема до­ставляемых товаров.

Назначение такого склада состоит в том, чтобы сосредоточить у себя подготовленные всеми товарными складами к отправке грузы. Экспедиционный склад принимает их по количеству мест, каждое из которых опломбировано. При этом проверяется целостность тары, чехлов, пломб, наличие сопроводительных документов, которые вкладываются в специальные карманы на чехлах контей­неров. Принятые товары регистрируются в специальном журнале и формируются по маршрутам и получателям. Затем заказывается соответствующее количество транспорта.

Водитель-экспедитор принимает товар по количеству мест, про­веряет целостность тары, чехлов, креплений, пломб, расписыва­ется в журнале в получении груза и товарно-транспортной наклад­ной. По окончании загрузки автомашины ставится штамп "Выезд разрешен". Такая четко отработанная технология экспедиционного склада повышает эффективность использования автотранспорта и способствует совершенствованию товароснабжения.

Прогрессивным направлением в организации снабжения явля­ется система дифференцированного подхода к завозу товаров, исхо­дя из типизации магазинов и ассортиментных перечней. Учитывая, что в системе потребительской кооперации много магазинов, тор­гующих товарами повседневного спроса, оптовым базам целесообразно иметь у себя специализированные склады по торговле непродовольственными товарами повседневного спроса. Это создает условия для более углубленной детальной работы с этим ассорти­ментом.

Оптовой базе необходимо также решить проблему максималь­ной подготовки товаров к продаже, если этого не сделал изгото­витель. Особенно это касается продовольственных товаров, требую­щих фасовки.

Автотранспорт, используемый для централизованной доставки товаров в таре-оборудовании, должен быть оборудован средствами механизации для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, размеры кузова должны быть унифицированы по модулю тары-оборудования.

Магазины также должны быть подготовлены к приемке товаров в таре-оборудовании. Для этого необходимо построить разгрузочные площадки, рампы, убрать пороги, ширина дверей и прочность пола должны обеспечить беспрепятственное движение контейнера в торговый зал. Работники магазина обязаны знать правила приемки товаров в таре-оборудовании и порядок ее возврата.

Завершающим этапом в разработке программы перехода на централизованную доставку является расчет экономической эффек­тивности. Она исчисляется как разница между издержками организации завоза по ранеё действующей системе (самовывоз) при централизованной доставке. Как правило, себестоимость доставки 1 т груза при внедрении прогрессивной технологии сокра­щается.

Экономия достигается за счет лучшего использования авто­транспорта, полной его загрузки, сокращения пустых пробегов и простоев, механизации погрузочно-разгрузочных работ, повыше­ния ритмичности и бесперебойности снабжения магазинов, опти­мизации в них товарных запасов, завоза подготовленных к продаже товаров и ускорения их оборачиваемости, совершенствования управления процессом товароснабжения. Это обеспечивает доста­точно быструю окупаемость капитальных вложений, связанных с внедрением прогрессивной технологии завоза товаров в розничную торговую сеть.

Литература

Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: Учеб.для вузов. - 9-е изд.,перераб.и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009

Дашков Л.П. Организация,технология и проектирование торговых предприятий: Учеб.для вузов. - 9-е изд.,перераб.и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: