Общие принципы дальнейшего руководства войной

3 марта на совещании представителей армии и флота было принято компромиссное решение по вопро- су дальнейшего ведения войны.

7 марта совет утвердил «Общие принципы дальней- шего руководства войной»:

1. Чтобы подчинить Англию и сломить боевой дух США, необходимо, продолжая развивать достигнутые военные успехи, создать на длительный период благопри- ятную военно-политическую обстановку и при первой же возможности рассмотреть вопрос о проведении активно- го курса.

2. Удерживая оккупированные районы и основные ли- нии коммуникаций, ускорить разработку и использование сырьевых ресурсов в целях обеспечения самостоятельно- сти страны, укрепления ее национальной и военной мощи.

3. Для выработки конкретного курса на более актив- ное руководство войной необходимо рассмотреть такие вопросы, как состояние нашей национальной мощи, из- менения в боевых операциях, положение на германо-со- ветском фронте, американо-советские отношения, наме- рения Чунцина.

4. Политику в отношении СССР проводить на основе

«Плана ускорения завершения войны против США, Анг- лии, Голландии и Чунцина», утвержденного 15 ноября

1941 года, и документа «О неотложном строительстве по мере развития обстановки», утвержденного 10 января

1942 года.

При создавшейся в настоящее время обстановке не осуществлять посредничества между Германией и СССР в вопросе мира.


5. Политику в отношении Чунцина проводить на ос- нове документа «О работе против Чунцина по мере из- менения обстановки», утвержденного 24 декабря 1941 года.

6. Сотрудничество с Германией и Италией проводить на основе «Плана ускорения завершения войны против США, Англии, Голландии и Чунцина», утвержденного

15 ноября 1941 года.

Как видно, содержание п. 1 «Общих принципов даль- нейшего руководства войной» весьма расплывчато. Ар- мейское и морское командование давало ему совершен- но различное толкование. На заседании 7 марта на воп- рос министра финансов Кая, что означает фраза

«продолжая развивать достигнутые военные успехи», за- меститель начальника генерального штаба Ватанабэ Мо- ритакэ ответил, что здесь имеется в виду проведение вспо- могательных операций в том масштабе, в каком они не окажут существенного влияния на национальную мощь. Касаясь содержания концовки п. 1 «при первой же воз- можности рассмотреть вопрос о проведении активного курса», начальник управления военного министерства Муто ответил, что эта концовка означает примерно то же самое, что и фраза о выработке «конкретного курса на более активное руководство войной» п. 3.

Начальник управления военно-морского министерства Ока, касаясь п. 1, подчеркнул, что переход Японии к обо- роне может иметь весьма важные последствия и в резуль- тате действий противника приведет к дезорганизации обо- роны. Далее он изложил точку зрения военно-морского командования на характер дальнейших действий:

уничтожить силами флота морские силы противника1;

подавить его базы, предназначенные для контрнаступ- ления;

1 Решающее генеральное морское сражение рассматривается как обязательное условие выигрыша войны в целом и как панацея от все- возможных бед. Особенно остро вопрос о решающем сражении в этом периоде войны встанет при подготовке операции против о. Мидуэй. В последующем он поднимался во всех случаях, когда в ходе опера- ций складывалась тяжелая для Японии обстановка.


укрепить союз со странами оси и разбить каждого про- тивника в отдельности; цель отдельных ударов — Чунцин, Англия, США;

для ликвидации чунцинского правительства изолиро- вать Чунцин путем усиления операций в Бирме, что дол- жно привести также к отрыву Индии от Англии;

активизировать военные действия на австралийском и гавайском направлениях, уничтожить военно-морские силы противника, подавить его базы, предназначенные для контрнаступления.

13 марта премьер-министр и оба начальника штабов обратились к императору с докладом:

«От имени Ставки и правительства нижайше докла- дываем Вашему Величеству.

Сейчас, когда благодаря Вашей мудрой добродетели завершаются операции начального периода, Ставка и пра- вительство начиная с третьей декады февраля всесторон- не рассмотрели вопросы о достигнутых военных успехах и их значении, об изменениях в международной обста- новке, состоянии национальной и военной мощи импе- рии, пришли к полному и единому мнению и имеют честь доложить Вашему Величеству нижеследующее.

1. Об общих принципах дальнейшего руководства вой- ной против США и Англии.

Совершенно очевидно, что затяжной характер настоя- щей войны требует принятия необходимых мер. Нет ни- какого сомнения в том, что в ближайшее время очень трудно заставить США и Англию подчиниться. Как пред- видели еще перед началом войны, завершить ее путем компромисса невозможно.

Военно-политическое превосходство, достигнутое к настоящему времени вследствие блистательных военных успехов, требует проведения различных мер в пределах возможности государства, с тем чтобы, воспользовавшись нынешним моментом, еще больше развить военные ус- пехи, создать на длительный период благоприятную во- енно-политическую обстановку и заставить США и Анг- лию перейти к пассивной оборонительной стратегии.

2. О необходимости укрепления национальной и во- енной мощи в целях ведения затяжной войны.


В ходе дальнейшего ведения империей войны крайне необходимо постоянно укреплять национальную и воен- ную мощь, иметь возможность своевременно принимать различные меры в соответствии с изменившейся обста- новкой.

В военной истории имеется много примеров, когда ослабление обороноспособности страны в ходе войны приводило к тому, что для достижения даже частичного военного успеха требовалось затратить огромные усилия.

Руководство войной требует принятия различных мер, чтобы быстрее сломить сопротивление противника. С другой стороны, необходимо приложить усилия для ук- репления национальной и военной мощи, как этого тре- бует ведение затяжной войны.

3. К вопросу о новом курсе на более активное руко- водство войной.

Вопрос о том, принять ли новый курс на более актив- ное в будущем руководство войной, требует всесторон- него и глубокого изучения не только достигнутых к на- стоящему времени военных успехов, но также и различ- ных факторов в их совокупности, таких, как усиление национальной мощи противника и нашей страны, особен- но вооруженных сил, изменение характера наших воен- ных операций, отношение к СССР и Китаю, положение на германо-советском фронте. Курс на более активное руководство войной затрагивает, например, и вопрос о захвате Индии и Австралии.

4. О политике в отношении СССР в современных ус- ловиях. Политика в отношении СССР должна проводить- ся на основе решений, одобренных советом, а именно:

всеми силами препятствовать расширению войны дру- гой стороной;

прилагать усилия к тому, чтобы во время операций против районов Южных морей всячески избегать войны с СССР;

прилагать усилия к тому, чтобы сохранить спокой- ную атмосферу в японо-советских отношениях и вместе с тем препятствовать укреплению связей СССР с США и Англией, а при возможности оторвать СССР от этих стран.


Эта политика, конечно, совершенно не означает отка- за от проведения соответствующих военных приготовле- ний против СССР. Необходимо находиться в полной го- товности к военным действиям, чтобы одержать реши- тельную победу в кратчайшие сроки.

Что касается мира между Германией и СССР, то при- мирение обеих сторон при современном положении со- вершенно исключается. Попытки предложить услуги в посредничестве могут привести в этих условиях к ухуд- шению японо-германских отношений и вызвать осложне- ния в японо-советских отношениях. Поэтому в настоящее время нам не следует выступать посредником.

5. О политике в отношении Чунцина.

Эта политика должна проводиться на основе курса, принятого советом и предусматривающего подчинение Чунцина, используя колебания чунцинского правитель- ства в результате достигнутых империей военных успе- хов и давления на его слабые стороны.

6. О политике в отношении Германии и Италии.

С точки зрения достижения целей войны все настоятель- нее чувствуется необходимость дальнейшего укрепления союза с Германией и Италией, поэтому необходимо придер- живаться установленного курса на сотрудничество с ними.

Нижайше докладываем об этом Вашему Величеству.

13 марта 1942 года

Премьер-министр Тодзио Хидэки Начальник морского генерального штаба Нагано Осами Начальник генерального штаба Сугияма Гэн».

Меры по увеличению тоннажа судов. Важное место с точки зрения руководства войной занимал вопрос о мор- ских судах. В программе судостроения, принятой в нача- ле войны, общий тоннаж строящихся судов был установ- лен в среднем 600 тыс. т ежегодно. Однако при обсужде- нии этого вопроса 7 марта было решено построить в 1943 бюджетном году суда общим тоннажем 650 тыс. т, а в 1944 бюджетном году довести его до 850 тыс. т. Была опреде- лена программа увеличения тоннажа судов и приняты следующие меры, направленные на уменьшение напря- женности в перевозках.


а) можно сказать, что расширение судостроения и уве- личение производства стали находятся как бы в заколдован- ном кругу: для расширения судостроения требуется увели- чить производство стали, для чего необходимо увеличить перевозки угля и железной руды, а это, в свою очередь, тре- бует увеличения транспортных возможностей судов.

Единственный выход из этого положения — сокраще- ние перевозок угля и железной руды за счет использова- ния железного лома для увеличения производства стали; б) для снижения перевозок угля, занимающего боль- шой удельный вес в общем объеме перевозок, необходи- мо улучшить положение с его обогащением, а для этого требуется поставить под государственный контроль обо-

рудование по обогащению угля;

в) важными вопросами, требующими скорейшего раз- решения, являются утверждение плана и плановое стро- ительство судов образца военного времени, повышение эффективности использования портового погрузочно-раз- грузочного оборудования и создание органа по контролю за перевозкой грузов, установление системы плановых перевозок на моторно-парусных судах, проведение опре- деленных мер в отношении экипажей судов, например организация их подготовки.

К вопросу о сокращении тоннажа судов, зафрахтованных для армии. По утвержденному плану с июля 1942 года, т. е. на восьмой месяц после начала войны, общий тоннаж заф- рахтованных для армии судов должен был сократиться до

1 млн т. Однако в связи с проведением широкой операции в Бирме армии потребовалось дополнительно 200 тыс. т. По- требности армии в судах после июля также определялись в

1,2 млн т. По этому вопросу разгорелся спор между началь- ником планового бюро Судзуки и заместителем начальника генерального штаба Ватанабэ. В конце концов было реше- но снизить тоннаж зафрахтованных для армии судов до

1 млн. т, а недостающие 200 тыс. т восполнить за счет подъе- ма и ремонта затонувших, за счет использования захвачен- ных у противника и строительства деревянных судов. Было также решено, что изменения в тоннаже зафрахтованных для армии и флота судов будут утверждаться советом. В дальнейшем это решение строго выполнялось.


ГЛАВА VI


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: